способ развития творческих способностей учащихся
Классы МПК: | G09B11/04 направляющие листы и пластины, калькировка таблиц |
Автор(ы): | Васильев Сергей Николаевич (RU), Филинберг Ирина Николаевна (RU), Васильева Вера Васильевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кузбасская государственная педагогическая академия" (КузГПА) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-14 публикация патента:
10.01.2010 |
Изобретение относится к области обучения, а именно к развитию творческих способностей в области искусства. Моделирование персонажей осуществляют на материальном носителе с помощью шаблонов одинаковой формы, но разного размера, которые обводят по контуру. Шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью и треугольную прорезь для моделирования рта и ушей персонажей. Шаблоны выполнены из плотного материала и объединены гибким элементом. Конструирование производят путем перемещения шаблонов по поверхности носителя информации. Вырезают смоделированную и сконструированную фигуру, переносят на заготовленный заранее носитель информации нужного цвета и приклеивают. Придают фигурам персонажей изменение положения, соответствующее последовательному изменению во времени. Фиксируют все варианты изменения на бумажном носителе, обозначая цифрами в возрастающем порядке. Техническим результатом изобретения является развитие навыка конструирования и моделирования. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Способ развития творческих способностей учащихся, включающий формирование базы данных персонажей, образов и символов и изучение их характеристик, моделирование и предъявление обучающимся заранее приготовленных элементов персонажей для изготовления художественного изделия на основе выкройки, сконструированной на бумажном носителе, отличающийся тем, что моделирование персонажей осуществляют на материальном носителе с помощью шаблонов одинаковой формы, но разного размера, которые обводят по контуру, а конструирование производят путем перемещения шаблонов по поверхности носителя информации, вырезают смоделированную и сконструированную фигуру, переносят на заготовленный заранее носитель информации нужного цвета и приклеивают, придают персонажу законченный вид путем нанесения отдельных элементов и деталей, затем, пошагово изменяя сконструированную фигуру, придают фигурам персонажей изменение положения, соответствующее последовательному изменению во времени, фиксируют все варианты изменения на бумажном носителе, обозначая цифрами в возрастающем порядке, а изменения фигуры во времени и пространстве, изображающее движение, выполняют путем перемещения шаблонов, изображающих туловище, конечности, голову со ртом и ушами, по поверхности материального носителя, при этом шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью.
2. Дидактическое пособие для моделирования персонажей, содержащее носители информации, представляющие собой шаблоны разного размера и одинаковой формы, выполненные с возможностью обведения их по контуру, отличающееся тем, что шаблоны имеют форму груши с выпуклой и вогнутой боковой поверхностью и треугольную прорезь для моделирования рта и ушей персонажей, при этом шаблоны выполнены из плотного материала и объединены гибким элементом.
3. Дидактическое пособие по п.1, отличающееся тем, что шаблоны выполнены из картона или прозрачного пластика.
4. Дидактическое пособие по п.1, отличающееся тем, что гибкий элемент представляет собой шнурок.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области обучения, а именно к способам развития творческой способности в области искусства.
Известен способ развивающего обучения цветовосприятию в процессе игры (см. патент РФ № 2214850, М. кл. 7: А63F 9/00, опубл. 10.03.2002. Игровой дидактический комплект). Игровой дидактический комплект содержит разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости. Игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений. Размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.
Известен способ развивающего обучения и дидактическое пособие для его осуществления, в котором предъявляют на носителях элементы для конструирования основы персонажа или образца изделия, выполненной белым цветом на цветном фоне, совпадающим с цветом по меньшей мере одного из рисунков минералов и/или горных пород. По их цвету носители рисунков основы помещают в ряды носителей остальных рисунков соответствующей цветовой палитры. Предъявляют на носителях выкройки основы персонажа или образца и размещают их в ряду носителей рисунков соответствующей цветовой палитры. По контурам выкроек вырезают заготовки основы и ее деталей. Конструируют образец изделия путем размещения на носителях рисунков основы поверх ее очертаний заготовок соответствующих конфигураций в каждом ряду соответствующей цветовой палитры. Совмещают заготовки с основой и ее деталями на рисунке, а его фон заполняют носителями рисунков минералов и/или горных пород, совпадающими с ним по цвету (Прототип - пат. РФ № 2265890, G09B 11/10, G09B 19/00).
Дидактическое пособие содержит носитель, пригодный к резанию, на поверхность которого нанесен рисунок и носители рисунков, являющиеся элементами конструирования, большая часть площади которых выполнена в одной цветовой палитре, а вместе носители образуют ряды разных цветовых палитр. Элементы конструирования выполнены в виде носителей рисунков основы белого цвета на цветном фоне и носителей цветных выкроек персонажа или образца и его элементов для вырезания по ним заготовок, имеющих сходную конфигурацию по меньшей мере с одним из носителей рисунков белой основы персонажа или образца и совпадающее с его цветным фоном цветовое исполнение (Прототип - пат. РФ № 2265890, G09B 11/10, G09B 19/00).
