самолет ближне-среднемагистральный
Классы МПК: | B64C3/10 форма крыла |
Автор(ы): | Демченко Олег Федорович (RU), Матвеев Андрей Иванович (RU), Нарышкин Виталий Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (RU), Демченко Олег Федорович (RU), Матвеев Андрей Иванович (RU), Нарышкин Виталий Юрьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-21 публикация патента:
20.03.2010 |
Изобретение относится к области авиации. Самолет выполнен в пропорции L/C=1/1, где L - длина фюзеляжа с диаметром dф 4,18 м, С - размах крыла, образованного сверхкритическими профилями и выполненного со следующими параметрами: удлинение 11,5, стреловидность по линии 1/4 хорд 26,5°, угол установки 0=3°, местный угол поперечного V крыла =5,37°, сужение =3,928 и средняя аэродинамическая хорда bа=3,479 м. Изобретение направлено на снижение расхода топлива. 5 ил., 3 табл.
Формула изобретения
Самолет, содержащий фюзеляж, крыло, управляющие и стабилизирующие поверхности, два двигателя, закрепленные на соответствующих консолях крыла, имеющих вогнутый профиль нижних поверхностей, отличающийся тем, что выполнен в пропорции L/C=1/1, где L - длина фюзеляжа с диаметром dф 4,18 м, C - размах крыла, выполненного со следующими параметрами: удлинение 11,5, стреловидность по линии 1/4 хорд 26,5°, угол установки 0=3°, местный угол поперечного V крыла =5,37°, сужение =3,928, средняя аэродинамическая хорда ba=3,479 м и образованного сверхкритическими профилями со следующими параметрами:
№ профиля | Zотн (относительное расстояние от базовой плоскости крыла) | C (относительная толщина) | ° (угол установки) |
I | 0.114 | 0.161 | 3 |
II | 0.2 | 0.145 | 2.14 |
III | 0.289 | 0.129 | 1.4 |
IV | 0.379 | 0.12 | 0.8 |
V | 0.47 | 0.11 | -0.04 |
VI | 0.6 | 0.101 | -0.625 |
VII | 0.75 | 0.10 | -1.25 |
VIII | 1.0 | 0.0975 | -2.65 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиации.
Известны самолеты, содержащие фюзеляж, крыло, управляющие и стабилизирующие поверхности, два двигателя, закрепленные на соответствующих консолях крыла, имеющих вогнутый профиль нижних поверхностей (см. Микеладзе В.Г., Титов В.М. «Основные геометрические и аэродинамические характеристики самолетов и ракет». Справочник. - М.: Машиностроение, 1982).
Известные самолеты не обладают необходимыми летными характеристиками, обеспечивающими высокую надежность перевозок и минимальные эксплуатационные расходы, т.к. имеют неоптимальные пропорции и большую толщину крыла.
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении эксплуатационных расходов за счет высоких летных характеристик самолета.
Указанный результат достигается тем, что самолет, содержащий фюзеляж, крыло, управляющие и стабилизирующие поверхности, два двигателя, закрепленные на соответствующих консолях крыла, имеющих вогнутый профиль нижних поверхностей, выполнен в пропорции L/C=1/1, где L - длина фюзеляжа, C - размах крыла.
Для достижения данного соотношения предложено следующее техническое решение. Самолет выполнен с крылом большого удлинения 11,5.
Крыло выполнено со стреловидностью (по линии 1/4 хорд) 26,5°, углом установки °=3°, сужением =3,928 и средней аэродинамической хордой ba=3,479 м.
Гондолы двигателей выполнены большого диаметра.
Для использования гондол двигателя большого диаметра крыло выполнено с местным углом поперечного V крыла =5,37°.
Для обеспечения высокой эффективности и аэродинамического качества крыла переход от прямолинейного участка его задней кромки к стреловидному участку выполнен в виде плавной непрерывной кромки, имеющей форму кривой, описываемой сплайном третьего порядка f=cos(0,5· ·x).
Крыло образовано сверхкритическими профилями со следующими параметрами:
№ профиля | Zотн (относительное расстояние от базовой плоскости крыла) | C (относительная толщина) | ° (угол установки) |
I | 0.114 | 0.161 | 3 |
II | 0.2 | 0.145 | 2.14 |
III | 0.289 | 0.129 | 1.4 |
IV | 0.379 | 0.12 | 0.8 |
V | 0.47 | 0.11 | -0.04 |
VI | 0.6 | 0.101 | -0.625 |
VII | 0.75 | 0.10 | -1.25 |
VIII | 1.0 | 0.0975 | -2.65 |
Для обеспечения высокого уровня комфорта для пассажиров фюзеляж выполнен круглого сечения диаметром dф 4,18 м. Такой фюзеляж позволяет разместить 6 кресел в ряду с одним проходом между ними с более высоким уровнем комфорта.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 показан общий вид самолета, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - то же, вид спереди; на фиг.4 показано крыло с управляющими поверхностями; на фиг.5 - расположение соответствующих профилей крыла.
