устройство исключения столкновения судна с встречным движущимся объектом
Классы МПК: | B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса G08G3/00 Системы регулирования движения водного транспорта G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов |
Автор(ы): | Острецов Генрих Эразмович (RU), Клячко Лев Михайлович (RU), Памухин Юрий Генрихович (RU) |
Патентообладатель(и): | Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-11-01 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к области судовождения и, в частности, к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов, с которыми возможно столкновение, и автоматическим расхождением с ними. Устройство выполнено с использованием приемника спутниковой навигационной системы, вычислителя, радара, рулевого привода, сумматора и блока коррекции скорости хода судна. В последний из вычислителя вводится сигнал коррекции скорости хода судна, вырабатываемый в случае удовлетворения условий столкновения судна со встречным объектом. Ведение заданной коррекции скорости хода судна позволяет надежно исключить столкновение с встречным подвижным объектом. 1 ил.
Формула изобретения
Аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом, содержащая приемник спутниковой навигационной системы, вырабатывающий сигналы курса, текущей широты, текущей долготы, путевого угла и текущей скорости судна, задатчик путевого угла, датчик угловой скорости судна и датчик угла руля, выходы которых подключены к соответствующим входам сумматора, вырабатывающего сигнал скорости перекладки руля и соединенного с рулевым приводом, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блок коррекции скорости хода, радар, вырабатывающий сигналы азимута встречного объекта и расстояния от встречного объекта до судна, и вычислитель, подключенный входами к радару и приемнику спутниковой навигационной системы, а выходом - к входу блока коррекции скорости хода, и выполненный с возможностью формирования траекторий будущего движения судна и встречного объекта, а также определения по ним в ограниченной акватории судна широты и долготы точки пересечения отрезков траекторий будущего движения судна и встречного объекта.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов, столкновение с которыми может произойти, и расхождением с ними.
Известно устройство управления движением судна (патент России № 2238881), содержащее задатчик угла дифферента, датчик угла дифферента, датчик угловой скорости, датчик положения руля, выходы которых подключены к первому, второму, третьему и четвертому входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода.
Известна также система автоматического управления движением судна (патент России № 2248914), принятая нами в качестве прототипа. Автоматическое управление движением судна основано на использовании приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного значения путевого угла и сумматора, на вход которого поступают сигналы: текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна и угла перекладки руля, для формирования закона управления рулевым приводом судна. Выход сумматора подключен к входу рулевого привода.
Существенным недостатком рассмотренных выше систем автоматического управления движением судна является возможность столкновения с встречными объектами.
Для устранения отмеченного недостатка в предлагаемом нами устройстве автоматического управления движением судна обеспечивается выявление встречных судов, с которыми возможно столкновение. После выявления такого встречного объекта в устройстве определяется требуемая корректировка скорости движения судна, при которой будет исключена возможность столкновения. Величина требуемого изменения скорости движения вводится в блок коррекции скорости хода судна. Через время прохождения судном точки пересечения траекторий (или расчетной минимальной точки сближения с встречным объектом) коррекция скорости хода отключается и судно начинает двигаться с прежней скоростью хода по заданной траектории. Устройство содержит:
- приемник СНС,
- датчик угловой скорости судна,
- датчик угла руля,
- задатчик путевого угла,
- сумматор, выход которого подключают к входу рулевого привода.
К входу сумматора подключены четыре перечисленных выше блока. В предлагаемое устройство дополнительно вводят:
- блок коррекции скорости хода судна,
- радар (вырабатывающий вектор расстояния от судна до встречного объекта),
- вычислитель, в котором формируют сигналы текущей широты, долготы и вектор скорости движения встречного объекта, будущие траектории движения судна и встречного объекта и величину коррекции скорости хода судна.
Целями предлагаемого устройства являются выявление опасного встречного объекта и обеспечение автоматического расхождения судна с встречным объектом путем:
- определения в ограниченной акватории будущего движения судна и встречного объекта траекторий возможного столкновения,
- нахождения минимально возможной величины изменения скорости хода судна от текущего значения, при котором будет исключена возможность будущего столкновения с встречным объектом,
- автоматического перевода судна на новое корректированное значение скорости хода судна,
- после выхода судна к расчетной точке столкновения с встречным объектом автоматического перевода скорости хода до ранее принятого значения.
Рассмотрим, как реализуются поставленные цели в предложенном устройстве.
На чертеже представлена блок-схема аппаратуры автоматического расхождения судна со встречным объектом, содержащая: приемник СНС - 1, задатчик путевого угла ПУзд. - 2, датчик угловой скорости - 3, датчик руля - 4, рулевой привод - 5, сумматор - 6, блок коррекции скорости хода - 7, радар - 8, вычислитель - 9, объект управления - 10 (судно).
В качестве возможного варианта реализации рассмотрим: приемник СНС - 1 типовой разработки Московского НПО «Агат» или Красноярского завода, задатчик путевого угла - 2, датчик руля - 4 и блок формирования коррекции скорости хода - 7 - преобразователи угла в напряжение с точностью не хуже 2%; датчик угловой скорости - 3 типовой ДУС с чувствительностью не хуже 0.005 гр/сек; сумматор - 6, вычислитель - 9 может реализовываться на микросхемах 140 УД 8 или на процессоре; рулевой привод - 5 и радар - 8 - штатное судовое оборудование.
Устройство работает следующим образом.
