способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути

Классы МПК:E01B9/40 подкладки для широкоподошвенных рельсов
E01B9/46 с помощью зажимов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-07-24
публикация патента:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи. Способ включает установку рельса 12 на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2 так, чтобы ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10 совпадали, а ось металлической подкладки 2 относительно оси рельса была смещена на величину 4 мм. После износа рельса металлическую подкладку 2 освобождают и переворачивают на 180°, рельс 12 передвигают до установленной нормативной ширины колеи. Ось металлической подкладки 2 также должна быть смещена относительно рельса 12 на величину 4 мм. Металлическую подкладку 2 выполняют с двумя ребордами 11 и подрельсовой площадкой 10, причем ось металлической подкладки 2 смещена относительно оси подрельсовой площадки 10 на величину 4 мм. Изобретение позволяет повысить надежность рельсового скрепления. 2 н.п. ф-лы, 2 ил. способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438

способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438 способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438

Формула изобретения

1. Способ регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающий установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, отличающийся тем, что устанавливают рельс на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпадали, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса внутрь ширины колеи на величину 4 мм, после износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса в наружную сторону ширины колеи на величину 4 мм.

2. Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, представляющее собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенной между ними подрельсовой площадкой, отличающееся тем, что ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи.

В процессе эксплуатации железных дорог при взаимодействии колес подвижного состава с рельсами железнодорожного пути происходит интенсивный износ боковой поверхности последних в кривых участках пути. В результате накопления бокового износа происходит увеличение расстояния между боковыми поверхностями рельсов железнодорожной колеи, так называемой ширины колеи. В определенный момент времени значение ширины колеи достигает значений, превышающих нормативные с установленными по условиям безопасности движения поездов допусками. Возникает необходимость в регулировании посредством уменьшения до нормативного значения ширины колеи.

Замена рельсов требует больших затрат, поэтому важнейшей задачей является реализация возможности регулирования ширины колеи, особенно с железобетонными шпалами, с наименьшими затратами.

Известно рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР № 771231, МПК E01B 9/46, заявлено 26.12.1978 г.), содержащее подкладку, контактирующую с ней клемму, имеющую выступы в верхней части для подошвы рельса и крепежный элемент. Для расширения диапазона регулировки ширины колеи клемма в плане имеет форму спирали Архимеда, центр которой расположен на вертикальной оси крепежного элемента, а контактирующие поверхности клемм и подкладки выполнены со шлицами.

При регулировке ширины колеи откручивается гайка, клемма вынимается и устанавливается в шлицевом соединении таким образом, чтобы выступ клеммы охватывал подошву рельса, отрегулированного в соответствии с необходимой шириной колеи. Шлицовое соединение подкладки с клеммой и выполнение последней в виде спирали Архимеда позволяет иметь в зависимости от шага шлицевого соединения большое количество положений рельса в плане.

Недостатком данного устройства и способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является сложность изготовления, трудоемкость в сборке и высокая стоимость.

Известно также рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР № 1467128, МПК E01B 9/46, заявлено 16.12.1985 г.), содержащее подкладку с направляющими, выполненными под углом к рельсу и с отверстиями для ее прикрепления к шпале, прикрепители указанной подкладки, прижимные клеммы, размещенные с обеих сторон рельса, и жестко связанный с каждой прижимной клеммой регулировочный элемент, взаимодействующий одним торцом с подошвой рельса, а другим, выполненным под углом установки направляющей указанной подкладки, - с последней.

Для расширения пределов регулировки положения рельса в плане путем увеличения угла наклона направляющих относительно рельса между подошвой рельса и подкладкой размещена пластина, выполненная за одно целое с регулировочными элементами. Причем на плоскостях регулировочного и взаимодействующих с ним элементов выполнены рифления.

Регулировка положения рельса в плане осуществляется после ослабления затяжки всех прижимных клемм при условии сдвижки элемента в продольно-поперечном направлении в соответствии с углом наклона.

Недостатком данного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является возможность самопроизвольного разрегулирования установленного значения ширины колеи при ослаблении затяжки прикрепителей под динанамическим воздействием подвижного состава в период эксплуатации.

Известно также рельсовое скрепление (Патент РФ № 2100510, МПК E01B 9/46, заявлен 25.06.1996 г.), которое наиболее близко к заявляемому способу.

