одинарный двухсторонний контактный трал
Классы МПК: | B63G7/04 параванного или подобного типа |
Автор(ы): | Мельников Борис Александрович (RU), Лев Ион Гиршевич (RU), Нисневич Михаил Залманович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-05-26 публикация патента:
27.03.2010 |
Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия. Одинарный двухсторонний контактный трал содержит две тралящие части с тралящими элементами, два буксира, два отводителя и буй. Отводители и буй снабжены механизмами удержания заданной глубины. Коренные концы тралящих частей и ходовые концы буксиров прикреплены к отводителям. Ходовые концы тралящих частей - к бую. Тралящие элементы установлены на буксирах вблизи их ходовых концов. Буй снабжен устройством изменения гидродинамического сопротивления. Повышается эффективность траления за счет изменения в широком диапазоне ширины захвата трала без образования мертвой зоны. 2 ил.
Формула изобретения
Одинарный двухсторонний контактный трал, содержащий две тралящие части с тралящими элементами, два буксира, два отводителя и буй, снабженные механизмами удержания заданной глубины, отличающийся тем, что коренные концы тралящих частей и ходовые концы буксиров прикреплены к отводителям; ходовые концы тралящих частей - к бую, причем тралящие элементы установлены также на буксирах вблизи их ходовых концов, а буй снабжен устройством изменения гидродинамического сопротивления.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к морской технике, в частности к морскому подводному оружию, и предназначено для противоминного оружия - контактных тралов, буксируемых кораблями противоминной обороны.
Известны различные типы контактных тралов, например тралы МТ-1, МТ-2 и МТ-3, с решетками-отводителями и решетками-углубителями (см. «Из истории создания морского подводного оружия». СПб.: Наука, 2003, с.127), более современный трал БКТ, позволяющий изменять при необходимости ширину захвата (описан в той же книге), а также контактный трал ВМС США «ОРОПЕЗА» (см. А.А.Кондратович и Г.Г.Пиянзов. Противоминное оружие. М.: Военное издательство, 1989, с.14-15), принятый за прототип.
Известный трал содержит две тралящие части с тралящими элементами, буксир, два отводителя и буи, которые могут быть снабжены известными механизмами удержания заданной глубины, например, гидростатического типа.
Схема буксировки трала, выбранного в качестве прототипа, выглядит следующим образом: коренной (передний) конец буксира заведен на обух на корме тральщика, а на его ходовом (заднем) конце закреплены углубитель и две оттяжки с канифас-блоками. Левая и правая тралящие части с отводителями и ведущими буями пропущены через канифас-блоки, а их коренные участки намотаны на барабаны тральной лебедки. Стравливая или выбирая тралящие части, можно изменять ширину захвата трала.
Общим недостатком известных тралов является то, что большинство из них вообще не может изменять ширину захвата без выборки трала на тральщик и изменения длины тралящих частей или, как у трала-прототипа, изменение ширины захвата происходит за счет выбора на корабль (или стравливания) намотанной длины тралящей части. При этом на проходящем через канифас-блок участке тралящей части не должны размещаться тралящие элементы, что увеличивает мертвую (непротраливаемую) зону и уменьшает эффективность траления.
У трала «ОРОПЕЗА» изменение ширины захвата составляет всего 20% (от 440 до 530 м), что не позволяет использовать его в районах с существенно изменяющейся шириной акватории (в узких заливах, фиордах и т.п.).
Целью настоящего изобретения является создание одинарного двухстороннего контактного трала, позволяющего изменять ширину захвата в широком диапазоне без уменьшения при этом эффективности траления за счет исключения мертвой зоны.
Поставленная цель достигается тем, что в известном одинарном двухстороннем контактном трале, содержащем две тралящие части с тралящими элементами, два буксира, два отводителя и буй, снабженные механизмами удержания заданной глубины, коренные концы тралящих частей и ходовые концы буксиров прикреплены к отводителям, ходовые концы тралящих частей - к бую, причем тралящие элементы установлены также на буксирах вблизи их ходовых концов, а буй снабжен устройством изменения гидродинамического сопротивления.
