система безопасности лифта
Классы МПК: | B66B13/28 между кабиной или клетью и шахтным стволом |
Автор(ы): | ТОСС Фолькнер (DE) |
Патентообладатель(и): | Виттур АГ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-27 публикация патента:
27.01.2010 |
Система безопасности лифта с перемещающейся внутри шахты 2 кабиной (1) содержит расположенный в зоне порога кабины (1) подвижный фартук 9 из нескольких, значительно жестких элементов (10, 11) и направляющих и блокирующих средств (12) для управления движением фартучных элементов, причем первый фартучный элемент (10) установлен с возможностью поворота на нижней стороне кабины (1) лифта и, по меньшей мере, один дополнительный фартучный элемент (11) шарнирно соединен с первым элементом с возможностью поворота, в результате чего фартучные элементы (10, 11) могут быть переведены из положения защиты, в котором они свисают вертикально вниз от пола кабины (1) лифта, в положение покоя под полом кабины, в котором они находятся в сложенном по отношению друг к другу состоянии и повернуты внутри шахты в направлении к полу кабины лифта. Согласно изобретению в смонтированном состоянии ось, с возможностью поворота вокруг которой установлено, по меньшей мере, одно блокировочное средство (12) на одном из фартучных элементов, располагается под осью, с возможностью поворота вокруг которой на кабине лифта установлен ближайший к ней фартучный элемент, и над осью, соединяющей фартучные элементы с возможностью их складывания по отношению друг к другу. Изобретение обеспечивает повышение надежности защиты от падения людей и грузов в шахту лифта. 6 з.п. ф-лы, 23 ил.
Формула изобретения
1. Система безопасности лифта с перемещающейся внутри шахты (2) кабиной (1), содержащая расположенный в зоне порога кабины (1) подвижный фартук (9) из нескольких элементов (10, 11) и по меньшей мере одного направляющего средства (12, 120, 121, 1200, 1200а), управляющего движением фартучных элементов, причем первый фартучный элемент (10) установлен с возможностью поворота на нижней стороне кабины (1) лифта и по меньшей мере один дополнительный фартучный элемент (11) шарнирно соединен с первым элементом с возможностью поворота, в результате чего фартучные элементы (10, 11) могут быть переведены из положения защиты, в котором они свисают вертикально вниз от пола кабины (1) лифта, в положение покоя под полом кабины, в котором они сложены по отношению друг к другу и повернуты внутри шахты в направлении к полу кабины лифта, при этом фартучные элементы (10, 11) блокируются в их положении защиты таким образом, что под действием сил снаружи внутрь шахты, по существу, в горизонтальном направлении, и приложенных к одному или нескольким фартучным элементам (10, 11), эти элементы (10, 11) не только не смещаются по отношению друг к другу, но и не поворачиваются совместно в направлении внутрь шахты с помощью по меньшей мере одного упомянутого направляющего средства (12) для управления движением складывания фартучных элементов (10, 11), которое выполнено и воздействует на один из фартучных элементов таким образом, что в положении защиты оно действует в качестве блокировочного средства, которым фартучные элементы в их защитном положении блокируются от поворота по отношению друг к другу и одновременно от совместного поворота внутрь шахты, отличающаяся тем, что в смонтированном состоянии ось, с возможностью поворота вокруг которой установлено по меньшей мере одно направляющее и блокировочное средство располагается под осью, с возможностью поворота вокруг которой на кабине лифта установлен ближайший к ней фартучный элемент, и над осью, соединяющей фартучные элементы с возможностью их складывания по отношению друг к другу.
2. Система безопасности по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одно блокировочное средство содержит, по меньшей мере, один рычаг (12), выполненный с возможностью излома и складным.
3. Система безопасности по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одно блокировочное средство содержит по меньшей мере один телескопический исполнительный орган (121, 1200).
4. Система безопасности по п.1, отличающаяся тем, что фартучные элементы (10, 11) в своем положении защиты располагаются приблизительно в одной плоскости или по меньшей мере почти параллельно друг другу в двух непосредственно смежных плоскостях, в результате чего они образуют по существу общую ровную поверхность.
5. Система безопасности по п.1, отличающаяся тем, что фартучные элементы (10, 11) в своем состоянии покоя удерживаются дополнительным блокировочным средством (16) под полом кабины лифта таким образом, что они автоматически занимают положение защиты и блокируются в этом положении в случае отсутствия блокирования дополнительным блокировочным средством (16).
6. Система безопасности по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрено наличие контрольных устройств, с помощью которых определяют правильность нахождения фартучных элементов в их положении защиты и/или покоя.
