погружной насос для перекачки сточных вод
Классы МПК: | F04D13/08 для работы в погруженном состоянии F04D7/04 для вязких и неоднородных текучих сред |
Автор(ы): | Попов Станислав Викторович (RU), Еремин Юрий Яковлевич (RU), Попов Виктор Панфилович (RU) |
Патентообладатель(и): | Попов Станислав Викторович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-08-18 публикация патента:
27.04.2010 |
Изобретение относится к насосостроению. Насос содержит ротор электродвигателя и рабочее колесо 1, смонтированные на одном валу 2 на верхних и нижних подшипниках 3. Насос имеет полость 4 электродвигателя и насосную полость 5, контрольную камеру 6 и полость 7 для жидкости, используемой для смазки и охлаждения уплотнительных устройств 8, 9. Нижнее уплотнительное устройство 8 предназначено для защиты полости 7 от грязной воды, верхнее устройство 9 защищает камеру 6 и полость 4 от охлаждающей жидкости. Камера 6 расположена между верхним устройством 9 и нижними подшипниками 3 и снабжена датчиком 10 наличия в ней жидкости. Насос снабжен емкостью 13 визуального контроля, верхняя часть которой соединена трубопроводом 14 с камерой 6 через канал 15 и трубопроводом 16 с полостью 4. Одна из стенок 17 емкости 13 выполнена из прозрачного материала, в нижней части емкости 13 установлена сливная пробка 18. Датчик 10 наличия жидкости в камере 6 установлен выше уровня канала 15, соединяющего трубопровод 14 с емкостью 13. Изобретение направлено на увеличение срока службы насоса, уменьшение числа аварийных отключений, вызываемых срабатыванием датчика наличия жидкости в контрольной камере и упрощение контроля работы насоса обслуживающим персоналом. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Погружной насос для перекачки сточных вод, содержащий ротор электродвигателя и рабочее колесо, смонтированные на одном валу, установленном в корпусе электродвигателя посредством нижних и верхних подшипников, полость электродвигателя, насосную полость с размещенным в ней рабочим колесом, разделенные друг от друга полостью для жидкости, используемой для смазки и охлаждения верхнего и нижнего уплотнительных устройств, контрольную камеру, расположенную непосредственно над верхним уплотнением, снабженную датчиком наличия жидкости, отличающийся тем, что погружной насос снабжен емкостью визуального контроля, верхняя часть которой соединена одним трубопроводом с контрольной камерой через канал, выполненный в нижней части контрольной камеры, а другим трубопроводом с полостью электродвигателя, причем одна из стенок емкости визуального контроля выполнена из прозрачного материала, в нижней части емкости визуального контроля установлена сливная пробка, при этом датчик наличия жидкости в контрольной камере установлен выше уровня канала, соединяющего контрольную камеру посредством трубопровода с емкостью визуального контроля.
2. Погружной насос по п.1, отличающийся тем, что трубопровод емкости визуального контроля установлен ниже уровня канала, выполненного непосредственно над верхним уплотнением.
3. Погружной насос по п.1, отличающийся тем, что при эксплуатации его в горизонтальном положении емкость визуального контроля установлена посредством кронштейна под трубопроводом, соединяющим ее с контрольной камерой, при этом указанный трубопровод установлен вертикально.
4. Погружной насос по п.1 или 2, отличающийся тем, что все соединения емкости визуального контроля и трубопроводов выполнены герметичными.
5. Погружной насос по п.1, отличающийся тем, что объем емкости визуального контроля значительно превышает объем контрольной камеры.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к насосостроению, а именно к погружным насосам для перекачки сточных вод.
Известен погружной насос для перекачки сточных вод, содержащий ротор электродвигателя и рабочее колесо, смонтированные на одном валу, установленном в корпусе электродвигателя, посредством нижних и верхних подшипников, полость электродвигателя, насосную полость с размещенным в ней рабочим колесом, масляную камеру, контрольную камеру, нижнее и верхнее торцевые уплотнения и датчик наличия жидкости в контрольной камере [проспект фирмы CAPRARI, стр.82].