Самолет ближне-среднемагистральный содержит фюзеляж 1, крыло 2 с закрылком 3, элероном 4, воздушными тормозами 5, интерцепторами 6, предкрылком 7, пилоном 8, киль 9 с рулем направления 10, стабилизатор 11 с рулем высоты 12, гондолы силовой установки 13, трехопорное шасси 14 и кабину экипажа 15.
Для обеспечения высокой эффективности и аэродинамического качества крыла 2 переход от прямолинейного участка его задней кромки к стреловидному участку выполнен в виде плавной непрерывной кромки 16, имеющей форму кривой, описываемой сплайном третьего порядка f=cos(0,5· ·x).
Самолет представляет собой двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом, выполненный по нормальной аэродинамической схеме.
Крыло высокомеханизированное (предкрылки, закрылки) с увеличенным удлинением 11,5 благодаря использованию композитных материалов в силовых элементах.
Турбореактивные двигатели установлены на пилонах под крылом.
Хвостовое оперение состоит из киля и палубного горизонтального оперения.
Фюзеляж выполнен круглого сечения диаметром dф 4,18 м.
Самолет имеет крейсерское число M=0,8, максимально допустимое число М=0,82. Значения максимального аэродинамического качества для крейсерского режима полета M=0,8 и Су=0,6 составляют Kmax=17,9.
Крыло (консоль крыла) сформировано по 8 базовым сечениям. Поверхность крыла всюду имеет двойную кривизну (сплайн) за исключением линейчатого участка между профилями 7 (z=13,5 м) и 8 (z=18 м). Крыло образовано сверхкритическими профилями. Параметры профилей представлены в таблице 1.
Таблица 1 | |||
№ профиля | Zотн (относительное расстояние от базовой плоскости крыла) | C (относительная толщина) | ° (угол установки) |
I | 0.114 | 0.161 | 3 |
II | 0.2 | 0.145 | 2.14 |
III | 0.289 | 0.129 | 1.4 |
IV | 0.379 | 0.12 | 0.8 |
V | 0.47 | 0.11 | -0.04 |
VI | 0.6 | 0.101 | -0.625 |
VII | 0.75 | 0.10 | -1.25 |
VIII | 1.0 | 0.0975 | -2.65 |
Крыло самолета стреловидное с изломом по задней кромке и состоит из 1 центроплана и двух консолей.
На каждой консоли установлены органы управления и механизации крыла: элероны 4, закрылки 3, предкрылки 7, интерцепторы 6, воздушные тормоза 5 и гасители подъемной силы.
Комплексная оптимизация крыла со сверхкритическими профилями нового поколения и рациональной механизацией в условиях конструктивных ограничений, обеспечивающих потребный объем для размещения топлива и минимально возможную массу конструкции, определила при прочих равных условиях существенное повышение эффективности аэродинамики самолета по отношению к самолетам аналогичного класса.
Горизонтальное оперение стреловидное, трапециевидной формы в плане (угол поперечного V=+6°) и состоит из стабилизатора и руля высоты.
Стабилизатор переставной, установлен в фюзеляже на трех узлах: два задних узла образуют ось вращения, к переднему узлу подсоединен винтовой механизм, отклоняющий стабилизатор от нейтрального положения на углы от +5° до -10°.
Конструкция стабилизатора состоит из двух консолей, неразъемно состыкованных по оси самолета.
Вертикальное оперение трапециевидной формы в плане состоит из киля и руля направления.
В таблице 2 даны основные геометрические данные самолета.
Площадь крыла (по трапеции) | S, м2 | 112 |
Размах крыла | Lкр, м | 36 |
Средняя аэродинамическая хорда | ba, м | 3,479 |
Удлинение | 11,57 | |
Сужение | 3,928 | |
Стреловидность (по линии 1/4 хорд) | , град | 26,5 |
Угол установки крыла | 0, град | 3,0 |
Диаметр фюзеляжа | dф , м | 4,18 |
В предлагаемом изобретении реализовано рациональное сочетание высокого аэродинамического совершенства, использование новых и усовершенствованных конструкционных материалов, высокоэкономичных двигателей, цифровой электродистанционной системы управления, нового комплекса бортового оборудования, улучшенных условий комфорта пассажиров и членов экипажа, высокого уровня эксплуатационной технологичности.
Аэродинамическую компоновку самолета отличает новое высокоэффективное крыло. Комплексная оптимизация крыла со сверхкритическими профилями и рациональной механизацией, обеспечивающей потребный объем для размещения топлива и минимально возможную массу конструкции, обеспечила существенное скоростное преимущество по отношению к известным самолетам аналогичного класса.
В конструкции самолета применено сбалансированное сочетание усовершенствованных и новых алюминиевых сплавов и композиционных материалов, позволяющих оптимизировать конструкцию с учетом надежности и стоимости.