деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия
Классы МПК: | C22C21/06 с магнием в качестве следующего основного компонента |
Автор(ы): | Филатов Юрий Аркадьевич (RU), Елагин Виктор Игнатович (RU), Захаров Валерий Владимирович (RU), Панасюгина Людмила Ивановна (RU), Космачева Наталия Петровна (RU), Карсанова Любовь Гордеевна (RU), Доброжинская Руслана Ивановна (RU), Баженова Ольга Петровна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский институт легких сплавов" (ОАО "ВИЛС") (RU), Открытое акционерное общество "Композит" (ОАО "Композит") (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" (ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-21 публикация патента:
20.03.2010 |
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым алюминиевым сплавам, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала преимущественно для теплообменников системы терморегулирования космических летательных аппаратов. Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия содержит следующие компоненты, мас.%: магний 0,9-1,4, скандий 0,2-0,4, цирконий 0,05-0,15, титан 0,01-0,05, церий 0,0001-0,005, алюминий остальное. Получается сплав, обладающий повышенной прочностью, что позволяет снизить массу изготавливаемых из него конструкций. 2 табл.
Формула изобретения
Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия, содержащий магний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит скандий, цирконий, титан и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Магний | 0,9-1,4 |
Скандий | 0,2-0,4 |
Цирконий | 0,05-0,15 |
Титан | 0,01-0,05 |
Церий | 0,0001-0,005 |
Алюминий | Остальное |
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым сплавам, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала преимущественно для теплообменников системы терморегулирования космических летательных аппаратов.
Известен деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия следующего химического состава (мас.%):
Марганец | 1,0-1,6 |
Алюминий | Остальное |
(см. Промышленные алюминиевые сплавы. Справ. изд./ Алиева С.Г., Альтман М.Б., Амбарцумян С.М. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Металлургия, 1984, с.29).
Однако существующий сплав имеет низкие прочностные свойства. Известен деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия следующего химического состава (мас.%):
Магний | 0,5-1,8 |
Алюминий | Остальное |
(см. Промышленные алюминиевые сплавы. Справ. изд. / Алиева С.Г., Альтман М.Б., Амбарцумян С.М. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Металлургия, 1984, с.44), прототип.
Недостатком известного сплава является низкая прочность, что утяжеляет конструкцию и снижает полетные характеристики летательного аппарата.
Предлагается деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия, содержащий магний, который дополнительно содержит скандий, цирконий, титан и церий при следующем соотношении компонентов (мас.%):
Магний | 0,9-1,4 |
Скандий | 0,2-0,4 |
Цирконий | 0,05-0,15 |
Титан | 0,01-0,05 |
Церий | 0,0001-0,005 |
Алюминий | Остальное. |
Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит скандий, цирконий, титан и церий и компоненты взяты в следующем соотношении (мас.%):
Магний | 0,9-1,4 |
Скандий | 0,2-0,4 |
Цирконий | 0,05-0,15 |
Титан | 0,01-0,05 |
Церий | 0,0001-0,005 |
Алюминий | Остальное. |
Технический результат - повышение прочности сплава, что позволит снизить массу и габариты теплообменника и соответственно повысить характеристики весовой отдачи летательного аппарата.
При предлагаемом содержании и соотношении компонентов в предлагаемом сплаве происходит выделение вторичных мелкодисперсных интерметаллидов, содержащих в своем составе алюминий, скандий и другие переходные металлы, входящие в состав сплава, упрочняющих сплав как непосредственно, так и в результате формирования в деформированных полуфабрикатах устойчивой нерекристаллизованной (полигонизованной) структуры, при этом матрица сплава, представляющая собой, в основном, низкоконцентрированный твердый раствор магния в алюминии, обеспечивает необходимый уровень теплопроводности.
Пример
Получили предлагаемый сплав из шихты, состоящей из алюминия А99, магния МГ95, двойных лигатур алюминий-скандий, алюминий-цирконий, алюминий-титан и алюминий-церий. Сплав готовили в электрической плавильной печи и методом полунепрерывного литья отливали круглые слитки диаметром 97 мм. Химический состав сплава приведен в табл.1.
Слитки гомогенизировали, резали на заготовки, механически обрабатывали, после чего литые гомогенизированные, механически обработанные заготовки прессовали на горизонтальном прессе при 400°С на полосы сечением 5×60 мм. После прессования полосы подвергали правке растяжением и отжигу. Отожженные полосы испытывали при комнатной температуре с определением предела прочности при растяжении в и теплопроводности . Также проводили испытания сплава-прототипа, химический состав которого приведен табл.1.
Результаты испытаний приведены в табл.2.
Таблица 1 | ||||||
Сплав | Химический состав, мас.% | |||||
Магний | Скандий | Цирконий | Титан | Церий | Алюминий | |
Предлагаемый | 1,2 | 0,3 | 0,1 | 0,02 | 0,001 | Остальное |
Прототип | 1,6 | - | - | - | - | Остальное |
Таблица 2 | ||
Сплав | Прочность и теплопроводность отожженных полос | |
Предел прочности, в, МПа | Теплопроводность, , Вт/м·град | |
Предлагаемый | 260 | 170 |
Прототип | 154 | 170 |
Таким образом, предлагаемый сплав имеет в 1,6 раза более высокий предел прочности, что позволит в 1,3-1,6 раза снизить вес теплообменника и соответственно повысить основные характеристики летательного аппарата -дальность полета или вес полезной нагрузки.
Класс C22C21/06 с магнием в качестве следующего основного компонента