ходовая часть гусеничного трактора
Классы МПК: | B62D55/08 ходовая часть |
Автор(ы): | Гайнуллин Ильшат Анварович (RU), Зайнуллин Арсень Рафаэлевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Башкирский государственный аграрный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-13 публикация патента:
10.05.2010 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным движителям транспортных средств. Гусеничный движитель содержит гусеничную цепь, охватывающую ведущее и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, имеющие одинаковые начальные диаметры. Средние и промежуточные опорные катки должны быть опущены путем установки пластин соответствующей толщины под оси средних и промежуточных опорных катков. Достигается повышение тягово-сцепных показателей гусеничного движителя. 4 ил.
Формула изобретения
Гусеничный движитель, содержащий гусеничную цепь, охватывающую ведущее и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, имеющие одинаковые начальные диаметры, отличающийся тем, что средние и промежуточные опорные катки должны быть опущены, путем установки пластин соответствующей толщины под оси средних и промежуточных опорных катков, а толщина пластин определяется из выражения:
где
pср - среднее давление трактора на почву, pcp =Gэ/(2·b·L), кПа;
Gэ - эксплуатационный вес трактора, Н;
L - длина опорной поверхности трактора, м;
b - ширина гусеницы, м;
=3,14 - постоянная величина;
= 1+ 2;
E1 - модуль упругости почвы, Па;
µ1 - коэффициент Пуассона почвы;
E2 - модуль упругости стали звена гусеницы, Па;
µ2 - коэффициент Пуассона стали звена гусеницы;
=L/2 - полуширина контакта, м;
х - горизонтальная координата точки опорной поверхности, м;
B=P[e+ кр(hкрcos +csin )+fhf],
P=Gэ+Pкр cos - нагрузка, приходящаяся на единичный движитель, кН;
Ркр - тяговое усилие на крюке, Н;
- угол между усилием на крюке и горизонтальной плоскостью;
кp=Pкр/P - коэффициент использования сцепного веса;
е - продольная координата центра тяжести трактора относительно середины опорной длины гусеницы, м;
hкр - высота прицепа относительно опорной поверхности, м;
f - коэффициент сопротивления передвижению трактора,
f=0,07 0,15;
hf - смещение продольной составляющей силы перекатывания от реакции почвы, hf=0,015 0,029, м;
С - коэффициент, равен начальной деформации почвы, определяется опытным путем, С=-0,027±0,003, м;
arcsin(x/ ) - математическая функция арксинуса (х/ ).
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к производству ходовой части гусеничных тракторов и обеспечивает сохранение плодородия обрабатываемой почвы и повышение тягово-сцепных показателей трактора путем равномерного распределения давления на почву ходовой части трактора.
Известны машины с гусеничным движителем с полужесткой подвеской, включающим гусеничную цепь, охватывающую ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки.
При выполнении весенне-полевых и энергоемких операций в сельском хозяйстве эффективным тяговым средством является гусеничный трактор, который по тягово-сцепным и топливо-экономическим показателям на 10 20% превосходит колесный трактор аналогичного класса.
Применение гусеничных тракторов высоких тяговых классов на основных операциях, связанных с обработкой почвы и посевов зерновых культур, землеройных, дорожно-строительных и других хозяйственных работах позволяет существенно снизить их себестоимость и обеспечить более полную загрузку трактора и механизаторов в течение года.
Однако большая масса трактора обуславливает высокое удельное давление на почву и значительные затраты энергии на перекатывание трактора по полю. Проблему усугубляет плоская форма опорной поверхности, что создает зону увеличенного давления на почву первым и задним катком, вызывая двукратное уплотняющее воздействии на почву, более глубокую колею и, соответственно, увеличенные затраты мощности на перекатывание трактора.
Наиболее близким техническим решением к заявленному является гусеничный движитель трактора Т-170М1.03-55, содержащий гусеничную цепь, охватывающую ведущее и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, имеющие одинаковые начальные диаметры.
Недостатком движителя Т-170М1.03-55 является то, что движитель оставляет глубокую колею, при этом давления достигают до 0,245 МПа, и неодинаковый ресурс работы катков - наименьший у крайних и наибольший у средних. Это определяет общий ресурс до замены, равный ресурсу крайних катков, когда средние и промежуточные катки еще далеко не достигли своего предельного износа. Выраженные экстремумы эпюры давления в зоне 1-го и 6-го опорных катков обуславливают двойное воздействие на почву за один проход по следу движителя, что вызывает повышенное уплотнение и снижение тягово-сцепных свойств трактора.
Предлагаемое изобретение позволяет достичь новый технический эффект - сохранение плодородия обрабатываемой почвы, повышение тягово-сцепных показателей трактора путем равномерного распределения давления на почву ходовой части трактора и повышение ресурса работы крайних и промежуточных опорных катков.
