рабочее место машиниста рельсового транспортного средства
Классы МПК: | B61C17/04 размещение машинных отделений и площадок для водителей; вентиляция машинных отделений |
Автор(ы): | Бондаренко Леонид Маркович (RU), Коссов Валерий Семёнович (RU), Щербаков Дмитрий Валерьевич (RU), Бабков Юрий Валерьевич (RU), Клименко Юрий Иванович (RU), Казимиров Дмитрий Вячеславович (RU), Пазушко Сергей Леванович (RU), Ковалев Евгений Сергеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ОАО "ВНИКТИ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-10-02 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции рабочих мест машиниста (оператора) рельсового транспортного средства. Рабочее место машиниста (оператора) рельсового транспортного средства содержит кресло и пульт управления. Кресло машиниста, подножка для ног установлены на общем несущем основании, выполненном в виде несущей поворотной консоли. Технический результат заключается в том, что такое устройство рабочего места машиниста позволяет управлять подвижной единицей в обоих направлениях движения с одного пульта и снизить затраты на дублирование органов управления и отображения информации. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Рабочее место машиниста рельсового транспортного средства, содержащее пульт управления с органами управления и средствами отображения информации, кресло машиниста, подножку для ног, установленные на общем несущем основании, отличающееся тем, что несущее основание выполнено в виде несущей поворотной консоли, в верхней части которой установлен пульт управления, а нижняя часть несущей поворотной консоли снабжена поворотным механизмом для поворота рабочего места в сторону направления движения рельсового транспортного средства, при этом несущая поворотная консоль выполнена полой для размещения в ней трубопроводов и проводов к пульту управления.
2. Рабочее место по п.1, отличающееся тем, что кресло машиниста соединено с основанием параллелограмным механизмом для быстрого его перемещения в крайние и промежуточные положения, обеспечивая работу машиниста сидя и стоя, и быстрого его покидания в критических ситуациях.
3. Рабочее место по п.1, отличающееся тем, что поворотный механизм выполнен из электрического привода и маховика.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции и размещению рабочих мест машинистов (операторов) маневровых и магистральных локомотивов, путевых машин и других рельсовых транспортных средств.
Известно рабочее место машиниста (оператора) рельсового транспортного средства, включающее пульт управления, размещенный на боковых стенках кабины машиниста (оператора) с возможностью управления подвижной единицей в обоих направлениях движения с одного пульта, у которого имеется два комплекта органов управления, которые необходимы для обеспечения движения локомотива в обе стороны, а также кресло машиниста (оператора). установленное на полу кабины [1].
На пульте управления по центру размещен контроллер - тормозной выключатель, а все другие органы управления расположены на пульте в зеркальном отношении к нему.
Недостатком известного рабочего места является то, что органы управления, размещенные на пульте управления, кроме контроллера - тормозного выключателя, повторяются и требуют дополнительных затрат на их приобретение и оборудование пульта.
Известно рабочее место машиниста (оператора) рельсового транспортного средства, включающее передвижной пульт управления с возможностью управления передним и задним ходом рельсового транспортного средства с одного передвижного пульта. На таком пульте управления расположены только самые необходимые элементы управления. Такой пульт перемещается или скользит по рельсам на боковых стенках кабины машиниста (оператора) и расположен с возможностью поворота на 180 градусов вокруг вертикальной оси на боковой стенке кабины [2].
Недостатком такого пульта управления является то, что сложно управлять рельсовым транспортным средством из-за не достаточного количества органов управления и органов отображения информации.
Известно рабочее место (пост) машиниста (оператора) рельсового транспортного средства, принятое за прототип, содержащее сиденье машиниста и органы управления и контроля, образованные замкнутой модульной системой, состоящей из отдельных модульных конструктивных групп. Платформа (основание) является базовым несущим элементом для пульта управления, кресла машиниста, центрального дисплея, а также подставки для ног (подножки), причем кресло, пульты управления, центральный дисплей и подставка для ног (подножка) по выбору могут регулироваться совместно или по отдельности [3].
Недостатком такого рабочего места (поста) является то, что для управления рельсового транспортного средства в обе стороны необходимы два рабочих места (поста) управления.