7. Система безопасности по пп.1-3, отличающаяся тем, что самый нижний фартучный элемент, расположенный в самой нижней зоне по отношению к положению защиты, содержит по меньшей мере один ролик и/или опорный башмак, направляющий самый низкий фартучный элемент при его движении по стенке шахты.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системе безопасности лифта, содержащей фартук кабины лифта согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения.
Из уровня техники давно известно располагать в лифтах фартуки ниже дверного проема кабины, свисающие с ее порога вертикально вниз.
Такие системы безопасности с фартуком кабины обеспечивают защиту в случае, когда возникает необходимость освобождения из кабины лифта находящихся в ней людей, зависшей в междуэтажном проеме на удалении от заданного места остановки. В таком случае образуется зазор большей или меньшей величины между нижней кромкой пола кабины и полом этажной площадки. Высвобождаемые люди в этом случае обычно садятся на пол кабины, ногами вперед покидают кабину и становятся на пол этажной площадки. В этом случае присутствует опасность того, что человек может покачнуться назад и упасть в шахту лифта через зазор между нижней стороной кабины и полом этажной площадки. Такая опасность исключается системой безопасности рассматриваемого здесь типа, в которой используется фартук кабины, перекрывающий зазор между полом этой кабины и полом этажной площадки.
Для эффективности действия такой фартук кабины, применяемый в упомянутой системе безопасности, должен иметь значительную длину в вертикальном направлении. Соответствующими стандартами для этих случаев предусматривается длина не менее 750 мм.
В уровне техники широкое применение находят жесткие фартуки кабины лифта. Это означает, что обычно на дне шахты лифта должно иметься достаточно места с тем, чтобы фартук кабины не ударялся о дно шахты при остановке кабины в самом нижнем положении.
Имеется много случаев (в частности, при обновлении старых построек, когда приходится иметь дело с имеющимися шахтами), когда в нижней части шахты отсутствует достаточное место на ее дне для применения жесткого фартука для кабины лифта. Поэтому из уровня техники известен целый ряд складных, выдвижных или даже подвесных фартуков для кабины лифта, которые выборочно могут приводиться в так называемое положение защиты, в котором они выступают из кабины в направлении ко дну шахты и, как уже описано, обеспечивают защиту от несчастных случаев вследствие защемления или падения в шахту, или в положение покоя, в котором они настолько втянуты друг в друга или сложены с обеих сторон, что отсутствует опасность посадки на дно шахты.
Так, например, в DE 203 13 911 предложена в качестве фартука для кабины лифта решетка, являющаяся раздвижной в вертикальном направлении и выполненная наподобие шарнирной двери. Однако такая решетка из-за наличия большого количества шарнирных точек является не только дорогой, но и прежде всего сложно осуществимой с точки зрения обеспечения прочности. Поскольку решетку (если смотреть со стороны дверного проема шахты) нельзя опереть сзади в направлении шахты, то она должна быть очень жесткой на изгиб. Она должна быть достаточно жесткой на изгиб и для того, чтобы не деформироваться в том случае, когда на ее самый нижний конец будут воздействовать приблизительно в горизонтальном направлении внутрь шахты усилия, возникающие в том худшем случае, когда человек падает в шахту у самого нижнего конца решетки. Поэтому для обеспечения достаточной устойчивости применяются относительно тяжеловесные и прочные конструкции, которыми не только неэффективно ограничивается полезная нагрузка кабины лифта, но и которые являются дорогостоящими, быстро изнашивающимися и обслуживаемыми лишь благодаря приложению значительных усилий, в частности, для приведения в исходное положение.
В US 6 095 288 предложен жесткий фартук для кабины лифта, шарнирно закрепленный в зоне пола этой кабины. Самый нижний конец этого фартука при подходе кабины к самой нижней остановке, на которой остается лишь незначительное расстояние до дна шахты, наезжает на наклонную плоскость этого дна. Преодолевая сопротивление амортизатора или пружинного элемента, фартук полностью складывается внутрь в направлении шахты под полом кабины.
Этой конструкции присущи два недостатка. Во-первых, в положении защиты фартук остается не заблокированным. Т. е. не исключается, что под действием более значительных усилий, направленных приблизительно горизонтально в направлении шахты, фартук может сместиться в сторону. Например, в положении, когда пользователь лифта пытается выйти из кабины застрявшего очень высоко над полом этажной площадки лифта, при этом он теряет равновесие и падает навзничь в направлении шахты на фартук.
