способ торможения двухдвигательного асинхронного электропривода
Классы МПК: | H02P3/24 путем подачи постоянного тока на двигатель H02P5/46 двух и более электродвигателей, зависящих один от другого (взаимное регулирование) |
Патентообладатель(и): | Задеренко Владимир Алексеевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-08-11 публикация патента:
20.03.2010 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах механизмов, в химической и металлургической промышленности. Техническим результатом является повышение надежности и эффективности торможения привода за счет улучшения условий самовозбуждения двигателей и увеличения тормозного момента. В способе конденсаторного торможения двухдвигательного асинхронного электропривода начала обмоток статоров обоих двигателей с помощью тормозного контактора соединяют последовательно через конденсаторы неодноименных фаз обмоток двигателей, валы которых жестко связаны. Воздействие на двигатели осуществляется за счет того, что в каждой паре последовательно соединенных фаз действует разность фазных ЭДС двигателей, равная линейной ЭДС одного двигателя. За счет введения в схему электропривода общей конденсаторной батареи, резисторов и тиристоров статорные обмотки двигателей соединяют последовательно с общей конденсаторной батареей через тиристоры. Поочередно и соответственно с изменением во времени полуволн суммарных ЭДС каждой фазы статора периодически и кратковременно подключают одновременно по две пары неодноименных фаз обмоток двигателей последовательно к конденсаторной батарее и отключают. 1 ил.
Формула изобретения
Способ торможения двухдвигательного асинхронного электропривода путем присоединения к конденсаторам с помощью тормозного контактора последовательного включения обмоток статора тормозимых двигателей механизма, валы которых жестко связаны, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения за счет увеличения тормозного момента, фазные статорные обмотки двигателей соединяют последовательно с упомянутыми конденсаторами, соединенными по схеме треугольник, и резисторами через тиристоры, поочередно и соответственно с изменением во времени полуволн напряжений суммарных ЭДС каждой фазы статора периодически и кратковременно подключают одновременно по две пары неодноименных фаз обмоток статора двигателей последовательно к конденсаторам и после окончания торможения привода отключают конденсаторы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов в химической и металлургической промышленности.
Известен способ конденсаторного торможения двухдвигательного асинхронного электропривода, при котором начала обмоток статоров обоих двигателей с помощью тормозного контактора соединяют последовательно через конденсаторы, при этом последовательно соединяют неодноименные фазы обмоток статора двигателей механизма, валы которых жестко связаны. Воздействие на двигатели осуществляется за счет того, что в каждой паре последовательно соединенных фаз действует разность фазных ЭДС двигателей, равная линейной ЭДС одного двигателя [1].
Известный способ не обеспечивает условий самовозбуждения двигателей при использовании однофазных конденсаторов. Это приводит к уменьшению момента торможения.
Цель изобретения - повышение эффективности торможения двигателей за счет увеличения тормозного момента.
Указанная цель достигается тем, что в известном способе последовательного конденсаторного торможения двухдвигательного асинхронного электропривода путем присоединения к конденсаторам с помощью тормозного контактора последовательного включения обмоток тормозимых двигателей механизма, валы которых жестко связаны, статорные обмотки двигателей соединяют последовательно с общей конденсаторной батареей через тиристоры, поочередно и соответственно с изменением во времени полуволн напряжений суммарных ЭДС каждой фазы статора периодически и кратковременно подключают одновременно по две пары неодноименных фаз обмоток двигателей последовательно к конденсаторной батарее и отключают.
На чертеже дана принципиальная схема устройства, осуществляющего данный способ.
