способ формирования текстовой эйдетической памяти и навыков грамотного письма
Классы МПК: | G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса G09B11/00 Обучение письму, стенографии, черчению или живописи |
Патентообладатель(и): | Поспелова Ольга Валерьевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-07 публикация патента:
10.03.2010 |
Изобретение относится к обучению и может быть использовано для обучения грамотному письму и формирования текстовой эйдетической памяти - вида зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Перед записыванием прописными буквами текста поверх печатного образца ребенок одновременно обеими руками с использованием пишущих средств наносит на носитель различные фигуры, рисуя их зеркально. Перед записыванием текста ребенку снимают мышечное и нервное напряжение путем размещения под недоминантной рукой и/или ступнями ног игольчатого аппликатора. Техническим результатом изобретения является повышение концентрации внимания и мышления.
Формула изобретения
Способ формирования текстовой эйдетической памяти и навыков грамотного письма, включающий записывание ребенком прописными буквами текста поверх печатного образца, накладывая рукописный шрифт на печатный с использованием пишущего средства, отличающийся тем, что перед записыванием прописными буквами текста поверх печатного образца ребенок одновременно обеими руками с использованием пишущих средств наносит на носитель различные фигуры, рисуя их зеркально, а перед записыванием ребенком прописными буквами текста поверх печатного образца ребенку снимают мышечное и нервное напряжение путем размещения под недоминантной рукой и/или ступнями ног игольчатого аппликатора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к обучению и может быть использовано для формирования текстовой эйдетической памяти - вида зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально восстанавливать в памяти зрительные образы виденного, и обучения грамотному письму.
Известен способ обучения ребенка чтению и письму, предупреждения и коррекции логопедических нарушений, включающий использование демонстрационных средств с рукописным изображением букв и записывание ребенком изображения на носителе при контроле за траекторией перемещения ребенком пишущего средства [RU 2168772, G09В 17/00, 2001].
Недостатком способа является относительно узкая область применения.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, включающий записывание текста ребенком на носителе с использованием демонстрационного и пишущего средств, при этом записывание текста производится в четыре этапа, на первом из которых ребенком отслеживается сформированный на демонстрационном средстве соответствующий звучащему тексту рукописный текст, на втором этапе, используя в качестве трафарета рукописный текст, выполненный из букв со свободным пространством между линиями, образующими буквы, производят написание текста путем заполнения свободного пространства между линиями букв, на третьем этапе копируют текст на прозрачном носителе, совмещенным с рукописным текстом, используя его в качестве графического ориентира, а на четвертом этапе производят написание рукописного текста на носителе записей [RU 2206923, G09В 17/00, G09В 11/06 2003.06.20].
Недостатком наиболее близкого решения является относительно узкая область применения.
Требуемый результат заключается в расширении области применения.
Требуемый результат достигается тем, что, в способе, включающем записывание ребенком прописными буквами текста поверх печатного образца, накладывая рукописный шрифт на печатный с использованием пишущего средства, перед записыванием прописными буквами текста поверх печатного образца ребенок одновременно обеими руками с использованием пишущих средств наносит на носитель различные фигуры, рисуя их зеркально, а пред записыванием ребенком прописными буквами текста поверх печатного образца ребенку снимают мышечное и нервное напряжение.
Кроме того, снятие ребенку мышечного и нервного напряжения производят путем размещения под недоминантной рукой и/или ступнями ног игольчатого аппликатора.
Способ формирования текстовой эйдетической памяти и навыков грамотного письма реализуется следующим образом.
Любое занятие требует эмоциональной и физиологической подготовки для достижения наилучшего результата. Нужен определенный настрой, сосредоточение на поставленной задаче. Для этого необходимо провести ряд расслабляющих упражнений, которые позволят очистить мозг от лишней информации, а также упражнений, позволяющих произвольно сосредотачивать внимание на изучаемом объекте.
Начать можно с потягивания и зевоты. Причем обучение активному (произвольному) зеванию надо проводить отдельно, уделив столько времени, сколько необходимо для выполнения этого упражнения в любой произвольно выбранный момент времени.
Следующим этапом идут упражнения для расслабления мышц глаз. Эти упражнения включают в себя работу с красно-зелеными очками, снятие напряжения при помощи светового луча, рассматривание объемных картинок.