Во-вторых, в сложенном состоянии фартук занимает относительно много места под кабиной лифта. При этом в этой зоне не могут быть размещены другие функциональные элементы, как, например, огибные ролики или упоры, взаимодействующие с установленными на дне шахты амортизаторами, а в случае применения самоходных кабин - привод, жестко связанный с кабиной. Это играет определенную роль в том случае, когда применяются лифты с относительно малой кабиной, под полом которой имеется лишь небольшая поверхность.
Из ЕР 1 118 576 известен складной фартук для кабины лифта (фиг.3b). Этот фартук выполнен таким образом, что состоит из двух листовых элементов, шарнирно сочлененных между собой по наружным концам своих горизонтальных, расположенных друг против друга кромок. Первый, самый нижний лист содержит поперечную распорку, которая посредством продольных распорок связана с четырехзвенным шарниром. Второй, расположенный возле пола кабины лист шарнирно закреплен под кабиной лифта на ее пороге. Конструкция выполнена такой, что обе пластины, образующие собственно фартук кабины, в положении защиты не располагаются ни полностью, ни приблизительно в одной плоскости или параллельно друг другу в смежных плоскостях. Зато применяемый четырехзвенный шарнир обеспечивает положение, при котором образующие собственно фартук пластины постоянно занимают угловое положение по отношению друг к другу, в результате чего они могут складываться при посадке фартука на дно шахты.
Такая конструкция имеет разные недостатки. Во-первых, отверстие в такой конструкции представляет опасность падения через него внутрь.
Прежде всего, эта конструкция является по той причине не полностью безопасной, потому что она не обеспечивает блокирования и, в частности, не является самотормозящей. Это имеет решающее значение, поскольку может случиться, что пользователь лифта, покидая кабину при аварийном выходе и встав на ноги на полу этажной площадки, потеряет равновесие и упадет навзничь на фартук кабины лифта, при этом фартук может сместиться в сторону на значительную величину.
Кроме того, и эта конструкция требует наличия большого свободного пространства под полом кабины, хотя образующие фартук пластины и являются складными. Оно необходимо в связи с тем, что направленная в сторону шахты соединительная штанга имеет на участке между четырехзвенным шарниром и самой нижней пластиной фартука кабины приблизительно ту же длину, что и длина обоих пластин фартука кабины в разложенном состоянии. Поэтому для этой конструкции требуется значительно больше места под полом кабины, чем это требуется для обеих сложенных пластин.
В основу изобретения положена задача создания системы безопасности с подвижным фартуком для кабины лифта, который в положении защиты обеспечивает более надежную защиту и для которого в состоянии покоя требуется меньше места под кабиной.
Указанная задача решается, согласно изобретению, за счет того, что система безопасности содержит средства, посредством которых складные фартучные элементы в своем положении защиты блокируются таким образом, что при воздействии сил снаружи в направлении шахты, преимущественно горизонтально, на один или несколько фартучных элементов последние не могут не только смещаться по отношению друг к другу, но и совместно поворачиваться в направлении шахты. Незначительные, вызванные, например, упругостью относительные движения друг к другу или в направлении к шахте не являются критическими и поэтому допустимы. В идеальном случае блокировочные средства выполняются самотормозящими, т. е. действующая в направлении отверстия сила препятствует открыванию блокировочных средств, в результате чего указанная сила может иметь любую величину без риска нарушения блокирования (до тех пор, пока не разрушится деталь).
Таким образом, благодаря фартуку кабины лифта, состоящему из складных и, следовательно, занимающих мало места элементов, достигается высокая степень безопасности.
Согласно оптимальному варианту развития изобретения предусматривается, чтобы движения складывания направляющих средств, управляющих фартучными элементами, выполнялись и воздействовали на один из фартучных элементов таким образом, чтобы они в положении защиты одновременно действовали как блокировочные средства, блокируя фартучные элементы в их положении защиты от встречного движения и одновременно от совместного поворота в направлении к шахте.
Такое выполнение обеспечивает существенное упрощение конструкции, при котором не требуется дополнительных блокировочных средств.
Оптимальным вариантом развития предусматривается, чтобы ось, с возможностью поворота вокруг которой расположены направляющие или блокировочные средства на одном из фартучных элементов, располагалась - если смотреть в вертикальном направлении - между осью, с возможностью поворота вокруг которой шарнирно закреплен на кабине лифта ближайший к ней фартучный элемент, и осью, связывающей между собой фартучные элементы. Такое положение оси обеспечивает особо простым способом эффективное, преимущественно самотормозящее блокирование фартучных элементов.
Предпочтительно, чтобы фартучные элементы были шарнирно сочленены между собой таким образом, чтобы по одному из них проходила совместная ось шарнирного соединения на расстоянии от его ближайшей горизонтальной кромки, в результате чего участок этого фартучного элемента, расположенный между общей осью шарнирного соединения и горизонтальной кромкой, образует по отношению к общей оси шарнирного соединения плечо рычага, на которое воздействуют направляющие или блокировочные средства. Это плечо рычага обеспечивает самотормозящее блокирование обоих фартучных элементов.