1. Из приемника СНС - 1 сигнал текущего путевого угла судна «ПУ» поступает на первый вход сумматора - 6. На второй - четвертый входы сумматора - 6 подключены выходы: задатчика - 2 путевого угла «ПУзд.», датчика - 3 угловой скорости судна « » и датчика - 4 руля « ». На выходе сумматора - 6 вырабатывается скорость перекладки руля - «d/dt », которая поступает на вход рулевого привода - 5:
- угол перекладки руля,
Кi=1,2,3 - постоянные коэффициенты регулирования.
При отсутствии встречного объекта судно движется с заданной скоростью «Vсуд.зд.»
2. При появлении встречного объекта с выхода радара - 8 поступят на первый вход вычислителя - 9:
- азимут встречного объекта « »,
- расстояние от встречного объекта до судна «L».
На второй вход вычислителя - 9 с выхода приемника СНС-1 поступят:
- курс судна « »,
- текущая широта судна «Ф i»,
- текущая долгота судна « i»,
- путевой угол судна «ПУсуд.i»,
- текущая скорость судна Vсуд.i.
В вычислителе - 9 формируются текущая широта и долгота встречного объекта, вектор расстояния от судна до встречного объекта «Lоб.,суд.», путевой угол встречного объекта ПУоб. и скорость хода Voб.:
а) текущая широта и долгота встречного объекта
где:
- текущий курс судна,
- текущий азимут встречного объекта,
L об.суд. - расстояние от судна до встречного объекта,
Фоб. об.,(Фсуд., суд.) - текущая широта и долгота встречного объекта (и судна),
б) путевой угол встречного объекта:
где:
ПУоб. - текущий путевой угол встречного объекта,
Ф об.i-1, об.i-1. и Фоб.i, об.i - текущая широта и долгота встречного объекта в момент времени «t» и в следующий момент времени «t+ t»,
в) скорость хода встречного объекта:
где:
Фоб.i-1 , об.i-1. и Фoб.i, об.i - текущая широта и долгота встречного объекта в момент времени t и в следующий момент времени t+ t, Voб. - скорость движения встречного объекта,
d/dt - символ дифференцирования.
3. Используя полученные по зависимостям (2-4) в вычислителе - 9 текущую широту, долготу и вектор скорости встречного объекта и из приемника СНС - 1 сигналы широты, долготы и скорости хода судна, в вычислителе - 9 формируются траектории будущего движения судна и встречного объекта, по которым в ограниченной акватории определяют широту и долготу точки (Фn· n) - возможного пересечения отрезков траекторий будущего движения судна и встречного объекта:
где:
Фоб.i +Фоб.=K1( oб.i- об.),
Фсуд.i+Ф cуд.=K2( суд.i- суд.),
Фоб., Ф суд., об., суд. - место нахождения (текущие широты и долготы) встречного объекта и судна.
4а. Если зависимость (5) в ограниченной акватории не имеет решения - в вычислителе - 9 через интервал времени « t» вновь решаются зависимости (2)-(4).
4б. Если условие (5) в ограниченной акватории выполняется - в вычислителе - 9 определяется выполнение условия одновременного будущего нахождения судна и встречного объекта вблизи точки пересечения двух траекторий (Фn, n):
где:
tсуд. =Lсуд./Vсуд.,
tоб. =Lоб./Vоб.,
Lсуд. - расстояние между текущим положением судна (Фсуд. , суд.) и точкой пересечения траекторий (Ф n, n),
Lоб. - расстояние между текущим положением встречного объекта (Фоб., об.), и точкой пересечения траекторий (Ф n, n),
Vсуд., Voб. - скорость движения судна и встречного объекта,
tсуд., tоб. - расчетное время движения судна и встречного объекта от текущих широт и долгот судна и встречного объекта (Фсуд. Фоб., суд., об.) до точки пересечения траекторий (Ф n n).
5а. Если условие (6) не выполняется - в вычислителе - 9 через интервал времени « t» вновь решают зависимости (2)-(4) и т.д.
5б. Если условие (6) выполняется - в вычислителе - 9 вырабатывается уставка Vсуд., при введении которой в блок коррекции скорости хода - 7 условие (6) перестает выполняться.
Уставка Vсуд. определяется из зависимостей:
где:
tсуд корр. =Lсуд./Vсуд.корр.,
t об.=Lоб./Vоб.,
L суд. - расстояние между текущим положением судна (Ф суд., суд.) и точкой пересечения траекторий (Ф n, n),
Lоб. - расстояние между текущим положением встречного объекта (Фоб., об.) и точкой пересечения траекторий (Ф n, n),
Vсуд.корр., V oб. - корректированная скорость движения судна и скорость встречного объекта.
Величина Vсуд. определяется в вычислителе - 9, используя зависимость (6А):
при tсуд.-tоб. <0, - Vсуд. (определяется в отрицательной области приращения скорости хода судна),
при tсуд. -tоб.>0, + Vсуд. (определяется в положительной области приращения скорости хода судна).
6. Величина « Vсуд.», полученная в вычислителе - 9 по зависимости (6А), поступает в блок коррекции скорости хода - 7, при этом судно переходит в режим движения со скоростью «V корр.».
7. В вычислителе - 9 формируется tсуд.кор.:
tсуд.кор. = L суд./Vсуд.кор.
8) Через интервал натурального времени tсуд.кор. сигнал « Vсуд.» в вычислителе - 9 отключается от блока - 7, тем самым судно переводится в прежний режим скорости хода (до включения блока коррекции - 7).
Через следующий интервал времени « t» в вычислителе - 9 вновь решаются зависимости (2)-(4).
Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса
Класс G08G3/00 Системы регулирования движения водного транспорта
Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов