способ очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог, мостов и других территорий с аналогичным покрытием
Классы МПК: | E01H1/00 Удаление грязи, пыли и тп с дорожных и подобных покрытий с увлажнением или без него |
Автор(ы): | Батурин Александр Васильевич (RU), Шорников Сергей Иванович (RU), Васильков Алексей Сергеевич (RU), Гриневич Олег Алексеевич (RU), Драчиков Сергей Александрович (RU), Драчикова Евгения Сергеевна (RU), Клячко Ирина Львовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество по проектированию строительства мостов "Институт Гипростроймост" (RU), Общество с ограниченной ответственностью "Экологическая фирма Клин Стрим" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-09-24 публикация патента:
10.01.2010 |
Способ очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог и мостов состоит в сборе крупных и пылевидных загрязнений в контейнер, смыве растворимых загрязнений водой с одновременным механическим разрушением нерастворимых водой загрязнений, и последующем сборе этой воды с загрязнениями в контейнер, и вывозе контейнера на очистные сооружения. Перед началом работы по очистке поверхности покрытий определяют Сн - начальную концентрацию загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3, Э - эффективность очистки за один цикл уборки, % и Сост - остаточную концентрацию загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3. Для достижения нормативной остаточной концентрации загрязняющего вещества Сост , мг/л, г/м3 процесс очистки поверхности повторяют неоднократно, при этом n - количество очисток (уборок) поверхности покрытий определяют по формуле: n=logba, где b=1-0,01·Э, а=Сост:Сн, при этом n=log1-0,01·Э (Сост:Сн), где Сост - остаточная концентрация загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3; Сн - начальная концентрация загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м 3; Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %; n - количество циклов уборок загрязнений для достижения нормативной концентрации загрязняющего вещества. Достигается исключение устройства водоотводных лотков и транспортировка загрязненных стоков к очистным сооружениям. 3 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог и мостов, состоящий в сборе крупных и пылевидных загрязнений в контейнер, смыве растворимых загрязнений водой с одновременным механическим разрушением не растворимых водой загрязнений и последующем сборе этой воды с загрязнениями в контейнер и вывозе контейнера на очистные сооружения, отличающийся тем, что перед началом работы по очистке поверхности покрытий определяют Сн - начальную концентрацию загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3, Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %, и Сост - остаточную концентрацию загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3, после чего процесс очистки поверхности повторяют неоднократно до достижения нормативной остаточной концентрации загрязняющего вещества С ост, мг/л, г/м3, при этом n - количество очисток (уборок) поверхности покрытий определяют по формуле
n=log ba,
где b=1-0,01·Э,
а=Сост :Сн,
при этом
n=log1-0,01·Э (Сост:Сн),
где Сост - остаточная концентрация загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3;
Сн - начальная концентрация загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3;
Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %;
n - количество циклов уборок загрязнений для достижения нормативной концентрации загрязняющего вещества.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что воду для смыва растворимых соединений подают под давлением от 2 до 300 бар.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что воду для смыва растворимых загрязнений нагревают до температуры от 5 до 95°С.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в воду для смыва труднорастворимых загрязнений добавляют химические реагенты-растворители.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к способам очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог, мостов и других территорий с аналогичным покрытием.
Известен способ очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог и мостов, состоящий в сборе крупных и пылевидных загрязнений в контейнер, смыве растворимых загрязнений водой с одновременным механическим разрушением нерастворимых водой загрязнений, и последующем сборе этой воды с загрязнениями в контейнер, и вывозе контейнера на очистные сооружения |1|.
Недостатком известного способа является невозможность полного отказа от организации сбора ливневых стоков с дорожного покрытия автодорог и мостов и транспортировки их на очистные сооружения.
Задача настоящего изобретения - исключить устройство водоотводных лотков и сбор ливневых стоков с дорожного покрытия автодорог и мостов и транспортировку загрязненных ливневых стоков к очистным сооружениям.
