борона дисковая
Классы МПК: | A01B21/08 с дисковыми рабочими органами F16C31/04 подшипники качения |
Автор(ы): | Тарасенко Борис Фёдорович (RU), Медовник Анатолий Николаевич (RU), Твердохлебов Сергей Анатольевич (RU), Грицун Дмитрий Валерьевич (RU), Горовой Сергей Алексеевич (RU), Майборода Дмитрий Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-21 публикация патента:
27.03.2010 |
Борона включает колесную раму с прицепным устройством с гидравликой подъема колес и рабочие органы. Рабочие органы выполнены в виде вогнутых дисков, смонтированных на отдельных стойках посредством подшипниковых узлов. Подшипниковые узлы содержат два подшипника и распорную часть. Наружные кольца подшипников установлены в корпусе на посадочных местах. Внутренние кольца подшипников установлены на валу, имеющем на конце резьбу с гайкой, фиксируемой шплинтом, упор и ступицу для крепления диска. Распорная часть, расположенная между подшипниками, оснащена сквозным резьбовым отверстием. Корпус снабжен сальником и пылезащитным колпаком. Каждый подшипниковый узел в распорной части оснащен гидрокомпенсационными кольцами с уплотнителями с упором на внутренние кольца подшипников. Борона оснащена коллекторным и магистральным трубопроводами. Резьбовое отверстие распорной части имеет съемный патрубок, сообщенный через соединительный шланг с коллекторным и магистральным трубопроводами. В подшипниковом узле использованы однорядные и одноразмерные подшипники. Такое конструктивное выполнение позволит повысить эксплуатационную надежность подшипниковых узлов, увеличить их срок службы. 3 ил.
Формула изобретения
Борона дисковая, включающая колесную раму с прицепным устройством с гидравликой подъема колес и рабочие органы в виде вогнутых дисков, смонтированных на отдельных стойках посредством подшипниковых узлов, содержащих распорную часть и два подшипника, наружные кольца которых установлены в корпусе на посадочных местах, а внутренние кольца - на валу, имеющем на конце резьбу с гайкой, фиксируемой шплинтом, упор и ступицу для крепления диска, корпус с сальником и пылезащитным колпаком, сквозное резьбовое отверстие, расположенное между подшипниками, отличающаяся тем, что каждый подшипниковый узел в распорной части оснащен гидрокомпенсационными кольцами с уплотнителями с упором на внутренние кольца подшипников, при этом резьбовое отверстие имеет съемный патрубок, сообщенный через соединительный шланг с коллекторным и магистральным трубопроводами, которыми оснащена борона, причем в подшипниковом узле использованы однорядные и одноразмерные подшипники.
Описание изобретения к патенту
Изобретение «Борона дисковая» относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для рыхления и подготовки почвы под зерновые и технические культуры, а также для уничтожения сорной растительности, измельчения и заделки растительных остатков предшественника.
Известны:
Прицепная дисковая борона БД-4.1 (см. Карпенко А.Н., Зеленев А.А., Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины. М., Колос, 1976, с 55-58), включающая колесную прицепную раму, на которой закреплены в два ряда под углом к направлению движения дисковые батареи в виде смонтированных на общем квадратном валу нескольких дисков через распорные втулки, при этом вал установлен в подшипниках, а передние батареи работают вразвал, задние - всвал;
Прицепная дисковая борона БД-10 (см. там же), содержащая батареи с десятью дисками, батареи, которые крепятся под углом к движению к четырем боковым секциям, состоящим из двух рамок, которые шарнирно соединены.
Борона дисковая тяжелая БДТ-7К-01 (см. рекламный проспект ОАО Апшеронский завод «Лессельмаш», 352690 Краснодарский край, г.Апшеронск ул. Королева 122, E-mail: lesselmash@internet.kuban.ru ), включающее колесную раму с боковыми рамками с демпферным прицепным устройством, с раздельной гидравликой подъема колес и боковых рамок, со стойками с подшипниковыми узлами, с батареями дисков, смонтированных в два ряда под углом к направлению движения.
Недостатками известных технических решений является то, что рабочие органы представлены батареей дисков, а это затрудняет смену дисков при их замене, повышает затраты энергии при заклинивании любого из подшипников и при забивании приводит к скручиванию вала, а также приводит к некачественной обработке почвы.
Известно также устройство - дискатор БДМ-7×2 (см. рекламный проспект Промышленная ассоциация завод им. Седина, ООО БДМ-агро, 350007, г.Краснодар, ул.Захарова 1 корп.4, сайт - www.b.d.m.-agro.ru ), включающее колесную раму с прицепным устройством с гидравликой подъема колес и боковых рамок и рабочие органы в виде вогнутых дисков, смонтированных на отдельных стойках посредством подшипниковых узлов, содержащих два неодинаковых по размеру конических роликовых подшипника, смонтированных симметрично на посадочных местах на валу, в корпусе с распорным кольцом с масленкой, маслоотбойным элементом и отверстиями с резьбой для крепления к его торцу пылезащитного колпака, при этом вал оснащен с одной стороны фланцем с отверстиями для крепления дисков, а с другой стороны резьбой с фиксирующим шплинтом и гайкой для регулировки осевых зазоров подшипников.
