способ определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей

Классы МПК:G01N17/00 Исследование устойчивости материалов к атмосферному или световому воздействию; определение антикоррозионных свойств
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-11
публикация патента:

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке их коррозионной активности. Способ определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей, при котором происходит взаимодействие в реакционной емкости специально подготовленной контрольной пластины и анализируемого топлива при температуре 150°С в течение 3 ч, в процессе которого фиксируют текущие значения электрического сопротивления контрольной пластины Ri, строят графическую зависимость изменения электрического сопротивления по времени Ri =f(способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i), определяют мгновенные скорости изменения электрического сопротивления контрольной пластины, из которых выбирают максимальное значение этой скорости Vmax, по которой определяют момент времени способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Vmax, соответствующий максимальной скорости, и по графической зависимости Ri=f(способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i) находят значение электрического сопротивления RVmax для этого момента времени, в качестве информационного показателя коррозионной активности топлив используют разность между RVmax и начальным значением электрического сопротивления Rнач, сравнивают полученную величину с максимально допустимым значением, за которое принимают 200 Ом, и при значении информационного показателя более 200 Ом топливо для реактивных двигателей считают коррозионно-активным. Целью предложенного изобретения является повышение точности и достоверности определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей при взаимодействии их с металлами и сплавами. 4 ил., 1 табл. способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

Формула изобретения

Способ определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей, включающий взаимодействие в реакционной емкости специально подготовленной контрольной пластины и анализируемого топлива при температуре 150°С в течение заданного отрезка времени и последующую оценку коррозионной активности топлива по информационному показателю, отличающийся тем, что используют контрольную пластину из стекла, на которую с одной стороны равномерно нанесен слой металла, электрическое сопротивление которого составляет 10±1 Ом, взаимодействие контрольной пластины и анализируемого топлива осуществляют в течение 3 ч, в процессе которого фиксируют текущие значения электрического сопротивления контрольной пластины R i строят графическую зависимость изменения электрического сопротивления по времени Ri=f(способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i), определяют мгновенные скорости изменения электрического сопротивления контрольной пластины, из которых выбирают максимальное значение этой скорости Vmax, по которой определяют момент времени способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Vmax; соответствующий максимальной скорости, и по графической зависимости Ri=f(способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i) находят значение электрического сопротивления RVmax для этого момента времени, в качестве информационного показателя коррозионной активности топлив используют разность между RVmax и начальным значением электрического сопротивления Rнач, сравнивают полученную величину с максимально допустимым значением, за которое принимают 200 Ом, и при значении информационного показателя более 200 Ом топливо для реактивных двигателей считают коррозионно-активным.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам оценки эксплуатационных свойств топлив, в частности к оценке их коррозионной активности, и может быть использовано в химической, нефтехимической и авиационной отраслях промышленности.

Коррозионно-активные компоненты топлив для реактивных двигателей в процессе эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей могут вызывать повышенный износ деталей их топливных насосов, а образующиеся продукты коррозии забивать каналы автоматики, что оказывает значительное влияние на эксплуатационную надежность авиационной техники. Топлива для реактивных двигателей (авиакеросины) могут значительно отличаться по коррозионной активности в зависимости от марки, а также от способа производства в пределах одной марки.

Известен способ определения скорости коррозии, включающий измерение поляризационного сопротивления Rpb двух электродов, в системе металл-электролит; скорость коррозии определяют по формуле:

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

где i - скорость коррозии металла;

К - коэффициент пропорциональности;

S - площадь поверхности одного электрода;

Rpo - поляризационное сопротивление двух электродов, выполненных из разных металлов;

Rpb - поляризационное сопротивление двух электродов, выполненных из одного металла (RU № 2159929, G01N 17/00, 1999 г.).

Также известен способ измерения скорости коррозии металлов и сплавов, включающий размещение образца в коррозионной среде, измерение потенциала коррозии, наложение на образец постоянного потенциала, равного потенциалу коррозии, изменение скорости сопряженной катодной реакции, выдержку образца в коррозионной среде до установившегося значения тока и измерение этого значения тока; скорость сопряженной катодной реакции изменяют за счет изменения скорости обтекания образца коррозионной средой при постоянной концентрации деполяризатора, устанавливают приложенный к образцу потенциал величиной, равной - 0,55 В НВЭ, измеряют установившееся значение предельных токов при измененном и исходном режимах обтекания образца коррозионной средой, определяют ток коррозии по измеренным трем значениям токов по формуле:

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

где Iкор - ток коррозии, А;

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i - установившееся значение тока при потенциале коррозии при изменении условий обтекания образца коррозионной средой, А;

id1 - предельный диффузионный ток восстановления деполяризатора при исходном режиме обтекания образца коррозионной средой, А;

id2 - предельный диффузионный ток при измененном режиме перемешивания среды, А;

знак «-» следует брать при увеличении скорости перемешивания по отношению к исходной;

знак «+» следует брать при уменьшении скорости обтекания образца коррозионной средой;

и по величине тока коррозии судят о скорости коррозии образца (RU № 2185612, G01N 17/00, 2000 г.).

Известно устройство для контроля активности среды с датчиком, выполненным в виде перевернутого полого корпуса с днищем, внутри которого параллельно днищу размещены две плоские катушки индуктивности с расположенным между ними диэлектриком, а чувствительный элемент закреплен на химстойком изоляционном материале одной своей стороной параллельно катушкам индуктивности, датчик выполнен с возможностью обеспечения

fч.э.=k·f0 ;

где 10способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 kспособ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 1;

f0 - частота генерации магнитного поля без чувствительного элемента, Гц;

fч.э. - частота генерации магнитного поля с чувствительным элементом, Гц.

Контроль коррозионной активности среды осуществляют регистрируя воздействие агрессивной среды на чувствительный элемент датчика (RU № 2205383, G01N 17/04, 2000 г.).

Недостатками этих способов является невозможность определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей, не являющихся электролитами.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и взятым за прототип является метод определения коррозионной активности при повышенных температурах [ГОСТ 18598-73 «Топливо для реактивных двигателей. Метод определения коррозионной активности при повышенных температурах»]. В этом методе коррозионную активность топлива оценивают по изменению массы пластинок из электролитической меди и бронзы марки ВБ-23НЦ, находящихся в топливе при проведении поэтапных испытаний (5 этапов) в течение 25 ч при соответствующих условиях испытания.

Пластинки размером (40×10×2)±0,2 мм обрабатывают шлифовальной шкуркой для удаления пятен и царапин. Замеряют длину, ширину и толщину пластинок с погрешностью не более 0,1 мм. Пластинки промывают спиртом, сушат и взвешивают с точностью до 0,0002 г. В два реакционных сосуда (один для меди, другой для бронзы) наливают по 400 см3 топлива, куда на подвесках помещают пластинки. Далее оба сосуда помещают в термостат, нагретый до температуры 150°С. Топливо термостатируют при указанной температуре в течение 5 ч; затем приборы охлаждают на воздухе, а топливо заменяют свежим, не удаляя при этом выпавший осадок. Эту операцию проводят 5 раз каждые пять часов. По окончанию испытаний пластинки вынимают из прибора, промывают от топлива и сушат при (100±2)°С. Образовавшиеся отложения на пластинках удаляют 30%-ным раствором серной кислоты.

Коррозионную активность топлива вычисляют по формуле:

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

где К - коррозионная активность топлива, г/м2 (например, для топлива ТС-1 не более 2,5 г/м 2);

m - масса пластинки до испытания, г;

m1 - масса пластинки после испытания и удаления с нее отложений, г;

S - площадь пластинки, м2.

Недостатками данного метода являются значительная длительность, низкая точность и недостаточная чувствительность метода, обусловленные весовым способом определения показателя.

