ветроустановка
Классы МПК: | F03D1/06 роторы |
Автор(ы): | Бычков Николай Михайлович (RU), Сорокин Александр Михайлович (RU), Нобухиро Мураками (JP) |
Патентообладатель(и): | Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН (ИТПМ СО РАН) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-03-04 публикация патента:
10.02.2010 |
Изобретение относится к ветроэнергетике и касается ветроустановок с вращающимися цилиндрами, использующими для работы эффект Магнуса. Ветроустановка содержит ветроколесо с горизонтальной осью вращения и радиально установленными роторами Магнуса в виде цилиндров, а также привод цилиндров и электрогенератор. Каждый из роторов выполнен с невращающейся корневой и вращающейся концевой частями и с шайбой на конце. Вращающаяся часть роторов выполнена из цилиндрической части с усеченным конусом на конце, основание которого обращено к цилиндру и имеет диаметр больше диаметра цилиндра, при этом поверхности цилиндра и конуса выполнены со спиральными ребрами-шнеками с навивкой в направлении вращения цилиндров, начиная от их корневого сечения до шайбы. Изобретение обеспечивает снижение индуктивного сопротивления до уровня, который позволяет заметно уменьшить скорость вращения цилиндров и затраты мощности на их вращение, чтобы обеспечить более высокую эффективность по отношению к традиционным лопастным ветроустановкам. 3 ил.
Формула изобретения
Ветроустановка, содержащая ветроколесо с горизонтальной осью вращения и радиально установленными роторами Магнуса в виде цилиндров, каждый из которых выполнен с не вращающейся корневой и вращающейся концевой частями, с шайбой на конце, а также привод цилиндров и электрогенератор, отличающаяся тем, что вращающаяся часть роторов выполнена из цилиндрической части с усеченным конусом на конце, основание которого обращено к цилиндру и имеет диаметр больше диаметра цилиндра, при этом поверхность конуса выполнена со спиральными ребрами-шнеками.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ветроэнергетике и касается ветроустановок с вращающимися цилиндрами, использующими для работы эффект Магнуса, который характеризуется появлением подъемной силы (силы Магнуса) при вращении цилиндра в поперечном потоке. Эта сила используется для вращения ветроколеса, аналогично подъемной силе лопасти, но имеет гораздо большую величину.
Известна установка - ветроколесо с горизонтальной осью вращения, содержащее радиальные вращающиеся цилиндры с надстройками в виде интерцепторов, установленных вдоль одной из боковых сторон цилиндров /1/.
Основным недостатком этой установки являются увеличенные затраты мощности на вращение цилиндров, что связано с большим индуктивным сопротивлением, которое возникает из-за схода закрученного потока с концов цилиндров. Затраты мощности на преодоление этого сопротивления возрастают с увеличением скорости вращения цилиндров, особенно при малом их числе и малом удлинении (отношении длины к диаметру).
За прототип выбрана ветроустановка, содержащая ветроколесо с горизонтальной осью вращения и радиально установленными цилиндрами увеличенного удлинения, которые выполнены составными из вращающейся концевой и невращающейся корневой частей, что позволяет увеличить суммарную длину цилиндров и соответственно диаметр ветроколеса и его мощность /2/.
Недостатком прототипа является увеличенная скорость вращения концевых частей цилиндров, что необходимо для компенсации потерь движущей силы из-за наличия невращающихся корневых частей, но при этом одновременно ограничиваются возможности снижения индуктивного сопротивления.
Задачей изобретения является снижение индуктивного сопротивления до уровня, который позволяет заметно уменьшить скорость вращения цилиндров и затраты мощности на их вращение, чтобы обеспечить более высокую эффективность по отношению к традиционным лопастным ветроустановкам.
Поставленная задача реализуется на ветроустановке, которая содержит ветроколесо с горизонтальной осью вращения и радиально установленными роторами Магнуса в виде цилиндров, каждый из которых выполнен с невращающейся корневой и вращающейся концевой частями и с шайбой на конце, а также привод цилиндров и электрогенератор. Вращающаяся часть роторов выполнена из цилиндрической части с усеченным конусом на конце, основание которого обращено к цилиндру и имеет диаметр больше диаметра цилиндра, при этом цилиндрические и конические поверхности имеют спиральные ребра-шнеки, с навивкой в направлении вращения цилиндров, начиная от корневого их сечения до шайбы, обеспечивающие движение воздуха от концов цилиндров к оси ветроколеса.
