убирающееся шасси летательного аппарата
Классы МПК: | B64C25/10 убирающиеся, складывающиеся и тп |
Автор(ы): | Тюрин Сергей Викторович (RU), Шубин Юрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Новые гражданские технологии Сухого" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-26 публикация патента:
20.05.2010 |
Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного аппарата. Убирающееся шасси содержит стойку, шарнирно закрепленную на фюзеляже, колесную тележку, складывающийся подкос, привод уборки-выпуска, амортизатор и механизм разворота колесной тележки. Стойка имеет шарнир, посредством которого она соединена со складывающимся подкосом, другой конец складывающегося подкоса закреплен на фюзеляже с возможностью вращения. Соосно оси колес тележки установлен рычаг, ориентированный вперед по направлению полета самолета и расположенный в плоскости вращения колес. На конце рычага расположен шарнир соединения со стойкой. Между шарниром соединения со стойкой и осью колес на рычаге расположен шарнир крепления штока амортизатора. Между указанными шарнирами рычага на нем закреплен поводок, расположенный в плоскости, перпендикулярной плоскости расположения рычага. Устройство снабжено тягой, шарнирно связанной с поводком и фюзеляжем. Рычаг, поводок и тяга образуют систему механизма разворота колесной тележки. Решение обеспечивает упрощение конструкции шасси при обеспечении минимального объема, занимаемого шасси в убранном положении. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Убирающееся шасси летательного аппарата, содержащее стойку, закрепленную посредством узлов навески на фюзеляже и шарнирно связанную со складывающимся подкосом, колесную тележку, амортизатор, а также механизм разворота колесной тележки с рычагом и тягой, которая шарнирно одним концом закреплена на фюзеляже, отличающееся тем, что рычаг установлен на оси колес тележки, ориентирован вперед по направлению полета и расположен в плоскости вращения колес, при этом конец рычага шарнирно соединен со стойкой и между шарниром соединения со стойкой и осью колес на рычаге шарнирно закреплен амортизатор, причем между указанными шарнирами рычага на ней жестко закреплен поводок, расположенный в плоскости, перпендикулярной плоскости расположения рычага, а тяга механизма разворота колесной тележки другим концом шарнирно соединена с поводком.
2. Убирающееся шасси по п.1, отличающееся тем, что амортизатор связан со стойкой через кронштейн, имеющий шарнир для связи с амортизатором, при этом кронштейн жестко закреплен другим концом на стойке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники и касается убирающегося шасси летательного самолета.
Из уровня техники известны различные конструкции шасси с механизмом разворота тележки, обеспечивающим уменьшение объема, занимаемого шасси в убранном положении.
В частности, известно шасси, содержащее стойку со складывающимся подкосом, колесную тележку с пяточным амортизатором, шарнирно соединенную со стойкой посредством рычага, при этом шасси снабжено механизмом разворота тележки, состоящим из нижней качалки и верхней двуплечей качалки, соединенных между собой тягой. Верхняя двуплечая качалка шарнирно закреплена на стойке и одним плечом соединена с тягой, а другим плечом посредством тяги подсоединена к нижней качалке (RU 2088478, В64С 25/10, 1997 г.).
Известно также убирающееся шасси, расположенное на фюзеляже летательного аппарата и содержащее колесную тележку, стойку с амортизатором и подъемник-подкос, при этом коромысло колесной тележки шарнирно соединено с осью цилиндра стойки, которая в свою очередь содержит качалку, связанную с помощью тяг с рычагом, установленным на указанной оси, и с фюзеляжем летательного аппарата в точке, расположенной вне шарнирного узла крепления стойки, ось которого наклонена к поверхности земли и к плоскости симметрии летательного аппарата в направлении передней части последнего. В процессе уборки шасси колесная тележка и стойка совершают поворот вокруг осей цилиндра и шарнира крепления стойки к фюзеляжу соответственно на угол около 90° каждая, а блокировка вращений происходит за счет расположения на одной прямой осей вращения качалки и тяги, соединяющей последнюю с рычагом, и за счет механизма блокировки подъемника-подкоса (RU 305633, В64С 25/10, 1971 г.).
Известны также конструкции шасси с механизмом разворота тележки, обеспечивающим уменьшение объема, занимаемого шасси в убранном положении, описанные в патентах США US 4170332, US4422602, US6349901.