При таком выполнении трала удается изменять ширину захвата в широких пределах, при этом при тралении не образуется мертвой зоны.
Устройство предлагаемого трала показано на фиг.1 - вид сбоку и на фиг.2 - вид сверху.
Одинарный двухсторонний контактный трал содержит две тралящие части 1 и 2 с тралящими элементами 3, два буксира 4 и 5, два отводителя 6 и 7 и буй 8. Отводители 6 и 7, а также буй 8 снабжены механизмами удержания заданной глубины, например, гидростатического принципа действия, применяемыми в известных тралах. Коренные концы тралящих частей 1 и 2 и ходовые концы буксиров 4 и 5 стропками 9 и 10 прикреплены к отводителям 6 и 7, а ходовые концы тралящих частей 1 и 2 при помощи стропки 11 присоединены к бую 8. Вблизи ходовых концов буксиров 4 и 5 на них установлены тралящие элементы 12 и 13, например резаки или пиротехнические патроны. Буй 8 снабжен устройством изменения гидродинамического сопротивления, например перекладывающимся крылом или раскрывающимся парашютом. Для передачи команд на изменение ширины захвата трала используется гидроакустический канал. Для связи тральщика с элементами трала используется буксируемый на отдельном кабель-буксире 14 носитель аппаратуры передачи информации 15, выполненный в виде углубителя. В головных частях корпусов отводителй 6 и 7, а также буя 8 установлены приемные гидроакустические устройства 16.
Предлагаемый одинарный двухсторонний контактный трал работает следующим образом.
При подготовке трала к постановке на тральщике 17 производится настройка механизмов удержания заданной глубины, размещенных в отводителях 6 и 7 и буе 8 (в полости гидростата подается необходимое давление воздуха или пружина гидростата сжимается на необходимую величину). Буй 8 присоединяется стропкой 11 к ходовым концам тралящих частей 1 и 2 и начинается стравливание тралящих частей с барабанов тральной лебедки 18. При этом при необходимости на тралящие части устанавливаются тралящие элементы 3 (резаки или патроны). К коренным концам тралящих частей 1 и 2 присоединяются ходовые концы буксиров 4 и 5 и стропки 9 и 10, соединенные с отводителями 6 и 7. На ходовых концах буксиров 4 и 5 устанавливаются тралящие элементы 12 и 13 (резаки или патроны). Далее с барабанов тральной лебедки 18 на необходимую длину стравливаются буксиры 4 и 5. Коренные концы буксиров закрепляются на тральщике 17 или на лебедке 18. К ходовому концу кабель-буксира 14 присоединяется носитель аппаратуры передачи информации 15. С дополнительной лебедки 19 производится стравливание кабель-буксира 14 на заданную длину. Коренной конец его закрепляется на лебедке 19.
Буксировка трала в исходном состоянии осуществляется до наступления необходимости изменения ширины захвата трала, например уменьшения ширины захвата. Для этой цели буксиры 4 и 5 начинают наматываться на барабаны тральной лебедки 18. Уменьшение длины их забортной части приводит к уменьшению расстояния между отводителями 6 и 7 и сведению коренных концов тралящих частей 1 и 2. Ширина захвата трала, определяемая расстоянием между коренными концами тралящих частей, соответственно уменьшается. При необходимости увеличить ширину захвата трала производится обратный процесс, для чего следует стравливать буксиры 4 и 5 с барабанов лебедки 18. При необходимости изменения глубины хода трала команда с тральщика передается по кабель-буксиру 14 на гидроакустическую аппаратуру, установленную в носителе 15, и по гидроакустическому каналу на аппаратуру 16, размещенную на отводителях 6 и 7 и в буе 8. Срабатывание этой аппаратуры вызывает соответствующие изменения в механизмах удержания заданной глубины отводителей и буя. Устройство изменения гидродинамического сопротивления буя 8 используется для обеспечения начального натяжения тралящих частей 1 и 2, которое в зависимости от ширины захвата трала может изменяться.
Таким образом, предложенная конструкция контактного трала позволяет в широком диапазоне изменять ширину его захвата, при этом не образуется мертвая зона, что повышает эффективность траления.