смазочная композиция для силовых установок авиационной техники

Классы МПК:C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением
C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты
C10M129/70 монокарбоновых кислот
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод
C10M105/38 полиоксисоединений
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Хурумова Аида Федоровна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-06
публикация патента:

Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов главных редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий и маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов. Сущность: композиция содержит в мас.%: бис [4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил]амин 1-3; C7-C9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 0,5-4; N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1H-бензотриазол-1-метиламин 0,05-0,25; трикрезилфосфат 1-5; 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метил-пропионовая кислота 0,05-1,5; сложный эфир неопентилполиола и жирных кислот C5-C10 - остальное. Технический результат - улучшение антикоррозионных свойств при температуре выше 200°С при сохранении смазывающей способности. 2 табл.

Формула изобретения

Смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, включающая сложный эфир неопентилполиола и жирных кислот C 5-C10, а также бис [4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил]амин и C7-C9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты в качестве антиокислительных присадок и N,N-бис-(2этилгексил)-4-метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин в качестве ингибитора коррозии, противоизносные и противозадирные присадки, отличающаяся тем, что в качестве противоизносных и противозадирных присадок композиция содержит трикрезилфосфат и 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метилпропионовую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Бис [4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил]амин 1,0-3,0
С 79 Алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
-4-гидроксибензопропановой кислоты0,5-4,0
N,N-Бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
-метиламин 0,05-0,25
Трикрезилфосфат 1,0-5,0
3-(Бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
метилпропионовая кислота0,05-1,5


Сложный эфир неопентилполиола и

жирных кислот C5-C10 Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к смазочным композициям для силовых установок авиационной техники, а именно для ГТД самолетов, главных редукторов и тяжело нагруженных агрегатов трансмиссий и маслосистемы турбокомпрессора двигателя вертолетов, обладающим улучшенными антикоррозионными и смазывающими свойствами, в частности противоизносными.

Известно смазочное масло газовых турбин (RU 2185423 C1, 2002) следующего состава в мас.%:

- термостабильный диизооктилсебацинат 10,0-15,0
- 2,6 дитретбутил паракрезол 0,5-3,0
- n,n'-динонилдифениламин или смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
смесь бутил-n-октилдифениламинов 0,2-0,5
- трикрезилфосфат или смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
дифенилпаратретбутилфенилфосфат 1,0-3,0
- бензотриазол 0,005-0,1
- базовое масло (синтетическое смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
полиальфаолефиновое) - остальное

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные смазывающие свойства.

Известен состав смазочного масла для вертолетов (SU 120626 A, 1958 г.) следующего состава, мас.%:

- эфир многоатомных спиртов и одноосновных смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
жирных кислот, например эфира триэтиленгликоля смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
и жирных кислот C7-C9, в качестве базового масла67,0-75,0
- этерифицированное заполимеризованное касторовое смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
масло в качестве загустителя 25,0-33,0
- меркаптобензотиазол в качестве смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
противоизносной присадки1-1,5
- параоксидифениламин в качествесмазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
антиокислительной присадки0,3-0,5

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные антикоррозийные свойства при 200°С и испаряемость при 250°С.

Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемой смазочной композиции является смазочное масло для редукторов летательных аппаратов (RU 2322481, опубл. 20.04.2008) следующего состава, мас.%:

- бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амин 1,0-3,0
- C7-C9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
гидроксибензопропановой кислоты0,5-4,0
- N,N-бис (2-этилгексил)-4-метил-1H-бензотриазол- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
-1-метиламин 0,05-0,25
- меркаптобензотиазол 1,0-2,4
- сложный эфир пентаэритрита исмазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
жирных кислот C5-C10 остальное

Смазочное масло по данному изобретению обладает рядом положительных свойств, в частности наилучшими в сравнении с другими маслами смазывающими свойствами, что позволяет использовать его в качестве единого для двигателей и редукторов вертолетов при максимальной температуре масла на выходе из двигателей до 175°С.

В то же время опыт эксплуатации вертолетов на данном масле показал, что это оно имеет существенный недостаток, связанный со склонностью к окислению противозадирной присадки каптакс (2-мер-каптобензотиазол) с превращением ее в альтакс (дитиобензотиазол) - соединение, плохо растворимое в масле. Образуя с продуктами окисления масла желеобразную массу, в осенне-зимний и весенне-зимний переходные периоды в некоторых случаях альтакс может забивать маслофильтры, форсунки, трубопроводы с малым проходным сечением, радиаторы и т.п. Хотя этот осадок быстро растворяется после запуска двигателя и частицы его способны продавливаться через сетку фильтров, но вероятность его повторного образования на маслофильтрах при значительном охлаждении масла не исключается. Поэтому в таких случаях требуется полный слив масла из двигателя и редуктора и замена его на свежее.