Предпочтительно, чтобы направляющие и/или блокировочные средства содержали, по меньшей мере, одну тягу или нажимную штангу, выполненную складной. За счет этого уменьшается занимаемая площадь под кабиной лифта в состоянии покоя, так как в этом случае не только фартук, но и тяги или нажимные штанги занимают мало места. По этой же причине в другом предпочтительном варианте выполнения предусматривается, чтобы направляющие и/или блокировочные средства содержали, по меньшей мере, один телескопический исполнительный орган.
Согласно другому предпочтительному варианту выполнения предусматривается, чтобы в своем положении защиты фартучные элементы располагались в плоскости или параллельно друг другу в двух непосредственно примыкающих плоскостях, в результате чего они образуют в сущности общую плоскую поверхность. Такой вариант выполнения позволяет постоянно поддерживать небольшой зазор между фартуком кабины и верхней кромкой пола соответствующей этажной площадки. Опасность защемления снижается в еще большей степени, чем в случае применения фартука с «изгибом», т. е. фартука, элементы которого расположены по отношению друг к другу под некоторым углом.
В другом предпочтительном варианте выполнения предусматривается, чтобы фартучные элементы в состоянии покоя удерживались дополнительным блокирующим элементом под полом кабины лифта таким образом, чтобы они автоматически поворачивались, занимали положение защиты и в нем блокировались в том случае, когда отсутствует блокирование этим дополнительным блокирующим средством. Такой вариант выполнения изобретения обеспечивает положение, при котором даже при внезапном прекращении подачи электроэнергии и появлении необходимости аварийного выхода людей из кабины фартучные элементы могут надежно приводиться в их положение защиты.
Предпочтительно предусмотреть наличие контрольного устройства, которое позволяет определять, правильно ли фартучные элементы заняли положение покоя после своего применения, и лифт может использоваться дальше, в результате чего предупреждается посадка на дно шахты.
Другие преимущества, признаки и подробности изобретения поясняются ниже в описании предпочтительных примеров выполнения с помощью чертежей, на которых изображено:
фиг.1a - первый пример выполнения изобретения, при котором фартучные элементы установлены на перемещающемся внутри шахты лифте с ведущим шкивом, причем в положении защиты фартучные элементы выдвинуты;
фиг.1b - вырез в увеличении, выполненный на изображенном на фиг.1а примере выполнения, в частности, на участке шарнирного соединения двух фартучных элементов 10 и 11;
фигуры 1с-1f - первый вариант выполнения изобретения, разные стадии раскладывания и складывания фартука;
фигуры 1g-1h - вид в перспективе на первый вариант выполнения;
фиг.1i - вырез в увеличении, изображающий сочлененный рычаг в первом примере выполнения;
фигуры 2а-2d - второй пример выполнения с разными положениями складывания и раскладывания;
фигуры 3а-3 - третий пример выполнения с разными положениями складывания и раскладывания;
фигуры 3е-3f - вид в перспективе на третий пример выполнения, вид снизу наискось;
фигуры 4а-4с - вариант второго примера выполнения, в котором на конце фартука предусмотрен дополнительный направляющий ролик.
На фиг.1а показан подвешенный с помощью обоймы лифт с ведущим шкивом 2:1 и его основные элементы, причем сам лифт изображен схематически и его изображение служит всего лишь примером, изобретение может применяться в одинаковой мере и в лифтах совершенно другого типа, в т. ч. в гидравлических.
Лифт состоит из кабины 1, перемещающейся внутри шахты 2 по направляющим рельсам, которые в данном случае не показаны. В головной части шахты, между участком перемещения кабины или его верхним продолжением и стенкой шахты, предусмотрено наличие привода в виде ведущего шкива 3, который в данном случае, только в качестве примера, выполнен в виде привода с так называемым двойным обхватом. С одной стороны кабины располагается проходящий от привода несущий трос 4, который с помощью огибных роликов 5 пропущен под кабиной 1 и на другой ее стороне проходит далее вверх в головную часть шахты, где он закреплен (не показано). На другой стороне несущий трос 4 проходит от привода к противовесу 6, который при необходимости также может быть пропущен через обойму (не показано).
