гребной винт

Классы МПК:B63H1/14 гребные винты
B63H1/26 лопасти 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов" (РУДН) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к области судовых движителей. На поверхностях лопастей гребного винта выполнены канавки. Канавки расположены со смещением в поперечном сечении относительно друг друга в шахматном порядке или в виде наклонной сетки. Канавки выполнены с поднутрением, а их глубина плавно уменьшается в соответствии с уменьшением толщины лопасти. В канавках размещены вставки из материала, обладающего высокими демпфирующими способностями. Вставки выполнены из высоконаполненного композиционного материала, дисперсно-упрочненного или волокнистого на полимерной основе. Достигается снижение шумовых характеристик гребного винта. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. гребной винт, патент № 2387572

гребной винт, патент № 2387572 гребной винт, патент № 2387572 гребной винт, патент № 2387572 гребной винт, патент № 2387572 гребной винт, патент № 2387572

Формула изобретения

1. Гребной винт, содержащий ступицу, на которой размещены лопасти с нагнетающими и всасывающими поверхностями, отличающийся тем, что на всасывающей и нагнетающей поверхностях лопастей выполнены канавки со смещением в поперечном сечении относительно друг друга в шахматном порядке или в виде наклонной сетки, в которых размещены вставки из материала, обладающего высокими демпфирующими способностями, причем канавки выполнены с поднутрением, а их глубина плавно уменьшается в соответствии с уменьшением толщины лопасти.

2. Гребной винт, отличающийся тем, что вставки выполнены из высоконаполненного композиционного материала дисперсно упрочненного или волокнистого на полимерной основе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов создания гребных винтов.

Известен гребной винт, содержащий ступицу, на которой размещены лопасти с нагнетающими и всасывающими поверхностями (патент России 2244657, B63H 3/00, 2005 г.).

Известное устройство имеет ограниченное применение, поскольку в процессе работы винта под действием нагрузок его лопасти совершают высокочастотные колебания в звуковом диапазоне частот (винт «звенит»), которые передаются в толще воды на большие расстояния. В результате судно слышно за многие десятки миль, это приводит к распугиванию косяков рыб и другим последствиям.

Техническим результатом является снижение шумовых рабочих характеристик гребного винта.

Сущность изобретения заключается в том, что гребной винт содержит ступицу, на которой размещены лопасти с нагнетающими и всасывающими поверхностями, на всасывающей и нагнетающей поверхностях лопастей выполнены радиально расположенные канавки со смещением в поперечном сечении относительно друг друга в шахматном порядке или в виде наклонной сетки, в которых размещены вставки из материала, обладающего высокими демпфирующими способностями, причем канавки выполнены с поднутрением, а их глубина плавно уменьшается в соответствии с уменьшением толщины лопасти. Вставки выполнены из высоконаполненного композиционного материала, дисперсно-упрочненного или волокнистого на полимерной основе.

Технический результат достигается за счет того, что высокочастотные колебания, которые передаются винту от судового вала и генерируются в процессе работы лопастей, рассеиваются и гасятся материалом вставок, который обладает высокими демпфирующими способностями.

На фиг.1 представлен общий вид гребного винта; на фиг.2 - пример выполнения лопасти с радиально расположенными канавками; на фиг.3 - продольный разрез лопасти на фиг.2; на фиг.4 - варианты выполнения вставок с поднутрением; на фиг.5 - пример выполнения лопасти с канавками в виде сетки.

Гребной винт содержит ступицу 1, на которой размещены лопасти 2 с нагнетающими 3 и всасывающими 4 поверхностями, на которых выполнены радиально расположенные канавки со вставками 5. Канавки выполнены с поднутрением, например в виде прямоугольной трапеции, равнобедренной трапеции, «Г-» и «Т»-образного поперечного сечения. Глубина канавок плавно уменьшается к краям лопасти в соответствии с уменьшением ее толщины. Вставки выполнены заподлицо с поверхностью лопасти из материала, обладающего высокими демпфирующими способностями, например из высоконаполненного композиционного материала на полимерной основе, дисперсно-упрочненного или волокнистого. Вставки 5 фиксируются в канавках за счет сил адгезии, а канавки на нагнетающей 3 и всасывающей 4 поверхностях смещены относительно друг друга. Вставки 5 полностью заполняют полости канавок и соответствуют форме их поперечного сечения.

Канавки могут быть выполнены в виде наклонной сетки как на нагнетающей 3, так и на всасывающей 4 поверхностях.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы двигателя высокочастотные колебания звуковой частоты передаются через вал на гребной винт, лопасти которого также генерируют колебания. Поскольку поверхности лопастей 2 имеют вставки 5 из материала, обладающего высокими демпфирующими способностями, то эти колебания значительно гасятся. Это происходит потому, что благодаря вставкам 5 материал рабочих поверхностей 3 и 4 винта становится неоднородным, амплитуда волн на границе сред металл-композиционный материал значительно снижается. Кроме того, в самом композиционном материале вставок происходит гашение колебаний. В результате гребной винт при работе генерирует значительно меньший уровень звуковых колебаний и судно становится неслышимым. Выполнение вставок 5 заподлицо с рабочей поверхностью лопастей 2 не создает помех для схода водяного потока. Выполнение канавок с поднутрением обеспечивает надежное закрепление вставок 5, а также увеличивает площадь их адгезионного соединения. Смещение канавок на нагнетающей 3 и всасывающей 4 поверхностях выполнено для того, чтобы не снижалась прочность лопасти 2 и не образовывались концентраторы напряжений. Выполнение канавок в виде наклонной сетки увеличивает общий объем вставок из материала с высокими демпфирующими способностями, что повышает эффективность гашения колебаний и снижение шума движущегося судна. Адгезионное соединение вставок 5 с поверхностью канавок может осуществляться за счет самого полимерного связующего композиционного материала, которое может быть выполнено на основе эпоксидной, полиэфирной или других смол.

Класс B63H1/14 гребные винты

гребной винт -  патент 2482011 (20.05.2013)
гребной винт конструкции калашникова -  патент 2452653 (10.06.2012)
судовой движитель-концентратор -  патент 2438917 (10.01.2012)
система защиты от коррозии гребного винта и гребного вала судна -  патент 2429158 (20.09.2011)
водно-воздушное транспортное средство "аквалёт", безмачтовый парус, устройство управления парусом -  патент 2419557 (27.05.2011)
водное транспортное средство -  патент 2402452 (27.10.2010)
гребной винт для надводного и подводного транспорта чурилина с.н. -  патент 2390463 (27.05.2010)
гребной винт корабельный -  патент 2382715 (27.02.2010)
подводный гидроцикл -  патент 2370409 (20.10.2009)
низкооборотный гребной винт -  патент 2369520 (10.10.2009)

Класс B63H1/26 лопасти 

Наверх