способ и устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути
Классы МПК: | E01B9/40 подкладки для широкоподошвенных рельсов E01B9/46 с помощью зажимов |
Автор(ы): | Горюнов Алексей Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-24 публикация патента:
10.01.2010 |
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи. Способ включает установку рельса 12 на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2 так, чтобы ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10 совпадали, а ось металлической подкладки 2 относительно оси рельса была смещена на величину 4 мм. После износа рельса металлическую подкладку 2 освобождают и переворачивают на 180°, рельс 12 передвигают до установленной нормативной ширины колеи. Ось металлической подкладки 2 также должна быть смещена относительно рельса 12 на величину 4 мм. Металлическую подкладку 2 выполняют с двумя ребордами 11 и подрельсовой площадкой 10, причем ось металлической подкладки 2 смещена относительно оси подрельсовой площадки 10 на величину 4 мм. Изобретение позволяет повысить надежность рельсового скрепления. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающий установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, отличающийся тем, что устанавливают рельс на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпадали, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса внутрь ширины колеи на величину 4 мм, после износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, а ось металлической подкладки смещена относительно оси рельса в наружную сторону ширины колеи на величину 4 мм.
2. Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, представляющее собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенной между ними подрельсовой площадкой, отличающееся тем, что ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено для регулирования ширины колеи.
В процессе эксплуатации железных дорог при взаимодействии колес подвижного состава с рельсами железнодорожного пути происходит интенсивный износ боковой поверхности последних в кривых участках пути. В результате накопления бокового износа происходит увеличение расстояния между боковыми поверхностями рельсов железнодорожной колеи, так называемой ширины колеи. В определенный момент времени значение ширины колеи достигает значений, превышающих нормативные с установленными по условиям безопасности движения поездов допусками. Возникает необходимость в регулировании посредством уменьшения до нормативного значения ширины колеи.
Замена рельсов требует больших затрат, поэтому важнейшей задачей является реализация возможности регулирования ширины колеи, особенно с железобетонными шпалами, с наименьшими затратами.
Известно рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР № 771231, МПК E01B 9/46, заявлено 26.12.1978 г.), содержащее подкладку, контактирующую с ней клемму, имеющую выступы в верхней части для подошвы рельса и крепежный элемент. Для расширения диапазона регулировки ширины колеи клемма в плане имеет форму спирали Архимеда, центр которой расположен на вертикальной оси крепежного элемента, а контактирующие поверхности клемм и подкладки выполнены со шлицами.
При регулировке ширины колеи откручивается гайка, клемма вынимается и устанавливается в шлицевом соединении таким образом, чтобы выступ клеммы охватывал подошву рельса, отрегулированного в соответствии с необходимой шириной колеи. Шлицовое соединение подкладки с клеммой и выполнение последней в виде спирали Архимеда позволяет иметь в зависимости от шага шлицевого соединения большое количество положений рельса в плане.
Недостатком данного устройства и способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является сложность изготовления, трудоемкость в сборке и высокая стоимость.
Известно также рельсовое скрепление (Авторское свидетельство СССР № 1467128, МПК E01B 9/46, заявлено 16.12.1985 г.), содержащее подкладку с направляющими, выполненными под углом к рельсу и с отверстиями для ее прикрепления к шпале, прикрепители указанной подкладки, прижимные клеммы, размещенные с обеих сторон рельса, и жестко связанный с каждой прижимной клеммой регулировочный элемент, взаимодействующий одним торцом с подошвой рельса, а другим, выполненным под углом установки направляющей указанной подкладки, - с последней.
Для расширения пределов регулировки положения рельса в плане путем увеличения угла наклона направляющих относительно рельса между подошвой рельса и подкладкой размещена пластина, выполненная за одно целое с регулировочными элементами. Причем на плоскостях регулировочного и взаимодействующих с ним элементов выполнены рифления.
Регулировка положения рельса в плане осуществляется после ослабления затяжки всех прижимных клемм при условии сдвижки элемента в продольно-поперечном направлении в соответствии с углом наклона.
Недостатком данного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути является возможность самопроизвольного разрегулирования установленного значения ширины колеи при ослаблении затяжки прикрепителей под динанамическим воздействием подвижного состава в период эксплуатации.
Известно также рельсовое скрепление (Патент РФ № 2100510, МПК E01B 9/46, заявлен 25.06.1996 г.), которое наиболее близко к заявляемому способу.
Данная конструкция рельсового скрепления содержит подкладку с двумя ребордами, расстояние между которыми больше ширины подошвы рельса, с отверстиями под элементы крепления подкладки к шпале, клеммно-болтовое крепление рельса к подкладке и регулирующий элемент. Причем регулирующий элемент выполнен Г-образным, установлен с одной стороны рельса с возможностью перестановки его на другую сторону и закрепления посредством клеммно-болтового крепления, а расстояние между ребордами превышает ширину подошвы рельса на толщину регулирующего Г-образного элемента.
Регулировка ширины колеи железнодорожного пути осуществляется следующим образом: ослабляют затяжку всех клеммно-болтовых креплений, вынимают регулирующий Г-образный элемент из-под клеммно-болтового крепления, передвигают подошву рельса по площадке вплотную к внутренней реборде подкладки, устанавливают регулирующий Г-образный элемент с противоположной стороны рельса и производят затяжку всех клеммно-болтовых креплений.