На фиг.1а представлена ситуация, при которой кабина лифта остановилась в шахте в непредусмотренном порядке, например, вследствие прекращения подачи электроэнергии или выхода из строя привода ведущего шкива. Поэтому кабина 1 находится лишь частично перед дверным проемом 6 шахты. Люди высвобождаются из кабины путем ручного открытия ее дверей. В такой ситуации, при которой расстояние до пола этажной площадки преодолимо, люди садятся, как правило, на порог кабины и, как показано стрелкой Р, ногами вперед соскальзывают на этажную площадку 7.
Зазор между полом этажной площадки 7 и порогом 8 кабины лифта, представляющий опасность падения внутрь шахты, перекрыт системой безопасности. Система безопасности, поясняемая подробнее далее, состоит из фартука 9 кабины лифта, выполненного из двух значительно жестких элементов 10, 11, и управляющих движением фартучных элементов направляющих элементов в виде рычажного механизма, состоящего из двух сочлененных рычагов 12. В данном случае оба фартучных элемента 10, 11 находятся в своем, так называемом положении защиты, т.е. они свисают от пола кабины вертикально вниз (при этом незначительные отклонения от вертикального положения значения не имеют, однако строго вертикальное положение желательно).
Оба фартучных элемента 10, 11 заблокированы в их положении защиты при воздействии сил со стороны дверного проема шахты в направлении к шахте и преимущественно горизонтально на один или оба фартучных элемента 10, 11, последние не перемещаются относительно друг друга и не совершают совместного поворота в направлении к шахте. При этом примечательно, что в данном случае происходит самотормозящее блокирование, воздействие указанных сил приводит к тому, что фартучные элементы еще надежнее фиксируются в их положении защиты. Для того чтобы фартучные элементы вывести из их положения защиты, прилагаемые усилия должны быть тем значительнее, чем больше указанные, действующие горизонтально в направлении шахты силы.
Почему это происходит, показано на фиг.1b. На этой фигуре показан вырез в изображенной на фиг.1а системе безопасности, в частности, на том участке, на котором оба фартучных элемента 10, 11 шарнирно сочленены между собой, а второй фартучный элемент 11 шарнирно соединен с сочлененным рычагом 12.
Здесь показан первый фартучный элемент 10, который посредством шарнира 13а соединен вблизи порога кабины лифта с этой кабиной с возможностью поворота. Первый фартучный элемент 10 выполнен существенно жестким. Предпочтительно, чтобы этот фартучный элемент состоял полностью из листового материала, допускающего некоторое скручивание, но не обладающего большой упругостью, т.е. он должен быть достаточно жестким. В качестве альтернативы такой фартучный элемент может быть выполнен, например, в виде цельной, существенно жесткой рамы, обшитой соответствующим материалом, например, пластмассой, или туго обтянутой, например, тканью Kevlar или толстой нейлоновой тканью или тканью из стекловолокна. Совершенно безразлично, какие возможности использованы для данного фартучного элемента, во всяком случае особо предпочтительно, чтобы этот элемент не содержал больших отверстий, через которые был бы возможным доступ со стороны дверного проема шахты при нахождении этого фартучного элемента в положении защиты. Любые значительные отверстия, т.е. отверстия, через которые могут полностью проходить части тела, являются источником потенциальных несчастных случаев. Для другого фартучного элемента 11 могут выбираться также аналогичные варианты выполнения, что и для первого 10. Предпочтительно, чтобы оба фартучных элемента были выполнены одинаковыми.
Фартучный элемент 11 посредством шарнира 13b закреплен на первом фартучном элементе. При этом шарнир 13b (по отношению к положению защиты) установлен вблизи нижней горизонтальной концевой кромки первого фартучного элемента 10. Одновременно шарнир располагается на другом фартучном элементе 11, при этом он находится на некотором расстоянии от его горизонтально расположенной верхней концевой кромки (если смотреть в направлении положения защиты). Вблизи от верхней горизонтальной концевой кромки фартучного элемента 11 располагается сочлененный, шарнирно соединенный рычаг 12, который в данном случае служит не только направляющим средством, которое управляет складыванием и раскладыванием, но и блокировочным средством, способным изменять свою длину (между точками шарнирного сочленения под кабиной лифта и фартучным элементом 11). В результате шарнирного соединения сочлененного рычага 12 описанного типа на участке шарнирного соединения сочлененного рычага 12 по отношению к оси шарнира 13b имеется плечо Н рычага. Длина плеча Н рычага должна задаваться с учетом условий в каждом конкретном случае.
В отношении самоторможения необходимо отметить следующее.
