способ получения разнородного покрытия с антифрикционными свойствами
Классы МПК: | B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки |
Автор(ы): | Минибаев Гайса Габитович (RU), Федотов Генадий Дмитриевич (RU), Галактионов Илья Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-04-07 публикация патента:
27.03.2010 |
Изобретение относится к способам восстановления и упрочнения деталей машин с введением добавочного металла применением электромеханических процессов и получения износостойкого, разнородного покрытия с антифрикционными свойствами, и может быть использовано в ремонтном производстве и машиностроении. Используют добавочный металл в виде низкоуглеродистой и среднеуглеродистой стальной проволоки, при этом электромеханическую высадку изношенной поверхности детали и приварку добавочного металла производят в два захода - сначала производят высадку канавки, в которую приваривают низкоуглеродистую стальную проволоку, а затем во вторую канавку, высаженную с тем же шагом, приваривают среднеуглеродистую стальную проволоку с получением на поверхности детали чередующихся твердых и менее твердых участков. Изобретение позволяет создать упрочненную, разнородную по структуре и твердости поверхностность с антифрикционными свойствами, которая способствует повышению износостойкости деталей машин. 2 ил.
Формула изобретения
Способ получения износостойкого и разнородного по твердости покрытия с антифрикционными свойствами при восстановлении и упрочнении деталей машин методом приварки добавочного металла в спиральные канавки, образованные электромеханической высадкой изношенной поверхности детали, отличающийся тем, что используют добавочный металл в виде низкоуглеродистой и среднеуглеродистой стальной проволоки, при этом электромеханическую высадку изношенной поверхности детали и приварку добавочного металла производят в два захода - сначала производят высадку канавки, в которую приваривают низкоуглеродистую стальную проволоку, а затем во вторую канавку, высаженную с тем же шагом, приваривают среднеуглеродистую стальную проволоку с получением на поверхности детали чередующихся твердых и менее твердых участков.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии восстановления деталей машин с применением электромеханических процессов и получения износостойкого разнородного покрытия с антифрикционными свойствами.
Существует способ восстановления деталей привариванием добавочного металла [1], который взят за прототип, заключающийся в том, что изношенная поверхность детали высаживается электромеханическим способом. В образовавшуюся высаженную винтовую канавку приваривается дополнительный металл - стальная проволока. Формирование металлопокрытия при восстановлении деталей данным способом осуществляется при одновременном протекании процессов деформации под давлением приваривающего ролика и нагрева соединяемых металлов, проходящим через зону соединения электрическим током большой силы.
Однако этот способ восстановления деталей не обеспечивает надежного соединения добавочного и основного металлов. Прочное соединение образуется лишь при приварке первого витка проволоки, прочность сцепления последующих витков на порядок меньше из-за неизбежного окисления высаженной поверхности.
Достигаемый технический результат по заявленному изобретению - получение прочного износостойкого и разнородного покрытия с антифрикционными свойствами.
Указанный технический результат достигается за счет последовательной приварки добавочного материала в виде низкоуглеродистой и среднеуглеродистой проволоки в высаженные двухзаходные канавки электромеханическим способом, что обеспечивает надежное соединение основного и добавочного металлов.
Способ осуществляется следующим образом. Изношенная поверхность детали 1 подвергается электромеханической высадке с шагом 3 4 мм (фиг.1); в образовавшуюся спиральную канавку приваривается дополнительный металл - низкоуглеродистая стальная проволока 2, затем (фиг.2) высаживается вторая канавка с тем же шагом, и осуществляется приварка в нее среднеуглеродистой стальной проволоки 3. Таким образом, получается покрытие с различной твердостью: в твердой основе - мягкие включения. В процессе эксплуатации проволока с меньшей твердостью будет изнашиваться, создавая винтовую впадину, способствующую удержанию смазки в сопряжении.
Таким образом, на всех образцах, восстановленных по предлагаемому способу, стабильно создается разнородное, упрочненное и износостойкое покрытие с чередованием твердых и менее твердых участков, способствующее удержанию смазки в сопряжении, тем самым обеспечиваются антифрикционные свойства и повышается износостойкость сопряжения.
Литература.
1. Аскинази Б.М. Упрочнение и восстановление деталей машин электромеханической обработкой. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1989, с.183-188. ISBN 5-217-00443-6.
Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Класс B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки