фрикционная накладка
Классы МПК: | F16D51/10 в виде тормозных колодок с радиальным перемещением F16D65/08 для тормозов с внутренней рабочей поверхностью F16D69/00 Фрикционные накладки; их крепление; выбор материалов для них |
Автор(ы): | Левит Михаил Захарович (RU), Пивень Евгений Григорьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Термостойкие изделия и инженерные разработки" (ОАО "ТИИР") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-12-23 публикация патента:
10.05.2010 |
Изобретение относится к накладкам барабанных тормозов транспортных средств, в частности грузовых автомобилей. Фрикционная накладка выполнена в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения, и имеет разнотолщинные концы. Боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны тонкого конца, выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей. Боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности, нерадиальной радиусу внешней поверхности накладки. Оси вращения цилиндрических поверхностей лежат в плоскости, которая не проходит через накладку и не контактирует с ней. Достигается снижение времени приработки накладки в период эксплуатации. 1 ил.
Формула изобретения
Фрикционная накладка, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы, при этом боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны тонкого конца, выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, отличающаяся тем, что боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности, нерадиальной радиусу внешней поверхности накладки, при этом оси вращения цилиндрических поверхностей лежат в плоскости, которая не проходит через накладку и не контактирует с ней.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к накладкам барабанных тормозов транспортных средств, в частности грузовых автомобилей.
Аналогом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого конца, выполненными в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу (см. патент РФ № 2230240, МПК7 F16D 69/02, 2004 г.). Существенные признаки аналога «выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку, со стороны тонкого конца в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога является недостаточная стабильность фрикционных характеристик барабанного тормоза в результате изменения коэффициента взаимного перекрытия фрикционной пары в процессе эксплуатации из-за наличия «скосов» на тонком и толстом конце накладки, которые и обуславливают при износе изменение площадей контакта.
Прототипом заявляемого изобретения является фрикционная накладка, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы, при этом боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны тонкого конца, выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, а боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности, радиальной радиусу внешней рабочей (выпуклой) поверхности накладки (см. патент РФ № 74676, МПК7 F16D 69/02, 2008 г.). Существенные признаки прототипа «выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы, при этом боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны тонкого конца, выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, а боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа является необходимость достаточно длительной приработки накладки, обусловленной наличием плоской поверхности, радиальной радиусу внешней поверхности накладки на ее толстом конце.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является снижение необходимого времени приработки накладки в период эксплуатации. Другим техническим результатом является упрощение изготовления как накладки, так и колодки с заявляемой накладкой.
Для достижения указанного технического результата во фрикционной накладке, выполненной в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы, боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны тонкого конца, выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, а боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности, нерадиальной радиусу внешней поверхности накладки, при этом оси вращения цилиндрических поверхностей лежат в плоскости, которая не проходит через накладку и не контактирует с ней.
Существенные признаки заявляемого изобретения «боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны толстого конца, выполнена в виде плоской поверхности, нерадиальной радиусу внешней поверхности накладки, при этом оси вращения цилиндрических поверхностей лежат в плоскости, которая не проходит через накладку и не контактирует с ней» являются отличительными от признаков прототипа.
На чертеже представлена часть (толстый конец) заявляемой фрикционной накладки.
Фрикционная накладка выполнена из полимерного фрикционного композита и представляет собой часть цилиндрической обечайки, образованной несоосными внешней 1 (выпуклой) и внутренней 2 (вогнутой) цилиндрическими поверхностями, имеющими параллельные оси вращения (ось вращения внешней поверхности 3 и ось вращения внутренней поверхности 4), лежащие в плоскости 5, не пересекающей накладку и не контактирующей с ней ни в одной из точек (то есть расположенную вне накладки). При этом внешняя цилиндрическая поверхность является рабочей. Фрикционная накладка имеет концы разной толщины. Боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны конца с меньшей толщиной (не показана), выполнена из двух плоскостей, расположенных под углом друг к другу. Боковая поверхность, ограничивающая накладку со стороны конца с большей толщиной, выполнена в виде плоской поверхности 6, нерадиальной относительно оси вращения внешней цилиндрической поверхности накладки. При этом боковая поверхность может быть как радиальной, так и нерадиальной относительно оси вращения внутренней цилиндрической поверхности накладки. Накладка может быть снабжена отверстиями под заклепки.
Конкретным примером заявляемого изделия является барабанная тормозная накладка грузового автомобиля, у которой радиус R1 внутренней поверхности 200 мм; радиус R2 внешней (рабочей) поверхности 206,5 мм; расстояние b между осями вращения поверхностей накладок 12 мм. Линия, соединяющая оси вращения цилиндрических поверхностей накладки и проходящая по плоскости 5, и при этом ортогональная каждой из осей, образует угол 0°53' с радиальной линией (радиусом) внутренней цилиндрической поверхности по линии ее контакта с плоской боковой поверхностью толстого конца накладки. При этом радиус внутренней цилиндрической поверхности накладки по линии ее контакта с плоской боковой поверхностью толстого конца находится в плоскости боковой поверхности толстого конца накладки.
Изготавливаться накладка может известными методами, например формованием в пресс-форме с последующей (при необходимости) механической обработкой.
Выполнение фрикционной накладки с указанными координатными характеристиками позволяет обеспечить более полное соответствие рабочей поверхности тормозного барабана и рабочей поверхности тормозной колодки, что снижает время, необходимое для приработки фрикционной пары. Также обеспечивается упрощение центровки заготовок (брикетов) при изготовлении накладок и обеспечивается точность размещения накладки при сверловке и монтаже накладок на металлическом каркасе. В результате упрощается как процесс изготовления самой накладки, так и процесс изготовления тормозной колодки, повышается точность изготовления. В результате улучшаются эксплуатационные характеристики тормозного узла.
Класс F16D51/10 в виде тормозных колодок с радиальным перемещением
Класс F16D65/08 для тормозов с внутренней рабочей поверхностью
Класс F16D69/00 Фрикционные накладки; их крепление; выбор материалов для них
фрикционный диск - патент 2526021 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2526020 (20.08.2014) | |
колодка вагонная тормозная композиционная на основе железа - патент 2525609 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2525247 (10.08.2014) | |
колодка вагонная тормозная композиционная на основе железа - патент 2524763 (10.08.2014) | |
способ изготовления тормозной колодки с противошумной защитой - патент 2523347 (20.07.2014) | |
тормозная муфта - патент 2519577 (20.06.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513882 (20.04.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513353 (20.04.2014) | |
фрикционное изделие - патент 2513351 (20.04.2014) |