Недостатками данного технического решения является низкая эксплуатационная надежность подшипниковых узлов, заключающаяся в изнашивании посадочных мест и осевом перемещении подшипников. Несвоевременная ликвидация зазора приводит к заклиниванию и поломке подшипников, а также к срезанию шплинта, раскручиванию гайки и вырыванию диска с валом из корпуса подшипникового узла. Другим недостатком также являются разные размеры подшипников, что приводит к усложнению изготовления вала, т.е. к увеличению трудозатрат.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату является борона дисковая (RU 2297125 С1, 20.04.2007), включающая колесную раму с прицепным устройством с гидравликой подъема колес и рабочие органы в виде вогнутых дисков, смонтированных на отдельных стойках посредством подшипниковых узлов, содержащих два подшипника, наружные кольца которых установлены в корпусе на посадочных местах, распорную часть, внутренние кольца, установленные на валу, имеющем на конце резьбу с гайкой, фиксируемой шплинтом, упор и ступицу для крепления диска, корпус с сальником и пылезащитным колпаком, сквозное резьбовое отверстие, расположенное между подшипниками.
Однако недостатками данного технического решения является низкая эксплуатационная надежность подшипниковых узлов, заключающаяся в изнашивании посадочных мест и осевом перемещении подшипников. Несвоевременная ликвидация зазора приводит к заклиниванию и поломке подшипников, а также к срезанию шплинта, раскручиванию гайки и вырыванию диска с валом из корпуса подшипникового узла.
Техническим решением задачи является повышение эксплуатационной надежности подшипниковых узлов, увеличение их срока службы, уменьшение трудозатрат при изготовлении.
Поставленная задача достигается тем, что в бороне дисковой, включающей колесную раму с прицепным устройством с гидравликой подъема колес и рабочие органы в виде вогнутых дисков, смонтированных на отдельных стойках посредством подшипниковых узлов, содержащих два подшипника, наружные кольца, которые установлены в корпусе на посадочных местах, распорную часть, внутренние кольца, установленные на валу, имеющем на конце резьбу с гайкой, фиксируемой шплинтом, упор и ступицу для крепления диска, корпус с сальником и пылезащитным колпаком, сквозное резьбовое отверстие, расположенное между подшипниками, согласно изобретению каждый подшипниковый узел в распорной части оснащен гидрокомпенсационными кольцами с уплотнителями с упором на внутренние кольца подшипников, при этом резьбовое отверстие имеет съемный патрубок, сообщенный через соединительный шланг с коллекторным и магистральным трубопроводами, которыми оснащена борона, причем в подшипниковом узле использованы однорядные и одноразмерные подшипники.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид бороны дисковой, на фиг.2 - разрез подшипникового узла бороны, на фиг.3 - схема гидросистемы бороны.
Борона дисковая состоит из колесной рамы 1 с прицепным устройством 2 с гидравликой подъема колес 3 и боковых рамок 4 и рабочих органов в виде вогнутых дисков 5, смонтированных на отдельных стойках 6 посредством подшипниковых узлов 7, содержащих два подшипника 8, наружные кольца 9 которых установлены в корпусе 10 на посадочных местах 11, распорную часть 12, оснащенную сквозным резьбовым отверстием 13, и внутренние кольца 14, установленные на валу 15, имеющем на конце резьбу 16 с гайкой 17, фиксируемой шплинтом 18, упор 19 и ступицу 20 для крепления вогнутого диска 5, а корпус 10 снабжен сальником 21 и пылезащитным колпаком 22. Каждый подшипниковый узел 7 в распорной части 12 оснащен ступенчатыми гидрокомпенсационными кольцами 23 с упором на внутренние кольца 14 подшипников и уплотнительными кольцами 24, при этом резьбовое отверстие 13 имеет съемный патрубк 25, сообщенный через соединительный шланг 26 с коллекторным 27 и магистральным 28 трубопроводами, которыми оснащена борона, через гидрораспределитель с гидросистемой трактора. Подшипники 8 используются однорядные и одноразмерные.
Борона дисковая работает следующим образом. При движении агрегата вогнутые диски 5 заглубляются в почву и при взаимодействии с ней дисков 5 вал 15 начинает вращаться посредством соединения его ступицы 20 с диском 5, при этом возникает осевое усилие, которое стремится переместить вал 15 наружу из корпуса 10 подшипникового узла 7; это усилие способствует образованию осевого зазора вследствие износа рабочих элементов подшипников 8, что приводит к возникновению вибраций вала, вызывающих самоотвинчивание гайки 17, срезание шплинта 18, а также разрушению подшипников 8 и последующей потере вала 15 вместе с диском 5, однако при работе трактора и включенной гидросистемы масло под давлением подается через коллекторный 27 и магистральный 28 трубопроводы, которыми оснащены дискаторы через соединительные шланги 26 во вкрученный в резьбовое отверстие 13 патрубок 25, сообщенный с пространством в корпусе 10 между гидрокомпенсационными кольцами 23, проникнув в это пространство, масло оказывает давление на гидрокомпенсационные кольца 23, раздвигая их при появлении осевого зазора в подшипниках 8, таким образом создается постоянный натяг в подшипниках и резьбовом соединении гайки 17 и вала 15, предотвращающий появление вибраций, повышенного износа подшипников 8 и самоотвинчивание гайки 17, а также срезание шплинта 18.
Класс A01B21/08 с дисковыми рабочими органами