способ приближенного определения остаточных толщин

Классы МПК:B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам
Патентообладатель(и):Бимбереков Павел Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-07
публикация патента:

Способ относится к судоремонту и касается технологии определения остаточных толщин, преимущественно судов, в процессе их эксплуатации. Способ приближенного определения остаточных толщин, преимущественно настилов палубы и/или днища корпусов судов, состоит в том, что определяют деформации элементов корпуса судна, например палубы и днища, с помощью обмера прогибомерами или посредством определения разницы между общими деформациями, а именно: между гибкими линиями корпуса судна при разных загрузках, например в полном грузу и порожнем. С этой целью определяют при этих условиях осадки носом, кормой и на миделе, находят положение нейтральной линии эквивалентного бруса с помощью измерений тензометрами в крайних связях корпуса, определяют коэффициенты долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса судна, кроме перекрытий палубы и днища, в долях от момента инерции всего эквивалентного бруса корпуса при его общих деформациях, в частности прогибе и перегибе; после этого определяют приведенные площади сечений перекрытий палубы и/или днища и по ним находят остаточные толщины. При этом способе целесообразно определять коэффициенты долевого влияния набора приведенной площади перекрытий палубы и днища по элементам этих перекрытий с учетом потери в результате образования вмятин. Изобретение позволяет упростить определение остаточных толщин, уменьшая до минимума простои судов при освидетельствования их корпусов по остаточным толщинам связей. 1 з.п. ф-лы, 9 ил. способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

Формула изобретения

1. Способ приближенного определения остаточных толщин, преимущественно настилов палубы и/или днища корпусов судов, заключающийся в том, что определяют деформации элементов корпуса судна, например палубы и днища, с помощью обмера прогибомерами или посредством определения разницы между общими деформациями, а именно: между гибкими линиями корпуса судна при разных загрузках, например, в полном грузу и порожнем, для чего определяют в этих условиях осадки носом, кормой и на миделе, находят положение нейтральной оси эквивалентного бруса с помощью измерений тензометрами в крайних связях корпуса, определяют коэффициенты долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса, кроме перекрытий палубы и днища, в долях от момента инерции всего эквивалентного бруса корпуса при его общих деформациях, в частности прогибе и перегибе, а после этого определяют приведенные площади сечений перекрытий палубы и/или днища и по ним находят остаточные толщины.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят определение коэффициентов долевого влияния набора в приведенной площади перекрытий палубы и днища по элементам этих перекрытий с учетом потери в результате образования вмятин.

Описание изобретения к патенту

Способ относится к процедуре определения остаточных толщин, преимущественно судов, возможно в процессе эксплуатации судов.

В [1] предложен вариант оценки допускаемой средней остаточной толщины крайних связей эквивалентного бруса корпуса судна по определяемым значениям допустимой площади сечения этих связей. Там же дан критерий оценки потребности в подробной дефектации корпуса судна по замерам гибкой линии корпуса при двух стандартных случаях загрузки, рассмотренных в расчетах прочности. Например, первый случай - судно в полном грузу, второй - судно порожнем с балластом. Аналитическое выражение критерия имеет вид

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где ТH1, TK1, Tспособ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 1, M1 - соответственно осадки носом, кормой, миделе и изгибающий момент в случае первого варианта загрузки судна;

ТH2, TK2, Tспособ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 2, M2 - соответственно осадки носом, кормой, миделе и изгибающий момент в случае второго варианта загрузки судна;

L - длина корпуса судна;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 , способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 - коэффициенты запаса прочности по предельному моменту для днища и палубы соответственно;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 , способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 - предел текучести материала днища и палубы соответственно;

Е - модуль упругости;

Н - высота эквивалентного бруса корпуса судна.

Данный способ не дает возможности оценки реальной средней остаточной толщины у конкретного судна.

Известен способ определения остаточных толщин судовых конструкций, в частности, ультразвуковым методом, путем их обмера [2].

Задачей, на которую направлено изобретение, является предварительное приближенное определение остаточных толщин, преимущественно в ходе эксплуатации средств.

Техническим результатом является обеспечение минимального срока вывода судов из эксплуатации для освидетельствования их корпусов по остаточным толщинам связей.