Если на верхний фартучный элемент 10 воздействует, например, направленная в сторону шахты по существу горизонтальная сила Fh1, то она стремится повернуть верхний фартучный элемент 10 в сторону шахты по часовой стрелке. Верхний фартучный элемент 10, соединенный через шарнир 13b с нижним фартучным элементом 11, не может совершить этого движения, так как он упирается в нижний фартучный элемент 11 и, следовательно, опосредственно в сочлененный рычаг 12. Поскольку этот рычаг заблокирован, то он не может укорачиваться. В результате этого оба фартучных элемента блокируют друг друга и не могут повернуться вместе в сторону шахты.
Аналогичная ситуация возникает в том случае, когда на нижний фартучный элемент 11 воздействует по существу горизонтальная, направленная в сторону шахты сила Fh2. Эта сила пытается повернуть фартучный элемент 11 по часовой стрелке в сторону шахты вокруг оси шарнира 13с. Этому движению нижнего фартучного элемента 11 препятствует связанный с ним через шарнир 13b верхний фартучный элемент 10, так как он примыкает к шарниру 13с (или другому упору, установленному на соответствующем месте определенным способом) и поэтому не может совершить поворот. В результате этого нижний фартучный элемент 11 также не может совершить поворот. Следовательно, оба фартучных элемента снова блокируют друг друга. Совместно они не могут повернуться внутрь шахты, так как этому препятствует сочлененный рычаг 12.
На фиг.1b также можно видеть, что оба фартучных элемента 10, 11 в том случае, когда они занимают положение защиты, как это имеет место в данном случае, образуют по существу ровную поверхность, при этом эти оба фартучных элемента располагаются параллельно друг другу в двух непосредственно смежных плоскостях (несмотря на наличие наклонной лыски 14 на нижнем конце нижнего фартучного элемента 11), в результате чего образуется по существу общая поверхность, на которой во время движения лифта ничто не может зацепиться и которая обеспечивает приблизительно одинаковую величину зазора между поверхностью фартука и верхней кромкой пола 7 этажной площадки.
Само собой разумеется, что оба фартучных элемента 10, 11 могут быть также размещены друг возле друга таким образом, что они будут лежать полностью или в значительной степени в одной плоскости. Здесь это не показано.
На фиг.1с показана (схематически) поясненная выше система безопасности при ее нахождении в состоянии покоя. Предпочтительно, чтобы в этом состоянии покоя система находилась при нормальном режиме работы лифта.
Устройство безопасности содержит удерживающий электромагнит 16, установленный на держателе, который детально не показан. Этот электромагнит (в положении защиты) воздействует на нижний участок 12b сочлененного рычага 12, удерживая его сложенным в почти горизонтальном положении. При этом не требуется (предпочтительно следует даже отказаться), чтобы система безопасности в сложенном состоянии под полом кабины лифта была полностью плоской. Скорее она может и должна в сложенном состоянии не быть полностью плоской, а «выступать» на некоторую величину в вертикальном направлении, так как в этом случае остается достаточно места для размещения первого фартучного элемента 10 и обеих частей 12а, 12b сочлененного рычага 12 между нижней стороной пола кабины лифта и вторым фартучным элементом 11, а также при необходимости для установки устойчивой несущей рамы, т.е. вспомогательной рамы для размещения на ней всех отдельных компонентов системы безопасности, которая позволяет производить простой начальный монтаж и, в частности, дооборудование системы безопасности, при этом несущую раму необходимо закрепить болтами под полом кабины лифта лишь в нескольких немногих местах, после чего на ней могут навешиваться все компоненты системы безопасности.
Существенное преимущество конструкции согласно изобретению становится очевидным при сравнении фиг.1с с фиг.1а. Благодаря своей способности складываться вся система безопасности может располагаться под полом кабины лифта, так как ее поверхность составляет лишь около одной трети, во всяком случае менее половины, от общей поверхности нижней стороны кабины лифта. В результате этого становится совершенно возможным располагать на нижней стороне пола кабины лифта, например, огибные ролики для несущего троса, при этом отсутствует опасность соударений с системой безопасности, а огибные ролики не требуется устанавливать вне воображаемой линии, проходящей через центр тяжести кабины лифта.
Если прекращается подача электроэнергии и кабина лифта «зависает», то магнит 16 не создает более удерживающего усилия. Оба фартучных элемента 10, 11 и сочлененный рычаг 12 «падают» под действием собственного веса вниз (фиг.1d), при необходимости они могут быть усилены пружиной. При соответствующем выполнении отдельных конструктивных элементов последние могут приобрести при этом падении такой маховый момент, что они займут показанное на фиг.1е (и на фиг.1а) конечное положение и в нем автоматически заблокируются или заблокируются при автоматическом торможении.