Из-за наличия в каптаксе меркаптановой серы, обладающей высокой реакционной способностью, масло характеризуется еще и высокой коррозионной агрессивностью по отношению к некоторым конструкционным материалам (меди, медным и магниевым сплавам, серебряному покрытию на сепараторах подшипников) и вызывает повышенный износ трущихся поверхностей (dи>0,5 мм).

Известно синтетическое масло ПТС-225 (ТУ 38.401-58-1-90) на сложных эфирах пентаэритрита и СЖК C5-C9, отвечающее требованиям спецификации США MIL-PRF 23699F.

Масло ПТС-225, обладая высокими эксплуатационными свойствами, вызывает повышенную коррозию на меди при 225°С 2,5 мг/см3 (ГОСТ 23797) и коррозию оксидированного сплава МЛ-10 - 18,4 г/м2 . (Отечественные и зарубежные горюче-смазочные материалы. Л.С.Яновский, Ф.М.Галимов, В.А.Аляев. Стр.84-86.) Масло было разработано с использованием сложного комплекса различных присадок, технология его получения сложна, и промышленное производство его отсутствует.

Техническим результатом изобретения является улучшение антикоррозионных свойств смазочной композиции при 225°С и при воздействии на металлы и гальванические покрытия при сохранении высокой смазывающей способности композиции.

Для достижения указанного технического результата смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, включающая сложный эфир неопентилполиола и жирных кислот С510 , а также бис [4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил]амин и С79 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты в качестве антиокислительных присадок и N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1H-бензотриазол-1-метиламин в качестве ингибитора коррозии, противоизносные и противозадирные присадки, в соответствии с изобретением в качестве противоизносных и противозадирных присадок композиция содержит трикрезилфосфат и 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метипропионовую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:

бис[4-(1,1,3-тетраметилбутил)фенил]амин 1,0-3,0
C 7-C9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1-диметилэтил)-4- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
гидроксибензопропановой кислоты0,5-4,0
N,N-бис-(2-этилгексил)-4-метил-1H-бензотриазол- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
1-метиламин 0,05-0,25
трикрезилфосфат 1,0-5,0
3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)- смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
2-метипропионовую кислоту0,05-1,5
сложный эфир неопентилполиола и жирных смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
кислот C5-C10 остальное

Из уровня техники известна смазочная композиция, содержащая в качестве противоизносных и противозадирных присадок триарилфосфат, в том числе и трикрезилфосфат, и диалкилдитиофосфат, в частности 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метипропионовую кислоту (WO 02/53687 A2, 11.07.2002). Однако для данных смазочных композиций не подтверждены высокие антикоррозионные свойства при температурах выше 200°С.

В примерах 1-7 представлены составы смазочных композиций и результаты их испытаний (табл.1 и 2).

Как видно из данных табл.2 композиция № 2 не обеспечивает требуемый уровень Рк. Композиция № 6 вызывает повышенную коррозию меди при окислении по ГОСТ 23797 и повышенную коррозию оксидированного магниевого сплава - 12,1 г/см3. Композиции по примерам № 1, 3, 5 и 7 сохраняют свои антикоррозионные свойства в пределах установленных норм, позволяют повысить критическую нагрузку и снизить показатель износа.

Совместное использование в составе смазочной композиции присадок: 3-(бис-изобутокситиофосфорил-сульфанил)-2-метил-пропионовая кислота и трикрезилфосфата в совокупности с остальными компонентами позволяет исключить выпадение альтакса в условиях эксплуатации, улучшить антикоррозионные свойства и трибологические характеристики смазочной композиции при температурах выше 200°С.

Для приготовления составов смазочной композиции использованы следующие ингредиенты:

- в качестве ингибитора коррозии эфира диалкил-дитиофосфата метилпропионовой кислоты содержит соединение 3-(бис-изобутокситиофосфорилсульфанил)-2-метил-пропионовая кислота, представляющее собой жидкость желтого цвета с плотностью 1,06 г/см3, кислотным числом 190 мг KOH/г и содержанием серы не менее 17% с испытаниями по СТО 93407622-006-2008 и спецификации Р8-3662 (аналитический метод КВС-3662).

- в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат по ГОСТ 5728.

Кроме того, в качестве антиокислительных присадок вводят [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амин, представляющий собой кристаллический порошок от белого до желтого цвета с плотностью 1,02 г/см2, температурой вспышки в закрытом тигле выше 150°С с испытаниями по СТО 93407622-002-2007 и спецификации PS-1551 (аналитический метод КВС-1551) и соединение C7-C9, алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты, жидкость от желтого до коричневого цвета с точкой плавления ниже минус 30°С, температурой вспышки выше 150°С, температурой самовоспламенения выше 365°С с испытаниями по 93407622-002-2007 и по спецификации ИН 2244 (аналитический метод КВС-506/1).