Упомянутая задача достигается тем, что производится определение: значений общих деформаций корпуса, в частности гибкой линии корпуса при ряде известных загрузок, в частности в полном грузу и порожнем, возможно определение разницы между общими деформациями, в частности гибкими линиями корпусов, возможно, при известной разнице между загрузками; положения нейтральной линии эквивалентного бруса корпуса судна, например, по измерениям относительных деформаций или напряжений, в частности, тензометрами; коэффициента долевого влияния площадей поперечного сечения связей корпуса, в частности коэффициентов долевого влияния площадей, кроме перекрытий палубы и днища, в долях от момента инерции всего ЭБ корпуса при его общих деформациях, в частности перегибе и прогибе; коэффициентов влияния набора в приведенной площади перекрытий палубы и днища, возможно, по элементам этих перекрытий; деформаций элементов палубы и днища, в частности, путем обмера прогибомерами; зависимости влияния указанных деформаций элементов палубы и днища на приведенную площадь сечения этих перекрытий. Далее производится определение приведенных площадей перекрытий палубы и/или днища. Затем определяются значения средних остаточных толщин настила палубы и/или днища, возможно, по рассмотренным ранее элементам указанных перекрытий. Коэффициенты долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса, кроме перекрытий палубы и днища, в долях от момента инерции всего ЭБ корпуса при его общих деформациях и коэффициенты влияния набора в приведенной площади сечения перекрытий палубы и днища могут определяться по результатам обсчета нового корпуса, по результатам обсчета корпуса, по результатам предыдущей дефектации, по результатам расчета корпуса судна того же проекта, в частности, эксплуатирующегося в аналогичных условиях, по судам того же типа, в частности, эксплуатирующихся в аналогичных условиях и по их комбинациям.

Определение остаточных толщин может производиться с использованием статистических методов, возможно, посредством статистического уточнения промежуточных остаточным толщинам параметров, например приведенной площади сечения палубы и/или днища.

Предусматривается производить уточнение способа путем сопоставления его результатов с непосредственными замерами, в частности, для отдельных связей конструкций и в процесс приближенного определения остаточных толщин вводятся поправочные коэффициенты.

Эксплуатирующиеся суда имеют обшивку и набор, которые вследствие износа, истирания, различных ударов утоняются, могут иметь остаточные деформации.

На фиг.1 дан график зависимости kd=f(FГ /f2) (где kd - коэффициент; FГ - площадь профиля; f2 - площадь присоединенного пояска обшивки): 1 - равнобокий уголок, 2 - неравнобокий уголок, 3 - несимметричный полособульб; на фиг.2 - номограмма для определения редукционных коэффициентов деформированных ребер жесткости при сжимающих напряжениях способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 ж<0, для сталей с пределом текучести до R ен=300 МПа; на фиг.3 - номограмма для определения редукционных коэффициентов деформированных ребер жесткости при растягивающих напряжениях способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 ж>0, для сталей с пределом текучести до R ен=300 МПа; на фиг.4 - зависимость вида tср=F П(Д)/В; на фиг.5способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 9 - графики зависимости FП(Д)/В при поперечной системе набора поясков ЭБ соответственно при b=a, b=2a, b=3a, b=4a, b=6a.

Способ осуществляется следующим образом, реализуемым в излагаемой ниже методике приближенной оценки остаточных толщин корпусов судов.

Методика приближенной оценки остаточных толщин корпусов судов

Определить значение приведенных площадей поясков ЭБ для прогиба и перегиба соответственно по выражениям

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где ТH1, TK1, Tспособ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 1, M1 - соответственно осадки носом, кормой, миделе и изгибающий момент в случае первого варианта загрузки судна;

ТH2, Tk2, Tспособ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 2, M2 - соответственно осадки носом, кормой, миделе и изгибающий момент в случае второго варианта загрузки судна;

H - высота эквивалентного бруса корпуса судна;

E - модуль упругости;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 , способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 - определенные на основе экспериментального замера гибкой линии корпуса судна приведенные площади палубы и днища;

Кп - коэффициент долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса, кроме перекрытий настила палубы и обшивки днища, в долях от момента инерции всего ЭБ корпуса при прогибе. Должен быть получен заранее при расчете нового корпуса или судна данного проекта, у которого проведена полная дефектация связей корпуса; Кд - коэффициент долевого влияния площадей поперечного сечения всех связей корпуса, кроме перекрытий настила палубы и обшивки днища, в долях от момента инерции всего ЭБ корпуса при перегибе. Должен быть получен заранее при расчете нового корпуса или судна данного проекта, у которого проведена полная дефектация связей корпуса;

zНО - расстояние от основной плоскости до нейтральной оси ЭБ;

L - длина корпуса судна.