Данная конструкция рельсового скрепления содержит подкладку с двумя ребордами, расстояние между которыми больше ширины подошвы рельса, с отверстиями под элементы крепления подкладки к шпале, клеммно-болтовое крепление рельса к подкладке и регулирующий элемент. Причем регулирующий элемент выполнен Г-образным, установлен с одной стороны рельса с возможностью перестановки его на другую сторону и закрепления посредством клеммно-болтового крепления, а расстояние между ребордами превышает ширину подошвы рельса на толщину регулирующего Г-образного элемента.

Регулировка ширины колеи железнодорожного пути осуществляется следующим образом: ослабляют затяжку всех клеммно-болтовых креплений, вынимают регулирующий Г-образный элемент из-под клеммно-болтового крепления, передвигают подошву рельса по площадке вплотную к внутренней реборде подкладки, устанавливают регулирующий Г-образный элемент с противоположной стороны рельса и производят затяжку всех клеммно-болтовых креплений.

Недостатком данного рельсового скрепления является повышение сложности и многодетальности конструкции рельсового скрепления за счет введения в скрепление дополнительного регулирующего элемента, а также снижение его надежности из-за возможности излома и выпадения регулирующего элемента.

Целью данного изобретения является регулирование ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах с наименьшими затратами и повышение надежности рельсового крепления.

Задача решается тем, что для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающего установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, согласно изобретению новый рельс устанавливают на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпали, а ось металлической подкладки относительно оси рельса смещают внутрь железнодорожной колеи на величину 4 мм.

После износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, причем ось металлической подкладки смещают относительно оси рельса в наружную сторону железнодорожной колеи на величину 4 мм.

Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути представляет собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенную между ними подрельсовую площадку, причем ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображено рельсовое скрепление (поперечный разрез);

на фиг.2 - металлическая подкладка (поперечный разрез).

Рельсовое скрепление (фиг.1) содержит металлическую подкладку 2, резиновую прокладку 1, размещенные на железобетонной шпале 8 и прикрепленные к ней резьбовыми креплениями 7, устанавливаемыми в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8. Металлическая подкладка 2 выполнена с двумя ребордами 11, между которыми расположена подрельсовая площадка 10 для установки подошвы рельса 12. Подошва рельса 12 крепится к металлическая подкладке 2 с помощью жестких клемм 6 и резьбовых прикреплений 3, 4 с шайбой 5.

На фиг.2 показана ось подрельсовой площадки 10 и ось подкладки 2, причем ось рельса 12 совпадает с осью подрельсовой площадки 10.

Способ работает следующим образом. Новый рельс 12 укладывают с учетом нормативной ширины колеи железнодорожного пути на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2, уложенную на резиновую прокладку 1.

При укладке рельса 12 совмещают ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10, а ось металлической подкладки 2 смещают внутрь ширины железнодорожной колеи относительно оси рельса 12 на величину 4 мм.

Затем металлическая подкладка 2 крепится к шпале 8 при помощи резьбовых прикрепителей 7, устанавливаемых в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8.

После установки на подрельсовую площадку 10 рельса 12 его крепят к металлической подкладке 2 с помощью жестких клемм 6, резьбовых прикрепителей 3, 4 с использованием шайб 5.

В процессе эксплуатации происходит износ головки рельса и ширина колеи увеличивается.

Нормативные значения ширины колеи железнодорожного пути при различных радиусах кривых составляют:

- 350 м и более - 1520способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438 1528 мм;

- 349-300 м - 1530способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438 1538 мм;

- менее 300 м - 1535способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного   пути, патент № 2378438 1541 мм.

При увеличении ширины колеи больше нормативного регулировку производят следующим образом.

Ослабляют затяжку всех прикрепителей 3, 4 и удаляют их вместе с клеммами 6. Затем ослабляют затяжку и удаляют все резьбовые прикрепители 7, установленные в закладные отверстия 9 и прикрепляющие подкладку 2 к шпале 8. Извлекают металлическую подкладку 2, разворачивают на 180° для получения возможности сдвижки рельса внутрь колеи за счет ассиметричного расположения подрельсовой площадки 10. Рельс 12 передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2. Затем затягивают резьбовые прикрепители 7, клеммы 6 и резьбовые прикрепители 3, 4 с шайбой 5.

Для реализации указанного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути необходимо изготовление металлической подкладки 2 с ассиметрично расположенной подрельсовой площадкой 10. С этой целью при изготовлении металлической подкладки смещают ось подрельсовой площадки относительно оси металлической подкладки на 4 мм.

Данное изобретение было апробировано на Восточно-Сибирской железной дороге и дало возможность проводить работы по регулировке ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах, что существенно снизило затраты на его содержание.

Класс E01B9/40 подкладки для широкоподошвенных рельсов

Класс E01B9/46 с помощью зажимов 

Наверх