Сочлененный рычаг 12 выполнен соответствующей конструкции. Пример на его конструкцию приведен на фиг.1i, на которой сочлененный рычаг 12 показан с вырезом на участке шарнира 12с между верхней частью 12а сочлененного рычага и его нижней частью 12b. Нижняя часть 12b сочлененного рычага снабжена при этом упорным выступом 12d, ограничивающим величину поворота обоих сочлененных рычагов 12а и 12b друг к другу. При этом сочлененный рычаг может дополнительно изгибаться из показанного положения лишь таким образом, что шарнирная точка 12с смещается вверх, как показано стрелкой. Из этого положения невозможно изогнуть сочлененный рычаг так, чтобы шарнирная ось 12с сместилась вниз в обратном направлении, показанном стрелкой. Одновременно сочлененный рычаг 12 выполнен таким образом, что продольная ось 12f части 12b сочлененного рычага отклоняется на несколько градусов от продольной оси 12е верхней части 12а сочлененного рычага. Таким образом достигается самоторможение сочлененного рычага в том смысле, что даже при воздействии больших сил в осевом направлении осевая точка 12с не может перемещаться вверх в направлении, показанном стрелкой.
Такой тип самоторможения является предпочтительным, хотя можно также вообразить выполнение сочлененного рычага не самотормозящим, как описано, а выполнить блокирование с помощью активного блокировочного средства, например, блокировочного штифта. При этом такое блокировочное средство/блокировочный штифт наиболее оптимально выполнить таким образом, чтобы он действовал автоматически, т. е. под действием сжатой пружины заходил в соответствующее блокировочное отверстие при занятии сочлененным рычагом положения, в котором он блокируется.
Каким образом система безопасности разблокируется вручную после того, как лифт после прекращения подачи электроэнергии и удаления из него людей должен быть снова введен в эксплуатацию, показано на фиг.1f. Устройство безопасности можно разблокировать, например, в результате того, что в верхнем фартучном элементе 10 на соответствующем участке выполняется небольшое, при необходимости закрываемое отверстие (закрываемое пробкой и пр.), через которое с помощью крючка или другого пригодного для этого инструмента с этажной площадки можно потянуть в показанном стрелкой направлении сочлененный рычаг 12 для его складывания. После этого оба фартучных элемента вместе с направляющим средством могут быть снова приведены в состояние покоя вручную или с помощью соответствующего инструмента.
Само собой разумеется, возможно также автоматическое разблокирование. Для этого применяется соответствующее исполнительное устройство (пневматический цилиндр, приводимая двигателем в действие установочная тяга, линейный электродвигатель и пр.), которое изнутри сообщает сочлененному рычагу 12 движение складывания (не показано).
На фигурах 1g и 1b показана повторно конструкция из описанного выше первого примера выполнения в трехмерном виде.
На фигурах 2а-2d показан второй вариант выполнения изобретения. В этом примере выполнения, как это изображено, оба фартучных элемента 10, 11 также шарнирно сочленены между собой, как показано на фиг.1b для предыдущего примера выполнения. Изменены здесь только направляющие и блокировочные средства, выполненные в виде балансира 120, состоящего из двух участков, а именно верхнего участка 120b и нижнего участка 120а. Своим нижним участком 120а балансир 120 шарнирно соединен аналогичным образом с нижним фартучным элементом 11. Верхний участок 120b балансира 120 расположен на линейных направляющих 50 с возможностью горизонтального перемещения.
Одновременно в конкретно изображенном втором примере выполнения с нижним участком 120а балансира 120 шарнирно сочленен исполнительный орган в виде приводного линейного привода 121. Этот линейный привод 121 позволяет переводить фартучные элементы 10, 11 в любой необходимый момент из состояния покоя в положение защиты и наоборот. Поэтому данный вариант особенно пригоден для лифтов с опережающим открыванием шахтных дверей, и по этой причине фартук должен оставаться во время работы лифта в положении защиты до тех пор, пока кабина лифта не займет самое нижнее положение, при котором в целях экономии места фартук необходимо втягивать. Конструкция, являющаяся предпочтительной, выполнена преимущественно таким образом, что линейный привод, поршневой шток которого испытывает на себя воздействие пружины, также и в случае прекращения подачи электроэнергии, т.е. при отсутствии питающего напряжения, автоматически приводит фартучные элементы 10, 11 в положение защиты, в котором они блокируются. Блокирование происходит благодаря тому, что нижний участок 120а балансира 120 шарнирно соединен с обеих сторон. Поэтому он не может передавать в горизонтальном направлении усилие нажима. При этом участок 120а балансира 120 продолжает перемещаться в вертикальном направлении в случае воздействия на него извне действующих в горизонтальном направлении усилий. При соответствующем выполнении линейных направляющих 16 нижний и верхний участки балансира как бы заклиниваются и блокируются автоматически или в идеальном случае при самоторможении. Если линейные направляющие выполнены таким образом, что автоматического или самотормозящего блокирования не происходит, то следует применить средства, обеспечивающие запирание снаружи. Так, например, возможно использовать для блокирования линейный привод и или предусмотреть средства (например, подпружиненные стопорные штифты, западающие в соответствующие углубления балансира 120), которые предупреждают дальнейшее движение верхнего участка 120b балансира по линейным направляющим 50 и его отклонение.
На фиг.2d показано, каким образом может производиться разблокирование при переходе на нормальный режим работы. Для этого, например, в верхнем фартучном элементе 10 (вместо него возможно также в полу кабины лифта) выполнено небольшое, при необходимости закрываемое пробкой отверстие, через которое с помощью соответствующей нажимной штанги можно снова отжать верхнюю часть 120а балансира 120 на ее горизонтальные линейные направляющие.
Само собой разумеется, что и этот пример выполнения может быть видоизменен настолько, что можно будет отказаться от использования линейного привода 121. Тогда вместо него будут применяться блокировочные средства, которые удерживают перемещающийся по линейным направляющим конец 120b балансира 120 до тех пор, пока фартучные элементы не займут своего положения покоя. В случае прекращения подачи электроэнергии или в любом другом случае, требующем приведения в действие фартука, производится блокирование. Под действием собственного веса фартучные элементы 10, 11 падают вниз, разворачиваются и стягивают участок 120b балансира с линейных направляющих, вследствие чего под действие своего веса фартучные элементы автоматически, минуя показанное на фиг.2b промежуточное положение (предназначенное для варианта с линейным приводом), занимают показанное на фиг.2с положение защиты и блокируются в нем, преимущественно автоматически или с самоторможением, как описано выше.
Наконец на фигурах 3а-3d показан третий пример выполнения. В отношении кинематики обоих фартучных элементов 10, 11 этот пример выполнения существенно соответствует первому примеру выполнения, если далее не будет указано иное. И лишь направляющие и блокировочные средства здесь выполнены иначе. Вместо сочлененного рычага 12 здесь применяется исполнительный орган 1200, соединенный шарнирно, как и сочлененный рычаг 12, на соответствующем месте на нижнем фартучном элементе. Одновременно эти оба фартучных элемента 10, 11 упруго напряжены соответствующей торсионной пружиной 1200а на указанном месте и упираются друг в друга таким образом, что они оба автоматически складываются при движении поршневого штока линейного привода (фигуры 3с и 3d). Этот исполнительный орган 1200 представляет собой преимущественно линейный привод, т.е. цилиндр с выдвигающимся и утапливаемым поршневым или резьбовым штоком (в самом широком смысле), линейно приводимый в действие электродвигателем или сжатой текучей средой, который обеспечивает приведение в действие фартучных элементов. Предпочтительно предусмотреть механизм, с помощью которого линейный привод выдвигается даже во время перерыва в электроснабжении таким образом, чтобы фартучные элементы приводились им в положение защиты и в этом положении блокировались. Для этого линейный привод работает, например, посредством пружинного энергоаккумулятора, которым этот привод выдвигается в положение защиты в случае прекращения подачи питания. Предпочтительно предусмотреть при этом дополнительное устройство, которым линейный привод при отсутствии питающего напряжения блокируется в указанном выдвинутом положении, которое соответствует положению защиты. Это может достигаться, например, с помощью захватных крюков, которые при обычном режиме работы удерживаются соответствующими электромагнитами в бездействующем состоянии, а при отсутствии питающего напряжения под действием предварительно натянутой пружины устремляются к поршневому штоку и в том случае, когда поршневой шток находится в соответствующем положении, заходят в выемку на поршневом штоке и блокируют его.
На фигурах 4а-4с представлен пример выполнения, который, по-существу, аналогичен вышеописанному второму примеру выполнения. Разница между ними состоит лишь в том, что нижний конец фартучного элемента 11 (по отношению к положению защиты) снабжен роликом, которым при разложении и прежде всего при занятии положения защиты обеспечивается направленное движение нижнего конца фартучного элемента по стенке шахты. Таким образом исключается, в частности, положение, при котором вследствие допусков или неровностей на стенке шахты (следы от цементного набрызга и пр. на внутренней стороне стены шахты) нижний конец фартучного элемента 11 при раскладывании заедает на стенке шахты и вследствие этого не может занять конечного положения защиты и не происходит самоторможения. Также наличие такого ролика эффективно и в том случае, когда фартук кабины лифта должен находиться длительное время в разложенном состоянии, например, вследствие «опережающего открытия шахтной двери».