Этот технический эффект достигается тем, что средние и промежуточные опорные катки должны быть опущены путем установки пластин соответствующей толщины под оси средних и промежуточных опорных катков, а толщина пластин определяется из выражения:
где pcp - среднее давление трактора на почву, pcp=Gэ/(2·b·L), кПа; Gэ - эксплуатационный вес трактора, Н; L - длина опорной поверхности трактора, м; b - ширина гусеницы, м; =3,14 - постоянная величина; = 1+ 2; E1 - модуль упругости почвы, Па; µ 1 - коэффициент Пуассона почвы; E2 - модуль упругости стали звена гусеницы, Па; µ2 - коэффициент Пуассона стали звена гусеницы; =L/2 - полуширина контакта, м; x - горизонтальная координата точки опорной поверхности, м;
B=P[e+ кр(hкpcos +csin )+fhf], Р=Gэ+Pкрcos - нагрузка, приходящаяся на единичный движитель, кН; Р кр - тяговое усилие на крюке, Н; - угол между усилием на крюке и горизонтальной плоскостью; кр=Ркр/Р - коэффициент использования сцепного веса; е - продольная координата центра тяжести трактора относительно середины опорной длины гусеницы, м; hкp - высота прицепа относительно опорной поверхности, м; f- коэффициент сопротивления передвижению трактора, f=0,07 0,15; hf - смещение продольной составляющей силы перекатывания от реакции почвы, hf=0,015 0,029, м; С - коэффициент, равен начальной деформации почвы, определяется опытным путем, С=-0,027±0,003, м; arsin(x/ ) - математическая функция арксинуса (x/а).
На фиг.1 изображена схема гусеничного движителя; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 - эпюра давлений серийного гусеничного обвода; на фиг.4 - эпюра давлений эллипсного гусеничного обвода.
Движитель состоит из гусеничной цепи 1, охватывающей ведущее колесо 2, направляющее (натяжное) колесо 3, поддерживающие катки 4 и опорные катки: 5 - средние, 6 - промежуточные и 7 - крайние. Средние 5 и промежуточные 6 опорные катки должны быть опущены в соответствии с выражением (1) путем установки пластин 8 и 9 соответствующей толщины под оси опорных катков.
Конструктивно это реализуется за счет того, что гусеничный движитель состоит из гусеничный цепи, охватывающей ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, при этом менее нагруженные промежуточные катки располагают на разной высоте от горизонтальной плоскости.
Например, для типичных условий работы гусеничного трактора Т-170М1.03-55 в суглинистой почве средние катки должны быть опущены на h5=10 мм, а промежуточные катки на h6=5 мм, что позволяет на 15 25% снизить уплотнение почвы по колее, на 27% снизить силы сопротивления перекатыванию трактора и повысить ресурс работы крайних и промежуточных опорных катков, равный ресурсу работы средних, что позволяет в целом для движителя увеличить межремонтный срок эксплуатации тракторов.
Снижение силы сопротивления перекатыванию трактора с эллипсным обводом гусениц на 27% достигается за счет снижения вертикальных нагрузок от гусеницы на 1-й и 6-й катки и отсутствия вертикальных максимальных давлений под этими катками, то есть, выравнивания эпюры давления. Эллипсный обвод гусениц можно представить в виде дуги окружности с большим радиусом. В процессе движения трактора происходит более плавное перемещение элементов гусеницы относительно друг друга, что приводит к снижению сил трения. А также снижаются потери на деформацию почвы за счет уменьшения максимального давления и количества воздействий на почву до одного. Отмеченное снижение силы сопротивления перекатыванию при эллипсном обводе гусениц оказывает существенное влияние на тяговые показатели трактора.
Преимущества изобретения: эллипсный гусеничный обвод позволит увеличить условный КПД трактора до 10,4%, снизить удельный расход топлива на 7 10% и повысить ресурс работы крайних и промежуточных опорных катков.
Источники информации
1. Патент RU № 2000237, кл. B62D 55/14, 55/08, 1993.
направляющее колесо и узел ходовой части для гусеничной машины - патент 2506189 (10.02.2014) | |
система ходовая лесозаготовительной машины - патент 2499718 (27.11.2013) | |
система ходовая лесозаготовительной машины - патент 2491201 (27.08.2013) | |
шасси - патент 2487813 (20.07.2013) | |
вездеход - патент 2484998 (20.06.2013) | |
колесо направляющее гусеничной тележки уборочной машины - патент 2463192 (10.10.2012) | |
гусеничная ходовая тележка карьерного экскаватора - патент 2455429 (10.07.2012) | |
колесно-гусеничное шасси н.п. дядченко - патент 2453462 (20.06.2012) | |
гусеничный движитель - патент 2446073 (27.03.2012) | |
сменный гусеничный движитель трактора - патент 2441795 (10.02.2012) |