Данное конструктивное решение обеспечивает снижение индуктивного сопротивления цилиндров и улучшение их обтекания, приближая его к безотрывному, что позволяет уменьшить скорость вращения цилиндров и снизить соответствующие затраты мощности при сохранении числа оборотов и мощности ветроколеса.
Указанные признаки не выявлены в других технических решениях при изучении уровня данной области техники и, следовательно, решение является новым и имеет изобретательский уровень.
На фиг.1 представлен общий вид ветроустановки, на фиг.2 - цилиндр с конической концевой частью и спиральными ребрами, на фиг.3 - пример экспериментальных данных для модели предлагаемого устройства.
Ветроустановка (фиг.1) содержит ветроколесо с горизонтальной осью вращения, которое может поворачиваться на неподвижной опоре в направлении ветра. Ветроколесо состоит из корпуса 1 с обтекателями (передним и задним), невращающихся корневых частей 2 и вращающихся концевых частей 3 цилиндров с конусами 4 и шайбами 5. Поверхности вращающейся части цилиндра и конуса выполнены со спиральными ребрами-шнеками 6 (фиг.2) с навивкой в направлении вращения цилиндров, начиная от корневого их сечения до шайбы.
Цилиндры представляют собой тонкостенные оболочки, которые посажены на консольный вал с подшипниками и вращаются от встроенного привода (не показан). Обозначено: D - диаметр ветроколеса, R0 - расстояние до вращающейся части цилиндров, dц - диаметр цилиндрической части цилиндров, dк и d o - максимальный и минимальный диаметры конуса, - угол конусности, dш - диаметр концевой шайбы, h - высота ребра, S - шаг винтовой линии ребер.
Наличие конической концевой части 4 и спиральных ребер-шнеков 6 позволяет уменьшить индуктивное и профильное сопротивление цилиндров и тем самым снизить затраты мощности на вращение цилиндров.
Снижение индуктивного сопротивления достигается, в основном, путем использования разности центробежных сил на противоположных концах конуса, под влиянием чего формируется течение, направленное к центру ветроколеса. Этот эффект усиливается при наличии спиральных ребер-шнеков на конусе и на вращающейся цилиндрической части, что при вращении цилиндра способствует дополнительному движению воздуха в направлении к центру ветроколеса. Кроме того, наличие ребер-шнеков приближает обтекание цилиндра к безотрывному из-за появления возвратного течения за ребрами и соответствующего уменьшения профильного сопротивления.
В результате изменения структуры обтекания цилиндров максимальные значения скорости вращения ветроколеса и его мощности достигаются при более низкой частоте вращения цилиндров с соответствующим снижением затрат мощности на их вращение. Для получения количественных результатов были проведены испытания в аэродинамической трубе на модели ветроустановки предлагаемой конструкции и проведено сравнение с данными для прототипа (цилиндры без конусов и спиралей).
Результаты испытаний ветроколеса с цилиндрами при наличии конусов с ребрами на них (сплошные линии) показаны на графике (фиг.3). Здесь же для сравнения приведены данные для цилиндров без конусов и спиралей (штриховые линии). Параметры исследованного ветроколеса: число цилиндров i=3, их удлинение =11,5, Ro=0,3R, dш=2dц , =8°, dк=1,3dц, do =0,7dц, S=1,5dц, h=0,04dц, d ц=0,06 м, D=2 м.
Результаты испытаний показали, что наличие конуса на конце вращающейся части цилиндра со спиральными ребрами на них приводит к существенному уменьшению частоты вращения цилиндров, необходимой для обеспечения заданной скорости вращения ветроколеса, и его мощности, начиная со скорости потока V 2 м/с, что позволяет снизить затраты мощности на вращение цилиндров.
Источники информации
1. А.с. № 1663225, F03D 1/00, 1991.
2. Патент RU № 2118699, 1996 г. - прототип.
ветродвигатель - патент 2508468 (27.02.2014) | |
крыльчатая лопасть - патент 2499155 (20.11.2013) | |
ветровое колесо - патент 2493428 (20.09.2013) | |
роторно-лопастное рабочее колесо электрогенерирующего агрегата на основе эффекта магнуса - патент 2477811 (20.03.2013) | |
лопасть ветроколеса - патент 2469208 (10.12.2012) | |
ротор ветроэлектрогенератора сегментного типа - патент 2454563 (27.06.2012) | |
ветровое колесо - патент 2431760 (20.10.2011) | |
роторная ветроэлектростанция - патент 2425249 (27.07.2011) | |
аэрогенератор с горизонтальной осью - патент 2399788 (20.09.2010) | |
ротор ветряной турбины - патент 2392486 (20.06.2010) |