После проведения эмоциональной и физиологической подготовки начинается основной процесс обучения грамотному письму и формирования текстовой эйдетической памяти.
На начальном этапе основного процесса обучения осуществляется синхронизация работы правого и левого полушарий.
У человека существует функциональная асимметрия мозга. Правое полушарие мозга отвечает за образное мышление. Левое полушарие мозга (логическое) отвечает за обработку словесно-знаковой информации, чтение текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.
До определенного возраста ребенок (в среднем от 3 до 6 лет) не может точно определить доминантную руку. Поэтому необходимо формировать одновременную работу обеих рук. Это позволяет активизировать правое и левое полушария, за счет чего происходит многократное отражение и усиление их деятельности.
Для этого необходимо рисовать различные фигуры одновременно двумя руками так, чтобы рисунки получались как в зеркальном отражении.
Эти же упражнения надо использовать и при тренировке детей с уже определившейся доминантной рукой.
Благотворное влияние на развитие мышления оказывают подобные занятия и на детей с отклонениями в психо-эмоциональном и речевом развитии: дефекты сглаживаются, а в последствии компенсируются или преодолеваются за счет включения в работу обеих полушарий мозга.
"Одновременное письмо" позволяет справиться с психо-эмоциональными проблемами, а также помогает сконцентрировать внимание обучающегося для восприятия материала.
У детей с переученной доминантной рукой возникает много проблем в обучении. Включение недоминантной руки в рисование и письмо способствует преодолению этих проблем, концентрации внимания, усидчивости, упорядоченности мышления.
Далее осуществляется переход к этапу написания текстовой информации.
Перед подачей материала нужно положить под недоминантную руку или ступни ног игольчатый аппликатор.
Это помогает снять мышечное и нервное напряжение, оказывает благотворное влияние на процессы мышления и восприятия материала. Как следствие происходит расслабление и успокоение. У обучающегося уходят проявления нервозности, концентрируется внимание на изучаемом материале. Максимально комфортное состояние, необходимое для достижения качественного и быстрого результата, ребенок выбирает самостоятельно, регулируя силу нажатия на аппликатор. Вырабатывается рефлекс комфортного обучения.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста плохо понимают отличие между звуком и буквой, так как их физиологическое развитие не позволяет осваивать подобные категории. Используя понятие звуко-буква (или любое другое, смысл остается таким же), ребенок опознает данную букву с ее звуковым аналогом, но не знакомится с названием буквы. Иначе говоря, букву "б" (бэ) надо проговаривать как [б]. Используя этот метод, дети даже с речевыми и интеллектуальными отклонениями легко обучаются чтению.
В самом начале обучения грамоте дети хорошо запоминают печатные буквы, пишут их, узнают в рисунках при условии, что буква расположена привычным образом. Если же буква написана зеркально или вверх ногами, то узнавание значительно затрудняется.
Наложение изображения прописной и печатной букв друг на друга исключает проблему соотнесения письменной и печатной букв и снижает уровень дисграфии.
Такое изучение букв помогает детям легко читать любые шрифты, включая прописные, и без ошибок воспроизводить письменные буквы.
Наложение изображения прописной и печатной букв друг на друга формирует навыки безошибочного письма и эйдетическую память.
Необходимо научить ребенка читать про себя, а не вслух. Слово должно "узнаваться" все целиком. А это в свою очередь ведет к формированию грамотного письма, "мгновенному" прочтению (восприятию) всего слова целиком, исключает послоговое и отгадывающее чтение.
Отгадывающее чтение лежит в основе подавляющего большинства ошибок у школьников. Существует ошибочное мнение о том, что большой объем прочитанного формирует грамотность. Если чтение происходит в основном путем угадывания слов по первым буквам, то такое восприятие не только не формирует грамотное письмо, а наоборот, вызывает безграмотность. Необходимо научить ребенка сразу читать все слово, а не отгадывать его по нескольким буквам.
Таким образом, в предложении достигается требуемый результат, заключающийся в расширении области применения, поскольку у детей не только успешно развиваются навыки письма и чтения, но и активизируется правое и левое полушария, за счет чего происходит многократное отражение и усиление их деятельности, формируются навыки безошибочного письма и эйдетическая память.
Класс G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса
Класс G09B11/00 Обучение письму, стенографии, черчению или живописи