Ближайшим аналогом изобретения является конструкция шасси с механизмом разворота тележки по патенту США US3951361, 244/102R, В64С 25/10, 1976 г. Шасси содержит стойку, складывающийся подкос и тягу, шарнирно связанную с фюзеляжем и системой качалка-тяга с колесной тележкой. Тяга, шарнирно закрепленная на фюзеляже, система качалка-тяга и стойка обеспечивают поворот колесной тележки при уборке шасси.
Недостатком известных устройств, в том числе ближайшего аналога, является их конструктивная сложность.
Задачей изобретения является упрощение конструкции при минимальном объеме, занимаемом шасси в убранном положении.
Поставленная задача решается за счет того, что в заявленном щасси, содержащем стойку, закрепленную посредством узлов навески на фюзеляже и шарнирно связанную со складывающимся подкосом, колесную тележку, амортизатор, а также механизм разворота колесной тележки с рычагом и тягой, которая шарнирно одним концом закреплена на фюзеляже, рычаг установлен на оси колес тележки, ориентирован вперед по направлению полета и расположен в плоскости вращения колес, при этом конец рычага шарнирно соединен со стойкой и между шарниром соединения со стойкой и осью колес на рычаге шарнирно закреплен амортизатор, причем между указанными шарнирами качалки на ней жестко закреплен поводок, расположенный в плоскости, перпендикулярной плоскости расположения рычага, а тяга механизма разворота колесной тележки другим концом шарнирно соединена с поводком.
Кроме того, амортизатор связан со стойкой через кронштейн, имеющий шарнир для связи с амортизатором, при этом рычаг жестко закреплен другим концом на стойке.
Техническим результатом от использования заявленного изобретения является упрощение конструкции шасси при обеспечении минимального объема, занимаемого шасси в убранном положении.
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображено шасси в выпущенном положении, вид сбоку;
на фиг.2 - то же, вид спереди.
Убирающееся шасси содержит стойку (траверсу) 1, шарнирно закрепленную посредством узлов навески 2 на фюзеляже, колесную тележку 3, складывающийся подкос 4, привод уборки-выпуска 15 и амортизатор 5 и механизм разворота колесной тележки.
Амортизатор 5 связан со стойкой 1 через кронштейн 6, имеющий шарнир 7 для связи с амортизатором, при этом кронштейн 6 жестко закреплен другим концом на стойке 1.
Стойка 1 имеет шарнир 8, посредством которого она соединена со складывающимся подкосом 4, другой конец складывающегося подкоса закреплен на фюзеляже с возможностью вращения.
Соосно оси 9 колес тележки установлен рычаг 10, ориентированный вперед по направлению полета самолета и расположенный в плоскости вращения колес. На конце рычага 10 расположен шарнир 11 соединения со стойкой 1. Между шарниром 11 соединения со стойкой 1 и осью колес на рычаге 10 расположен шарнир 12 крепления штока амортизатора. Между шарнирами 11 и 12 рычага 10 на нем жестко закреплен поводок 13, расположенный в плоскости, перпендикулярной плоскости расположения рычага 10 (и плоскости вращения колес). Устройство снабжено тягой 14, шарнирно связанной с поводком 13 и фюзеляжем.
Рычаг 10, поводок 13 и тяга 14 образуют систему механизма разворота колесной тележки.
При уборке шасси конструкция работает следующим образом.
Под действием привода уборки-выпуска шасси стойка (траверса) 1 поворачивается в узлах навески (в рассматриваемом варианте по часовой стрелке), при этом тяга 14, закрепленная на фюзеляже, через рычаг 10 и поводок 13 поворачивает тележку 3 относительно шарниров 11 и 12.
Данная конструкция шасси обеспечивает закрепление стойки шасси на силовых элементах фюзеляжа, удаленных по компоновочным соображениям от места расположения выпущенной стойки, которое обусловлено положением центра тяжести летательного аппарата во взлетно-посадочной конфигурации.
Шасси убирается в ограниченное пространство, в котором размещены элементы навески стойки, что позволяет сократить часть объема летательного аппарата, предназначенного для уборки шасси.
Класс B64C25/10 убирающиеся, складывающиеся и тп