Недостатком такого погружного насоса является сокращение срока службы из-за заброса жидкости через нижние подшипники в полость электродвигателя, вследствие чего вымывается консистентная смазка в нижних подшипниках и они выходят из строя из-за перегрева, отсутствие визуального контроля в процессе эксплуатации погружного насоса и аварийные отключения погружного насоса из-за срабатывания датчика наличия жидкости.
Наиболее близким к изобретению является погружной насос для перекачки сточных вод, содержащий ротор электродвигателя и рабочее колесо, смонтированные на одном валу, установленном в корпусе электродвигателя посредством нижних и верхних подшипников, полость электродвигателя, насосную полость с размещенным в ней рабочим колесом, разделенные друг от друга полостью для жидкости, используемой для смазки и охлаждения верхнего и нижнего уплотнительных устройств, контрольную камеру, соединенную с полостью электродвигателя, расположенную между верхним уплотнением и нижними подшипниками и снабженную датчиком наличия жидкости [проспект фирмы ITT Flygt АВ, 893911 N-Pumps 3153-3301, стр.6, Швеция].
Недостатком такого погружного насоса является сокращение срока службы из-за заброса жидкости из контрольной камеры через нижние подшипники в полость электродвигателя, вследствие чего вымывается консистентная смазка в нижних подшипниках и они выходят из строя из-за перегрева, отсутствие визуального контроля работы погружного насоса в процессе его эксплуатации и достаточно частые отключения погружного насоса из-за срабатывания датчика наличия жидкости в контрольной камере.
Задачей предлагаемого изобретения является увеличение срока службы погружного насоса, уменьшение числа аварийных отключений, вызываемых срабатыванием датчика наличия жидкости в контрольной камере и упрощение контроля работы погружного насоса обслуживающим персоналом.
Достигается это тем, что погружной насос для перекачки сточных вод, содержащий ротор электродвигателя и рабочее колесо, смонтированные на одном валу, установленном в корпусе электродвигателя посредством нижних и верхних подшипников, полость электродвигателя, насосную полость с размещенным в ней рабочим колесом, разделенные друг от друга полостью для жидкости, используемой для смазки и охлаждения верхнего и нижнего уплотнительных устройств, контрольную камеру, расположенную непосредственно над верхним уплотнением, снабженную датчиком появления жидкости, при этом погружной насос снабжен емкостью визуального контроля, верхняя часть которой соединена одним трубопроводом с контрольной камерой через канал, выполненный в нижней части контрольной камеры, а другим трубопроводом - с полостью электродвигателя, причем одна из стенок емкости визуального контроля выполнена из прозрачного материала, в нижней части емкости визуального контроля установлена сливная пробка, при этом датчик появления жидкости в контрольной камере установлен выше уровня канала, соединяющего контрольную камеру посредством трубопровода с емкостью визуального контроля, причем трубопровод емкости визуального контроля установлен ниже уровня указанного канала, при этом все соединения емкости визуального контроля и трубопроводы выполнены герметичными, объем емкости визуального контроля значительно превышает объем контрольной камеры, а при эксплуатации погружного насоса в горизонтальном положении емкость визуального контроля установлена посредством кронштейна под трубопроводом, соединяющим ее с контрольной камерой, при этом указанный трубопровод установлен вертикально.
На фиг.1 изображена средняя часть погружного насоса при его эксплуатации в вертикальном положении; на фиг.2 - средняя часть погружного насоса при его эксплуатации в горизонтальном положении.
Погружной насос для перекачки сточных вод содержит ротор (не показан) электродвигателя, рабочее колесо 1, смонтированные на одном валу 2 на верхних подшипниках (не показаны) и нижних подшипниках 3, полость 4 электродвигателя и насосную полость 5, контрольную камеру 6 и полость 7 для жидкости, используемой для смазки и охлаждения уплотнительных устройств, нижнее 8 из которых предназначено для защиты полости 7 охлаждающей жидкости от грязной воды, верхнее уплотнительное устройство 9 защищает контрольную камеру 6 и полость электродвигателя от охлаждающей жидкости, при этом контрольная камера 6 расположена между верхним уплотнением 9 и нижними подшипниками 3 и снабжена датчиком 10 наличия жидкости, расположенным в полости 11, сообщающейся с контрольной камерой 6 каналом 12.
Насос снабжен емкостью 13 визуального контроля, верхняя часть которой соединена посредством трубопровода 14 с контрольной камерой 6 через канал 15, и посредством трубопровода 16 - с полостью 4 электродвигателя, при этом одна из стенок 17 емкости 13 визуального контроля выполнена из прозрачного материала, в нижней части емкости 13 визуального контроля установлена сливная пробка 18, при этом датчик 10 наличия жидкости в контрольной камере 6 установлен выше уровня канала 15, соединяющего контрольную камеру 6 посредством трубопровода 14 с емкостью 13 визуального контроля, а трубопровод 14 установлен ниже уровня канала 15, расположенного непосредственно над верхним уплотнением 9, при этом объем емкости 13 визуального контроля значительно превышает объем контрольной камеры, а все соединения емкости 13 визуального контроля и трубопроводы 14 и 16 выполнены герметичными.
При эксплуатации погружного насоса в горизонтальном положении (фиг.2) емкость 13 визуального контроля закреплена посредством кронштейна 19 под трубопроводом 14, который установлен вертикально.
Погружной насос работает следующим образом.
При вращении вала 2 ротора вращается и рабочее колесо 1, при этом грязная вода из насосной полости 5 стремится в полость 7 для жидкости, используемой для смазки и охлаждения уплотнительных устройств. Однако нижнее уплотнительное устройство 8 препятствует проникновению грязной воды из насосной полости 5 в полость 7, а верхнее уплотнительное устройство 9 защищает контрольную камеру 6 от проникновения охлаждающей жидкости из полости 7. В процессе работы погружного насоса часть жидкости из полости 7 все же проходит в контрольную камеру 6, при этом она не накапливается в контрольной камере 6, а стекает через канал 15 и трубопровод 14 в емкость 13 визуального контроля. А так как емкость 13 визуального контроля сообщена с полостью 4 электродвигателя посредством трубопровода 16, то не возникает перепада давлений между полостью 4 электродвигателя и полостью контрольной камеры 6, а это предотвращает заброс жидкости из контрольной камеры 6 через нижние подшипники 3 в полость 4 электродвигателя. То есть в процессе работы консистентная смазка нижних подшипников 3 не вымывается жидкостью и, следовательно, срок службы нижних подшипников 3 повышается и таким образом увеличивается срок службы погружного насоса.
В течение длительного процесса работы жидкость из полости 7 проникает через верхнее уплотнительное устройство 9, проходит через канал 15 по трубопроводу 14 и поступает в емкость 13 визуального контроля, где и накапливается. То есть практически не накапливается в контрольной камере 6, в результате чего исключаются аварийные отключения погружного насоса из-за срабатывания датчика 10 наличия жидкости в контрольной камере 6, поскольку объем емкости 13 визуального контроля значительно превышает объем контрольной камеры 6. Все это возможно при соблюдении графика обслуживания погружного насоса в процессе эксплуатации, который предусматривает через заданный промежуток времени производить визуальный контроль через прозрачную стенку 17 емкости 13 визуального контроля и осуществлять при необходимости слив накопившейся жидкости через отверстие при снятой сливной пробке 18. Выполнение всех соединений емкости 13 визуального контроля и трубопроводов 14 и 16 герметичными позволяет применять насос в погруженном состоянии.
Таким образом, предложенная конструкция исключает аварийный выход из строя погружного насоса по причине заброса жидкости в нижние подшипники и позволяет планировать остановки на его обслуживание в удобное для обслуживающего персонала время.
Класс F04D13/08 для работы в погруженном состоянии
Класс F04D7/04 для вязких и неоднородных текучих сред