Технический результат изобретения - повышение точности и достоверности определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей при взаимодействии их с металлами и сплавами, используемыми для изготовления деталей топливных систем авиационных двигателей.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей, включающем взаимодействие в реакционной емкости специально подготовленной контрольной пластины и анализируемого топлива при температуре 150°С в течение заданного отрезка времени и последующую оценку коррозионной активности топлива по информационному показателю, согласно изобретению используют контрольную пластину из стекла, на которую с одной стороны равномерно нанесен слой металла, электрическое сопротивление которого составляет 10±1 Ом, взаимодействие контрольной пластины и анализируемого топлива осуществляют в течение 3 ч, в процессе которого фиксируют текущие значения электрического сопротивления контрольной пластины Ri, строят графическую зависимость изменения электрического сопротивления по времени Ri=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i), определяют мгновенные скорости изменения электрического сопротивления контрольной пластины, из которых выбирают максимальное значение этой скорости Vmax, по которой определяют момент времени способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Vmах, соответствующий максимальной скорости, и по графической зависимости Ri=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i) находят значение электрического сопротивления RVmax для этого момента времени, в качестве информационного показателя коррозионной активности топлив используют разность между RVmax и начальным значением электрического сопротивления Rнач, сравнивают полученную величину с максимально допустимым значением, за которое принимают 200 Ом, и при значении информационного показателя более 200 Ом топливо для реактивных двигателей считают коррозионно-активным.

На фиг.1 представлено устройство для реализации способа определения коррозионной активности реактивных топлив (в разрезе);

фиг.2 - контрольная пластина (общий вид);

фиг.3 - зависимость изменения электрического сопротивления контрольного образца по времени испытания Ri=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 );

фиг.4 - зависимость скорости изменения электрического сопротивления контрольного образца по времени испытания VRi=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 ).

Устройство (фиг.1) содержит реакционную емкость 1 - стальной цилиндр, на фланец которого устанавливается крышка 2. Крышка 2 закрепляется накидной гайкой 3. Для герметизации реакционной емкости 1 между ней и крышкой 2 устанавливается резиновое уплотнительное кольцо 4. Внутри реакционной емкости 1 размещают стеклянный стакан 5 с испытуемым топливом 6. В крышке 2 имеются два отверстия для установки электродов 7, в нижних торцах которых выполнены прорези и перпендикулярно этим прорезям отверстия с резьбой для винтов 8. Электроды 7 электроизолированы от крышки 2 уплотнительными втулками 9 и закреплены гайками 10.

Контрольная пластина 11 (фиг.2) выполнена из стекла 11а (например, химико-лабораторного по ГОСТ 21400 или другого, по физико-химическим свойствам соответствующего ГОСТ 21400) размерами (40×10×2)±0,2 мм, на которую любым известным способом нанесен слой 11б сплава ВБ-23НЦ площадью 400 мм2, толщиной 0,0595 мкм, электрическое сопротивление которого составляет 10 Ом.

Максимально допустимое значение изменения электрического сопротивления контрольной пластины способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Rmaxспособ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 доп=200 Ом выбрано на основании экспериментальных данных, полученных при испытании различных топлив для реактивных двигателей с известным уровнем коррозионной активности. Проявление максимальной фиксируемой коррозионной активности топлив по отношению к металлам и сплавам, из которых изготавливают детали топливных систем авиационных газотурбинных двигателей, происходит в течение 3 ч, после чего наступает стабилизация. Это послужило обоснованием длительности испытания.

Контрольную пластину 11 вставляют в прорези электродов 7 и зажимают винтами 8, обеспечивающими контакт своими торцами с металлическим покрытием пластины. Контроль за герметичностью в реакционной емкости 1 осуществляют по показаниям манометра 12.

Способ определения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей осуществляется следующим образом.

Пример. В качестве анализируемого образца топлива была испытана прямогонная керосиновая фракция топлива ТС-1 производства ОАО «Рязанская НПК» (далее: топливо). Контрольную пластину 11 с нанесенным слоем бронзы марки ВБ-23НЦ, начальное электрическое сопротивление которого равно 10,0 Ом, протирают льняной тканью, смоченной спиртом, ополаскивают чистым спиртом, высушивают между листами фильтровальной бумаги при комнатной температуре и устанавливают с помощью пинцета в прорези электродов 7 и поджимают винтами 8. К наружным концам электродов 7 подключают прибор 13 для измерения электрического сопротивления (например, марки Р 5035 или Р 5126).