Техническим результатом изобретения является выполнение поворотного рабочего места машиниста (оператора) рельсового транспортного средства в виде единого модуля с одним пультом управления и креслом, позволяющего управлять рельсовым транспортным средством в обе стороны движения.
Указанный технический результат достигается тем, что в рабочем месте машиниста (оператора) рельсового транспортного средства, содержащем пульт управления с органами управления и средствами отображения информации, кресло машиниста, подножку для ног, установленные на общем несущем основании, при этом несущее основание выполнено в виде несущей поворотной консоли, в верхней части которой установлен пульт управления, а нижняя часть несущей консоли снабжена поворотным механизмом, размещенным в полу кабины машиниста (оператора) для поворота рабочего места в сторону направления движения рельсового транспортного средства. Несущая консоль выполнена полой для размещения в ней трубопроводов и проводов к пульту управления. Кроме того, кресло машиниста соединено с основанием консоли параллелограмным механизмом для быстрого его перемещения в крайние и промежуточные положения, обеспечивая работу машиниста (оператора) сидя и стоя, и быстрого его покидания в критических ситуациях.
На фиг.1 изображено рабочее место машиниста (оператора), вид сверху. На фиг.2 изображен разрез А-А фиг.1.
Рабочее место машиниста (оператора) (фиг.1 и 2) содержит пульт управления 1 с органами управления 2 и средствами отображения информации 3, кресло машиниста 4, подножку для ног 5, установленные на общем несущем основании 6. Общее несущее основание 6, выполнено в виде несущей поворотной консоли, в верхней части которой установлен пульт управления 1. Нижняя часть 7 несущей консоли 6 снабжена поворотным механизмом 8, размещенным в полу кабины управления 9 для поворота рабочего места в сторону направления движения рельсового транспортного средства. Несущая поворотная консоль (основание) 6 выполнена полой для размещения в ней трубопроводов и проводов (на чертеже не показано) к пульту управления 1. Кресло машиниста 4 соединено с основанием 6 параллелограмным механизмом 10 для быстрого его перемещения в крайние и промежуточные положения, обеспечивая работу машиниста (оператора) сидя и стоя и быстрого его покидания в критических ситуациях. Поворотный механизм 8 выполнен из электрического привода 11 и маховика 12.
Рабочее место машиниста (оператора) рельсового транспортного средства образовано в виде отдельных конструктивных групп, которыми являются общая несущая консоль 6, пульт управления 1 и кресло машиниста 4 с параллелограмным механизмом 10.
На общей несущей консоли 6 крепятся пульт управления 1, кресло машиниста 4 и подножка для ног 5.
Средства отображения информации 3 пульта управления 1 сгруппированы в дисплейные модули 13 и приборные панели 14 размещены на дугообразной траверсе 15, закрепленной под углом к вертикали в соответствии с требованиями санитарных норм (СН), в верхней части несущей консоли 6 с возможностью их набора в требуемый комплектации, снабжены легкосъемными разъемами (на чертеже не показано) для их установки и подключения в систему управления.
Основные средства управления рельсового транспортного средства размещены на столешнице 16, установленной под углом к горизонтали, в соответствии с требованиями СН, которая соответствующим образом устанавливается также в верхней части несущей консоли 6 под оптимальным углом к упомянутой дугообразной траверсе 15.
Рабочее место машиниста (оператора) рельсового транспортного средства работает следующим образом.
На общей несущей консоли 6, снабженной поворотным механизмом 8, крепят пульт управления 1, кресло машиниста 4 и подножку 5 и устанавливают в полу кабины управления 9. При подаче сигнала с пульта управления 1 на электропривод 11 поворотного механизма 8 рабочее место делает разворот в сторону направления движения рельсового транспортного средства. Машинист (оператор) имеет возможность разворота рабочего места, не покидая его и не теряя возможности управления с одного пульта управления 1 рельсового транспортного средства. В критических ситуациях и при работе сидя и стоя кресло машиниста (оператора) 4 с помощью параллелограмного механизма 10, имеет возможность быстрого перемещения в крайние и промежуточные положения.
Источники информации
1. DD, патент № 278099, кл. В61К 37/06, 1990 г.
2. DD, заявка на патент № 278098 А1, кл. В60К 37/00, 1990 г.
3. ЕПВ, патент № 1277638 А1, кл. В61С 17/04, 2002 г.