Процесс обучения довольно сложен, специфичен, так как требует знания материала самоцветов Урала и умения их резать.
Задачей изобретения является упрощение способа развивающего обучения при использовании более простого дидактического пособия.
Для этого в способе обучения учащихся изобразительной деятельности, включающем ознакомление с фондом образов и фигур, собранном из детской классики, подбор материала носителя и соответствующего ему образца изделия из фонда, моделирование макета из шаблона изделия, изготовление выкройки из макета и нанесение выкройки на материальный носитель, моделируют макет задуманного персонажа фигуры путем накладывания шаблонов, последующего их комбинирования, обведения карандашом, вырезания и наклеивания на материальный носитель, дальнейшую модификацию нарисованных фигур путем пошагового изменения сконструированных фигур, придания фигурам персонажей изменение положения, соответствующее последовательному изменению во времени, фиксировании всех вариантов изменения на бумажном носителе, а изменения фигуры во времени и пространстве, изображающее движение, выполняют путем перемещения деталей-шаблонов, изображающих туловище, конечности, голову с ротиком и ушками, по поверхности материального носителя, при этом шаблоны имеют форму изогнутой груши.
Дидактическое пособие содержит носители информации, позволяющие обводить их по контуру, являющиеся элементами-шаблонами разного размера, но одинаковой формы, при этом шаблоны имеют форму изогнутой груши, выполнены из плотного материала, например картона или пластика, в последнем случае они могут быть прозрачными, и иметь треугольную прорезь, все шаблоны объединены гибким элементом, например шнурком.
Способ развивающего обучения изобразительному искусству имеет целью научить ребенка видеть внутренним взором объект моделирования, у ребенка развивается мелкая моторика руки, исчезает страх, он освобождается от некоторых психологических барьеров, мешающих самостоятельно творить, в более короткие сроки приобретает навыки работы конструирования и моделирования персонажей сказок. В этом помогает дидактическое пособие в виде набора шаблонов, соединенных шнурком.
При всей простоте выполнения шаблоны является универсальными. Боковые поверхности их имеют как выпуклую, так и вогнутую поверхность, что позволяет отразить как различные позы персонажей, так и различные психологические состояния, т.е. радость или горе. Так в угнетенном состоянии персонаж будет иметь сгорбленную спинку. Шаблоны помогут сконструировать любое животное, разные размеры шаблона - это туловище, ручки, ножки или лапки, а также голова. Треугольные прорези - это ротик или ушки, отверстие, через которое продевается шнурок, - при обведении дает глазик.
На фиг.1 показаны элементы шаблона, на фиг.2 - набор шаблонов, элементы 1 и 2 которого соединены шнурком 3. Элемент 2 имеет прорези 4.
Способ осуществляется следующим образом. Из разных сказок, загадок, детской классики создается фонд персонажей, образов и символов. Среди них такие как: Заяц, Волк, Медведь, Колобок, Мышка, Ворона, Лиса, репка, Кошка, Собака, Дед и Бабка, Незнайка, Лебедь, Рак и Щука, Ослик, Слон, Бегемот, Крокодил, Дельфин и т.п. Изготавливается фонд путем вырезания и наклеивания на материальный носитель, например картон. Дети регулярно на занятиях слушают сказки, отгадывают загадки, поют песни. Учатся моделировать образы путем изготовления аппликаций.
Создали фонд персонажей соответственно сюжету, сделали фигуры в первом приближении из заранее приготовленных шаблонов, выполненных на твердом носителе, например, картоне, либо пластике, в последнем случае он может быть прозрачным, сконструировали в статическом положении, наложив шаблоны на цветную бумагу, вырезали фигуры, разложив их на белой бумаге, обвели карандашом, затем, пошагово изменяя сконструированную фигуру, придали фигурам персонажей положение в движении, соответствующее последовательному изменению во времени, и зафиксировали все варианты изменения на бумажном носителе, обозначив цифрами в возрастающем порядке, а изменения фигуры во время движения выполняли путем перемещения деталей-шаблонов, изображающих туловище, конечности, голову с ротиком и ушками, по поверхности материального носителя, при этом шаблоны имеют форму изогнутой груши.
Поскольку способ позволяет легко наносить фигуры на материальный носитель, перемещать их, фиксировать движение, можно по созданному сюжету придумать продолжение. Можно создать мультфильм, загнав в компьютер зарисованные в движении фигуры с помощью известных программ. Например, загружаем наши картинки в 3D Мах, чтобы получить набор нумерованных файлов в формате TGA, а потом получить эти файлы на Betacam - видеокассету телевизионного стандарта. А дальше надо отправить все на VHS. Затем с помощью VHS/DVD рекордера произвести оцифровку и запись на DVD.
Придание фигурам персонажей изменений в пространстве улучшает качество изображаемых фигур, придает им объем, натуральность, что приводит к более качественному выполнению произведений, улучшает соответственно качество обучения художественной деятельности, повышает творческую составляющую обучения.
Класс G09B11/04 направляющие листы и пластины, калькировка таблиц