В стеклянный стакан 5 наливают 50 см3 профильтрованного испытуемого топлива и помещают его на дно реакционной емкости 1. На реакционную емкость 1 устанавливают крышку 2 с электродами 7 и пластиной 11 и герметизируют при помощи накидной гайки 3.

После этого подготовленную реакционную емкость 1 помещают в предварительно разогретый до температуры (150±2)°С термостат 14 (например, аппарат типа ТСРТ-2). Момент помещения реакционной емкости 1 в термостат 14 принимают за начало испытания (точка "а" на фиг.3).

В процессе испытания в течение 3 ч фиксируют текущие значения электрического сопротивления Ri контрольной пластины, по заданной программе получают график изменения электрического сопротивления Ri=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i) (фиг.3) по времени и по полученным данным строят график мгновенной скорости изменения электрического сопротивления контрольной пластины по времени испытания Vi=способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 i) (фиг.4). Выбирают значение максимальной скорости изменения электрического сопротивления Vmax (точка "b") для испытуемого топлива (составляет 32 Ом/мин). Этой скорости соответствует момент времени способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Vmах=100 мин (точка "с"). Этому моменту времени способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Vmax=100 мин при Vmax=32 Ом/мин соответствует значение электрического сопротивления контрольной пластины 11 RVmax=316,8 Ом (точка "d").

Коррозионную активность испытуемого топлива оценивают по изменению электрического сопротивления образца за время, прошедшее от начала испытания до достижения максимальной скорости коррозии, определяемое по формуле:

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 R=RVmax-Rнач=316,8-10,0=306,8 Ом.

Сравнивают полученное значение способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 R с максимально допустимым значением способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Rmaxспособ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 доп, и поскольку способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 R=306,8 Ом>способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 Rmaxспособ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 доп=200 Ом, испытуемое топливо ТС-1 считают коррозионно-активным.

Заявленным способом и способом-прототипом были испытаны образцы топлив для реактивных двигателей (см. таблицу).

Как видно из результатов испытаний, приведенных в таблице, заявляемый способ позволяет подразделять топлива по уровню их коррозионной активности: наиболее коррозионно-активным является образец № 3 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 R=306,8 Ом), наименее коррозионно-активным является образец № 5 (способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640 R=45,3 Ом). Заявляемый способ хорошо коррелирует со способом прототипа, однако, в отличие от него, позволяет прогнозировать ресурс работы топливных насосов высокого давления авиационных газотурбинных двигателей.

Применение изобретения позволяет оценить коррозионную активность топлив для реактивных двигателей по информационному показателю - изменению электрического сопротивления образца за время, прошедшее от начала испытания до достижения максимальной скорости коррозии при уменьшении материальных и трудовых затрат на проведение испытания без снижения уровня точности.

способ определения коррозионной активности топлив для реактивных   двигателей, патент № 2378640

Класс G01N17/00 Исследование устойчивости материалов к атмосферному или световому воздействию; определение антикоррозионных свойств

способ определения коррозионного состояния подземной части железобетонных опор -  патент 2528585 (20.09.2014)
способ прогнозирования долговечности промышленных противокоррозионных лакокрасочных покрытий для металлических поверхностей -  патент 2520164 (20.06.2014)
портативная лабораторно-полевая дождевальная установка -  патент 2519789 (20.06.2014)
способ контроля стойкости трубных сталей против коррозионного растрескивания под напряжением -  патент 2515174 (10.05.2014)
способ определения плотности дефектов поверхности оптической детали -  патент 2515119 (10.05.2014)
устройство для контроля проникновения локальной коррозии в металлические конструкции -  патент 2510496 (27.03.2014)
способ прогнозирования аварийного технического состояния трубопровода канализационной системы -  патент 2508535 (27.02.2014)
способ оценки стойкости сварных изделий из низкоуглеродистых сталей к коррозионному растрескиванию под напряжением -  патент 2506564 (10.02.2014)
способ оценки стойкости стальных изделий против локальной коррозии -  патент 2504772 (20.01.2014)
установка для коррозионных испытаний -  патент 2502981 (27.12.2013)
Наверх