В масло также вводят производное толутриазола в виде N,N-бис-(2 этилгексил)-4метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин - бесцветную жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см3, температурой воспламенения выше 280°С с испытаниями по СТО 93407622-002-2007 и спецификации PS-184210 (аналитический метод 184210).

В качестве базового масла используют эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот C5-C10 с вязкостью при 100°С не менее 4,8 мм2/с, температурой застывания не ниже минус 60°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 255°С, кислотным числом не более 0,05 мг КОН/г с испытаниями по СТО

93407622-001-2007 или

эфир триметилолпропана и одноосновных жирных кислот C5-C10 с вязкостью при 100°С не менее 4,0 мм2/с, температурой застывания не ниже минус 60°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 248°С, кислотным числом не более 0,05 мг КОН/г с испытаниями по СТО 93407622-007-2008.

Смазочную композицию готовили путем растворения компонентов в базовом эфире с подогревом до 70-80°С при перемешивании, последующим охлаждением и фильтрацией. Технологическая схема изготовления смазочных композиций соответствовала технологии рекомендованной для последующего промышленного производства.

Таблица 1
Составы смазочных композиций
Компоненты Составы смазочных композиций
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
1бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин 1,0 2,01,0 1,83,0 1,5
2 C7-C9 , алкиловый эфир 3,5 бис (1,1-диметил этил)-4-гидроксибензо-пропановой кислоты4,0 2,2 1,53,1 1,01,8
3 N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1H-бензотриазол-1-метиламин 0,05 0,100,125 0,200,25 0,165
4 3-(бис-изобутокси-тиофосфорилсульфанил)-2-метилпропионовая кислота0,1 1,5 0,051,0 1,20,08
5. трикрезилфосфат 5,01,5 1,03,0 4,02,5
6. эфир пентаэритрита жирных кислот C5-C10 89,85 92,70- -90,55 -
7. эфир триметилолпропана жирных кислот C5-C10 -- 96,32590,90 - 93,955

Таблица 2
Результаты испытаний предлагаемых составов
смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 Составы смазочных композиций
Наименование показателей № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6Прототип
1. Антикоррозионные свойства в условиях окисления при 225°С, 50 часов (ГОСТ 23797). Весовой показатель коррозии на пластинах меди смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 Не выдерживает. Обильное

осадкообразование
смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
М-1 или М-2 (ГОСТ 495), мг/см3 0,080,10 Отс.0,06 0,030,05
2. Коррозионная агрессивность 100 часов (175°С - 10 час, 200°С - 80 час, 225°С - 10 час) в контакте с металлами и смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 Не выдерживает.
гальваническими покрытиями, потеря веса, масло/ пары, г/см 3:смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
- магниевый сплав МЛ-10 1,1/0,91,3/0,95 0,8/0 1,1/1,01,1/0,9 0,9/0,3 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
3. Трибологические характеристики на ЧШМ при 20°С: смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
- критическая нагрузка (Рк) 106126 94100 119100 89
- диаметр пятна износа (Ди), смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703 смазочная композиция для силовых установок авиационной техники, патент № 2387703
мм, при осевой нагрузке 196 Н 0,330,36 0,330,33 0,350,33 0,50-0,54

Класс C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением

компрессорное масло -  патент 2523010 (20.07.2014)
замедляющая коррозию композиция для цветных металлов -  патент 2483099 (27.05.2013)
способы и композиции для снижения и ингибирования роста концентрации микробов во флюидах на водной основе и системах с их применением -  патент 2479206 (20.04.2013)
турбинное масло -  патент 2458109 (10.08.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
композиция присадок для турбинного масла -  патент 2451061 (20.05.2012)
турбинное масло -  патент 2451060 (20.05.2012)
композиция присадки для противозадирных консистентных смазок с превосходными противоизносными и коррозионными свойствами -  патент 2439135 (10.01.2012)
твердосмазочная композиция -  патент 2434056 (20.11.2011)
готовая к эксплуатации коробка передач, рабочая жидкость для нее и способ для ее первичного ввода в эксплуатацию -  патент 2407934 (27.12.2010)

Класс C10M137/04 эфиры фосфорной кислоты

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
фосфитные стабилизаторы основных компонентов смазочных масел и термопластических полимеров -  патент 2500683 (10.12.2013)
смазка для применения при горячей штамповке -  патент 2497937 (10.11.2013)
композиция консистентной смазки -  патент 2480516 (27.04.2013)
смазочно-охлаждаюшая жидкость -  патент 2461610 (20.09.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
смазочно-охлаждающая технологическая среда для обработки цветных металлов -  патент 2441060 (27.01.2012)
моторно-редукторное масло -  патент 2441058 (27.01.2012)
сож для влажной дрессировки оцинкованных стальных лент на дрессировочных станах перед пассивацией на скоростных линиях -  патент 2425862 (10.08.2011)

Класс C10M129/70 монокарбоновых кислот

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод

Класс C10M105/38 полиоксисоединений

Наверх