Поставленная задача решается за счет того, что в способе очистки поверхности покрытий проезжей части автодорог и мостов, состоящем в сборе крупных и пылевидных загрязнений в контейнер, смыве растворимых загрязнений водой с одновременным механическим разрушением нерастворимых водой загрязнений, и последующем сборе этой воды с загрязнениями в контейнер, и вывозе контейнера на очистные сооружения, предварительно перед началом работы по очистке поверхности покрытий определяют Сн - начальную концентрацию загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3, Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %, Сост - остаточную концентрацию загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3, после чего для достижения нормативной остаточной концентрации загрязняющего вещества Сост , мг/л, г/м3, процесс очистки поверхности повторяют неоднократно, при этом n - количество очисток (уборок) поверхности покрытий определяют по формуле:
n=logb a,
где
b=1-0,01·Э
а=Сост:Сн,
при этом
n=log1-0,01·Э(Сост:Сн),
где
Сост - остаточная концентрация загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м 3;
Сн - начальная концентрация загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м 3;
Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %;
n - количество циклов уборок загрязнений для достижения нормативной концентрации загрязняющего вещества.
Воду для смыва растворимых соединений подают под давлением от 2 до 300 бар.
Воду для смыва растворимых загрязнений нагревают до температуры от 5 до 95°С.
В воду для смыва труднорастворимых загрязнений добавляют химические реагенты-растворители.
В соответствии с современными экологическими требованиями запрещается сброс ливневых сточных вод с автодорог и мостов.
Традиционным методом является устройство вдоль дорог и мостов специальных лотков для сбора ливневых стоков с загрязнениями и отвод их к очистным сооружениям.
Однако для протяженных покрытий, например на многокилометровых мостовых переходах, лотки и дренажные трубопроводы для сбора с моста ливневых сточных вод в соответствии со СНИП 2.04.03-85 должны иметь уклоны не менее 0,007, а с учетом намораживания в холодное время года - до 0,03. Так, на мосту длиной 3,8 км перепад уровней лотка должен составить при уклонах 0,007-0,03 соответственно 13,3 м - 57 м при расположении очистных сооружений с двух сторон моста и 26,6 м - 114 м при устройстве очистных сооружений с одной стороны моста.
Такие ливнесборные устройства практически нереально построить и невозможно эксплуатировать.
В соответствии с завляемым способом предлагается использовать для очистки объектов, имеющих водонепроницаемые и не размываемые покрытия, в частности мостовых переходов, вакуумные подметально-уборочные машины (спецавтотранспорт), работающие по принципу моющего пылесоса. Эти машины осуществляют сбор крупных и пылевидных загрязнений в контейнер, смыв растворимых загрязнений водой с одновременным механическим разрушением нерастворимых загрязнений водой, и последующий сбор этой воды с загрязнениями в контейнер, и вывоз контейнера на очистные сооружения. Перед началом работы по очистке поверхности покрытий необходимо определить Сн - начальную концентрацию загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3, Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %, Сост - остаточную концентрацию загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3. Для достижения нормативной остаточной концентрации загрязняющего вещества Сост, мг/л, г/м3 процесс очистки необходимо повторять неоднократно. Количество циклов очисток (уборок) n определяют по формуле:
n=logba,
где
b=1-0,01·Э
a=Сост:Сн,
при этом
n=log1-0,01·Э(Сост :Сн),
где
Сост - остаточная концентрация загрязняющего вещества после одного цикла уборки, мг/л, г/м3;
Сн - начальная концентрация загрязняющего вещества на поверхности покрытия, мг/л, г/м3;
Э - эффективность очистки за один цикл уборки, %;
n - количество циклов уборок загрязнений для достижения нормативной концентрации загрязняющего вещества.
Предлагаемый способ очистки поверхностей покрытий проезжей части автодорог и мостов позволяет:
- практически полностью отказаться от организации сбора ливневых стоков с дорог и мостов (сохраняется только система отвода нормативно-чистых ливневых стоков в согласованные места сброса);
- полностью отказаться от транспортировки лотками и трубами ливневых стоков на очистные сооружения, исключить для труднодоступных объектов строительство насосных станций;
- расположить новые очистные сооружения в наиболее удобных для эксплуатации местах или использовать ранее недоступные существующие сооружения;
- исключить пылегашение;
- содержать дорожное покрытие в более чистом и безопасном состоянии по сравнению с традиционными методами уборки.
Источник информации
1. Вакуумно-подметальные машины Bravo. Коммунальная техника из Европы, http:i-project.su. 2008 г.
Класс E01H1/00 Удаление грязи, пыли и тп с дорожных и подобных покрытий с увлажнением или без него