Устройство содержит первый электродвигатель (1), подключенный замыкающими контактами 2, 3, 4 первого рабочего контактора к трехфазной сети, и второй электродвигатель (5), подключенный замыкающими контактами (6, 7, 8) второго рабочего контактора к трехфазной сети, начала фазных обмоток (C1, С2, С3) статоров обоих двигателей (1 и 5) по-фазно с помощью замыкающих контактов (9, 10, 11) тормозного контактора соединяют последовательно с конденсаторами (12, 13, 14), дополнительно введены общая конденсаторная батарея (12, 13, 14), три резистора (15, 16, 17) и девять пар встречно-параллельно и попарно подключенных тиристоров (18, 19). (20, 21), (22, 23), (24, 25), (26, 27), (28, 29), (30, 31), (32, 33), (34, 35), первый вывод первого (2) замыкающего контакта первого рабочего контактора подключен к первой фазе сети, а его второй вывод соединен с началом (C1) первой обмотки первого двигателя (1) и с первым выводом первого (9) замыкающего контакта тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первым выводам первой (18, 19) и второй (20, 21) тиристорных пар, второй вывод первой (18, 19) тиристорной пары соединен с первым выводом первого (15) резистора и второй обкладки первого (12) конденсатора, первая обкладка которого соединена со вторыми выводами первого (15) резистора и третьей (22, 23) тиристорной пары, первый вывод которой соединен со вторым выводом второй (20, 21) тиристорной пары и с началом (С2) второй обмотки второго двигателя (5), а общая точка этого соединения через второй (7) замыкающий контакт второго рабочего контактера подключена ко второй фазе сети, первый вывод второго (3) замыкающего контакта первого рабочего контактора подключен ко второй фазе сети, а его второй вывод соединен с началом (С2) второй обмотки первого двигателя (1) и с первым выводом второго (10) замыкающего контакта тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первым выводам четвертой (24, 25) и пятой (26, 27) тиристорных пар, второй вывод четвертой (24, 25) тиристорной пары соединен с первым выводом второго (16) резистора и первой обкладкой второго (13) конденсатора, вторая обкладка которого соединена со вторыми выводами второго (16) резистора и шестой (28, 29) тиристорной пары, первый вывод которой соединен со вторым выводом пятой (26, 27) тиристорной пары и с началом (С3) третьей обмотки второго двигателя (5), а общая точка этого соединения через третий (8) замыкающий контакт второго рабочего контактора подключена к третьей фазе сети, первый вывод третьего (4) замыкающего контакта первого рабочего контактора подключен к третьей фазе сети, а его второй вывод соединен с началом (С3) третьей обмотки первого двигателя (1) и с первым выводом третьего (11) замыкающего контакта тормозного контактора, второй вывод которого подключен к первым выводам седьмой (30, 31) и восьмой (32, 33) тиристорных пар, второй вывод седьмой (30, 31) тиристорной пары соединен с первым выводом третьего (17) резистора и первой обкладкой третьего (14) конденсатора, вторая обкладка которого соединена со вторыми выводами третьего (17) резистора и девятой (34, 35) тиристорной пары, первый вывод которой соединен со вторым выводом восьмой (32, 33) тиристорной пары и с началом (С1) первой обмотки второго двигателя (5), а общая точка этого соединения через первый (6) замыкающий контакт второго рабочего контактора подключена к первой фазе сети, вторая обкладка первого (12) конденсатора соединена с первой обкладкой второго (13) конденсатора, вторая обкладка которого соединена с первой обкладкой третьего (14) конденсатора, вторая обкладка которого соединена с первой обкладкой первого (12) конденсатора, а конденсаторная батарея состоит из конденсаторов (12, 13, 14), соединенных по схеме треугольник.
Способ торможения двухдвигательного асинхронного электропривода осуществляется следующим образом.
Для торможения электродвигателей (1) и (5) они отключаются от сети путем одновременного размыкания контактов (2, 3, 4) первого рабочего контактора и контактов (6, 7, 8) второго рабочего контактора, а при замыкании контактов (9, 10, 11) тормозного контактора начала обмоток статора обоих двигателей с помощью тиристоров (18-35) соединяются последовательно непосредственно и через конденсаторную батарею (12, 13, 14) с резисторами (15, 16, 17). Поочередно и соответственно с изменением во времени полуволн суммарных ЭДС каждой фазы статора периодически и кратковременно присоединяют с помощью тиристоров (18-35) одновременно по две пары неодноименных фаз обмоток двигателей последовательно с конденсаторной батареей и затем отсоединяют.
Очередность включения и отключения тиристоров в зависимости от изменения и чередования во времени полуволн суммарных ЭДС каждой фазы статора двигателей в тормозном режиме.
1) Тиристоры - (25, 29, 21) - открыты, а тиристоры - (18, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35) - закрыты.
2) Тиристоры - (18, 22, 32) - открыты, а тиристоры - (19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35) - закрыты.
3) Тиристоры - (31, 35, 27) - открыты, а тиристоры - (18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34) - закрыты.
4) Тиристоры - (24, 28, 20) - открыты, а тиристоры - (18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35) - закрыты.
5) Тиристоры - (19, 23, 33) - открыты, а тиристоры - (18, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34, 35) - закрыты.
6) Тиристоры - (30, 34, 26) - открыты, а тиристоры - (18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35) - закрыты.
Далее очередность управления тиристорами повторяется. После окончания торможения привода тиристоры и тормозной контактор отключаются и отсоединяют обмотки двигателей от конденсаторной батареи.
При осуществлении предлагаемого способа за счет введения общей конденсаторной батареи и тиристоров улучшаются условия самовозбуждения обоих двигателей. В результате повышается и оптимизируется тормозной момент. Таким образом применение предлагаемого способа торможения позволяет повысить эффективность и надежность торможения электропривода.
Источник информации
1. Авторское свидетельство ССР № 399986, кл. H02P 3/24, 1968.
Класс H02P3/24 путем подачи постоянного тока на двигатель
Класс H02P5/46 двух и более электродвигателей, зависящих один от другого (взаимное регулирование)