Определение стрелки общей продольной деформации корпуса судна (значение последних скобок выражений (M1), (M2)) может быть также произведено при помощи оптических методов или ватерпасов.

Положение нейтральной оси zНО определять по измерению напряжений в крайних связях ЭБ по формуле:

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 д и способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 п - измеренные напряжения в днищевом и палубном поясках ЭБ корпуса судна соответственно.

Величины kП, КД и zНО в первом приближении можно взять как у нового корпуса или по результатам последнего освидетельствования.

Потерю площади поясков ЭБ в результате образования вмятин способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 FВМ можно определить по выражению [1]

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где n - количество деформированных продольных ребер жесткости;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 Pi - редукционный коэффициент деформированного ребра с присоединенным пояском;

fPi - площадь поперечного сечения каждого деформированного ребра с присоединенным пояском;

с1 - ширина присоединенного пояска;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 пл - редукционный коэффициент пластины толщиной tcp, определять по зависимостям [2]

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

Значение tcp в первом приближении определять расчетом по выражениям

- при расчете от момента начала эксплуатации

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где t - проектная толщина элементов связи корпуса;

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 - средняя скорость изнашивания корпусной конструкции, определяется по результатам обработки материалов дефектации рассматриваемого судна или серии судов, а в случае отсутствия таких материалов - по [3];

Т - период эксплуатации;

- при расчете от момента последней дефектации

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где tсрД) - значение средней остаточной толщины на момент проведения предыдущей дефектации ТД.

При выполнении условия способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 пл<способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 Pi выражение (М4) принимает вид

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

Значение редукционного коэффициента способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 Pi определять согласно [2].

Приближенное значение редукционного коэффициента способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 Pi допускается получить по следующему алгоритму.

Предварительно определить значение отношения F p/Ip (где Fp, Ip - соответственно площадь поперечного сечения, см2, и момент инерции, см4, продольного деформированного ребра жесткости с присоединенным пояском)

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где FГ, WГ и h - соответственно площадь, момент сопротивления и высота сечения профиля изолированного ребра жесткости;

k d - коэффициент, определяемый графическими зависимостями фиг.1 или выражениями:

- для равнобоких уголков

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

- для неравнобоких уголков

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

- для несимметричных полособульбов

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где f2 - площадь сечения присоединенного пояска обшивки.

Величину F Г/(WГh) определить по основе соответствующего сортамента.

По известной величине отношения F p/Ip и значению стрелок прогиба ребер жесткости h0, см, по номограммам фиг.2, 3 определить значение редукционного коэффициента деформированных ребер жесткости с присоединенным пояском обшивки способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 р.

Порядок определения представлен на фиг.2, 3. Первоначально восстанавливаются перпендикуляры от осей с расчетным значением стрелки прогиба h0 и комплекса способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 соответственно в четвертом и втором квадрантах. Далее при изначально предполагаемом значении редукционного коэффициента от построенных линий восстанавливаются перпендикуляры в первый квадрант до пересечения с графиком расчетного отношения F p/Ip. Последняя процедура повторяется до сходимости линий в единой точке на графике Fp/Ip.

Площадь крайней связи ЭБ, имеющей вмятины, определять по зависимости

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

По значениям величин способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 , способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 определить значение средней остаточной толщины обшивки поясков tcp: по графику фиг.4 при продольной системе набора, по графикам фиг.1способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 9 при поперечной системе набора. При учете конкретного значения доли судового набора в перекрытии предварительно скорректировать полученные значения способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 , способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 для поясков по выражениям:

- при продольной системе набора

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

- при поперечной системе набора

способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272

где КН(П,Д) - действительный коэффициент доли судового набора в перекрытиях палубы или днища.

В случае соотношения ширины а и длины b пластины, не соответствующих графикам фиг.5способ приближенного определения остаточных толщин, патент № 2380272 9, получать их значение линейной интерполяцией по смежным графикам.

Источники информации

1. В.Б.Чистов. Научные основы технологии ремонта корпусов судов речного флота. Автореферат дисс. д.т.н. - С-Петербург: СПбГУВК, 1994. - 40 с.

2. Б.Е.Телянер и др. Технология ремонта корпуса судна. «СУДОСТРОЕНИЕ», М., 1984, 288 с.

Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов -  патент 2526399 (20.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)
Наверх