Недостатком данного рельсового скрепления является повышение сложности и многодетальности конструкции рельсового скрепления за счет введения в скрепление дополнительного регулирующего элемента, а также снижение его надежности из-за возможности излома и выпадения регулирующего элемента.
Целью данного изобретения является регулирование ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах с наименьшими затратами и повышение надежности рельсового крепления.
Задача решается тем, что для регулирования ширины колеи железнодорожного пути, включающего установку рельса, скрепление его с металлической подкладкой, согласно изобретению новый рельс устанавливают на подрельсовую площадку металлической подкладки так, чтобы ось рельса и ось подрельсовой площадки совпали, а ось металлической подкладки относительно оси рельса смещают внутрь железнодорожной колеи на величину 4 мм.
После износа рельса металлическую подкладку освобождают и переворачивают на 180°, рельс передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку металлической подкладки, причем ось металлической подкладки смещают относительно оси рельса в наружную сторону железнодорожной колеи на величину 4 мм.
Устройство для регулирования ширины колеи железнодорожного пути представляет собой металлическую подкладку с двумя ребордами и расположенную между ними подрельсовую площадку, причем ось металлической подкладки смещена относительно оси подрельсовой площадки на величину 4 мм.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображено рельсовое скрепление (поперечный разрез);
на фиг.2 - металлическая подкладка (поперечный разрез).
Рельсовое скрепление (фиг.1) содержит металлическую подкладку 2, резиновую прокладку 1, размещенные на железобетонной шпале 8 и прикрепленные к ней резьбовыми креплениями 7, устанавливаемыми в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8. Металлическая подкладка 2 выполнена с двумя ребордами 11, между которыми расположена подрельсовая площадка 10 для установки подошвы рельса 12. Подошва рельса 12 крепится к металлическая подкладке 2 с помощью жестких клемм 6 и резьбовых прикреплений 3, 4 с шайбой 5.
На фиг.2 показана ось подрельсовой площадки 10 и ось подкладки 2, причем ось рельса 12 совпадает с осью подрельсовой площадки 10.
Способ работает следующим образом. Новый рельс 12 укладывают с учетом нормативной ширины колеи железнодорожного пути на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2, уложенную на резиновую прокладку 1.
При укладке рельса 12 совмещают ось рельса 12 и ось подрельсовой площадки 10, а ось металлической подкладки 2 смещают внутрь ширины железнодорожной колеи относительно оси рельса 12 на величину 4 мм.
Затем металлическая подкладка 2 крепится к шпале 8 при помощи резьбовых прикрепителей 7, устанавливаемых в закладные отверстия 9 железобетонной шпалы 8.
После установки на подрельсовую площадку 10 рельса 12 его крепят к металлической подкладке 2 с помощью жестких клемм 6, резьбовых прикрепителей 3, 4 с использованием шайб 5.
В процессе эксплуатации происходит износ головки рельса и ширина колеи увеличивается.
Нормативные значения ширины колеи железнодорожного пути при различных радиусах кривых составляют:
- 350 м и более - 1520 1528 мм;
- 349-300 м - 1530 1538 мм;
- менее 300 м - 1535 1541 мм.
При увеличении ширины колеи больше нормативного регулировку производят следующим образом.
Ослабляют затяжку всех прикрепителей 3, 4 и удаляют их вместе с клеммами 6. Затем ослабляют затяжку и удаляют все резьбовые прикрепители 7, установленные в закладные отверстия 9 и прикрепляющие подкладку 2 к шпале 8. Извлекают металлическую подкладку 2, разворачивают на 180° для получения возможности сдвижки рельса внутрь колеи за счет ассиметричного расположения подрельсовой площадки 10. Рельс 12 передвигают до установления нормативной ширины колеи и укладывают на подрельсовую площадку 10 металлической подкладки 2. Затем затягивают резьбовые прикрепители 7, клеммы 6 и резьбовые прикрепители 3, 4 с шайбой 5.
Для реализации указанного способа регулирования ширины колеи железнодорожного пути необходимо изготовление металлической подкладки 2 с ассиметрично расположенной подрельсовой площадкой 10. С этой целью при изготовлении металлической подкладки смещают ось подрельсовой площадки относительно оси металлической подкладки на 4 мм.
Данное изобретение было апробировано на Восточно-Сибирской железной дороге и дало возможность проводить работы по регулировке ширины колеи железнодорожного пути на железобетонных шпалах, что существенно снизило затраты на его содержание.
Класс E01B9/40 подкладки для широкоподошвенных рельсов
Класс E01B9/46 с помощью зажимов
рельсовое скрепление (варианты) - патент 2520179 (20.06.2014) | |
рельсовое скрепление - патент 2100510 (27.12.1997) | |
крепежное устройство для фиксации рельса на шпале - патент 2052556 (20.01.1996) | |
рельсовое промежуточное скрепление - патент 2041304 (09.08.1995) | |
рельсовое скрепление - патент 2027821 (27.01.1995) | |
рельсовое скрепление - патент 2026442 (09.01.1995) |