смазочное устройство зубчатой передачи
Классы МПК: | F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению |
Автор(ы): | Мендрух Николай Викторович (RU), Мендрух Денис Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Мендрух Николай Викторович (RU), Мендрух Денис Николаевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-24 публикация патента:
27.05.2010 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами. Смазочное устройство содержит корпус (2) с масляной ванной (3), погруженное в нее специальное лопастное колесо (4), имеющее привод и секторообразный кожух (7), крепящийся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса (4). Кожух (7) охватывает колесо (4), начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны. На входе колеса в кожух и выходе из кожуха последний снабжен уширениями (8, 9), ориентированными наружу радиально относительно колеса. Кожух (7) установлен с возможностью поворота относительно оси (6) колеса и снабжен фиксатором угла поворота. Изобретение позволит повысить эффективность процесса смазывания. 1 ил.
Формула изобретения
Смазочное устройство зубчатой передачи, включающее корпус с масляной ванной и погруженное в нее специальное лопастное колесо, имеющее привод, отличающееся тем, что колесо снабжено крепящимся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса секторообразным кожухом, охватывающим колесо, начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны, при этом на входе колеса в кожух и выходе из кожуха последний снабжен уширениями, ориентированными наружу радиально относительно колеса, фиксатором угла поворота и установлен с возможностью поворота относительно оси колеса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами.
Известно смазочное устройство зубчатой передачи, включающее размещенную в корпусе масляную ванну и возможность погружения в нее нижнего колеса зубчатой передачи (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин. Учебник для ВУЗов. - 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1986 - 359 с: ил., стр.214).
Недостаток данного смазочного устройства состоит в недостаточной эффективности его работы, т.к. смазочный материал из ванны подается на зубчатые колеса передачи последовательно, начиная с нижнего колеса. При этом при низких скоростях вращения колес передачи, при больших диаметрах колес, габариты которых велики по высоте, смазочный материал, захваченный нижним колесом, успевает в своем большинстве стечь с зубчатого венца, и в зону трения колес, особенно расположенных выше нижнего, поступает недостаточное количество смазочного материала, что приводит к недостаточному смазыванию трущихся поверхностей колес и интенсификации процессов их изнашивания.
В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства, включающая размещенную в корпусе зубчатой передачи масляную ванну, в которую погружено специальное лопастное колесо, снабженное приводом (см. Справочник машиностроения в 6 т., ГНТИМЛ, Москва, 1963 г., т.4, книга II, стр.756).
Недостаток данного смазочного устройства состоит в недостаточной эффективности его работы, т.к. лопастное колесо при работе значительную часть своей мощности расходует на перемешивание смазочного материала в ванне, при этом взмучиваются осадки с материалами износа, находящиеся на дне ванны, и количество смазочного материала, подаваемого колесом из ванны наверх невелико.
Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Для достижения данной цели смазочное устройство зубчатой передачи включает корпус с масляной ванной и погруженное в нее специальное лопастное колесо, имеющее привод, согласно изобретению колесо снабжено секторообразным кожухом, крепящимся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса, кожух охватывает колесо, начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны, на входе колеса в кожух и выходе их кожуха последний снабжен уширениями, ориентированными наружу радиально относительно колеса, причем кожух установлен с возможностью поворота относительно оси колеса и снабжен фиксатором угла поворота.
Конфигурация смазочного устройства изображена на чертеже.
Смазочное устройство зубчатой передачи 1, имеющее корпус 2 с масляной ванной 3, снабжено специальным лопастным колесом 4 с лопастями 5, имеющим привод (не показано). Колесо 4 снабжено соосным с ним (6) секторообразным кожухом 7, один край которого погружен в ванну 3 и снабжен уширением 8, а другой край выведен за уровень смазочного материала и снабжен уширением 9. Кожух 7 установлен с возможностью поворота относительно оси 6 колеса 4 на угол 10 и снабжен фиксатором угла поворота (не показано).
Работает данное смазочное устройство следующим образом.
При работе передачи 1 вращение передается на колесо 4, которое лопастями 5 захватывает смазочный материал (V1) из ванны 3 и подает его наверх (V2) - в зону вращающейся передачи 1. Наличие корпуса 7 упорядочивает поток смазочного материала, подаваемого колесом 4. Наличие уширения 8 позволяет оптимизировать захват колесом 4 смазочного материала, а наличие уширения 9 - направить поток в необходимую зону передачи 1.
По сравнению с прототипом данная конфигурация смазочного устройства позволяет более полно использовать мощность колеса с лопастями, исключить перемешивание смазочного материала в ванне, направить необходимое количество смазочного материала в необходимую зону передачи, что особенно важно при больших диаметрах колес передачи 1 и большего их размера по высоте.
Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению