информационно-транзакционный терминал для продажи билетов и билетный модуль
Классы МПК: | G07B1/00 Устройства для печатания и выдачи билетов |
Автор(ы): | Дерюгин Николай Юрьевич (RU), Евтушенко Владимир Олегович (RU), Камышников Александр Вадимович (RU), Белый Олег Владимирович (RU), Татин Дмитрий Николаевич (RU), Петров Владимир Владимирович (RU), Якухин Михаил Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ЗАО "Автоматизированные Розничные Системы" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-04-07 публикация патента:
27.05.2010 |
Изобретение относится к автоматическим торговым аппаратам, а именно - к автоматам для продажи билетов. Информационно-транзакционный терминал для продажи билетов имеет корпус, состоящий из двух частей, на одной из которых установлена лицевая панель с размещенным в ней монитором с сенсорной панелью. Под монитором размещено устройство ввода информации, слот банковских карт и слот чекового принтера. За лицевой панелью установлены устройство чтения/записи банковских карт - картридер, выполненное с отсеком для задержанных карт, чековый принтер и считыватель штрих-кодов. В другой части корпуса выполнен компьютерный отсек и размещен сейф, в котором установлен билетный модуль, содержащий билетный принтер, устройство накопления и выдачи, имеющее реджект-кассету, расположенную под билетным принтером. Слот выдачи билетов размещен перед устройством накопления и выдачи. Билетный модуль содержит опорную раму с направляющими для упаковки бланков билетов, билетный принтер, установленный на кронштейне и снабженный встроенным сканером штрих-кода для считывания нанесенного серийного номера билета. Билетный модуль содержит устройство накопления и выдачи билетов - презентер, имеющее транспортирующие ремни, и прижимную скобу для обеспечения зазора между транспортирующим ремнем и прижимным роликом. Презентер снабжен размещенной под кронштейном принтера съемной реджект-кассетой и накопительным лотком, установленным с возможностью изменения угла наклона относительно горизонтальной оси посредством кривошипно-шатунного механизма и имеющим фиксирующие датчики положения. Билетный модуль также снабжен датчиками наличия билетов в тракте выдачи, выдачи билетов, сброса билетов в реджект-кассету, наличия билетов в накопительном лотке, при этом напечатанный билет поступает в накопительный лоток по зазору между транспортирующим ремнем и прижимным роликом. Техническим результатом изобретения является возможность визуального контроля операций транзакционного терминала при одновременном осуществлении автоматизированного учета и контроля продажи проездных билетов. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 21 ил.
Формула изобретения
1. Информационно-транзакционный терминал для продажи билетов, характеризующийся тем, что он имеет корпус, состоящий из двух частей, на одной из которых установлена лицевая панель с размещенным в ней монитором с сенсорной панелью, под которым размещено устройство ввода информации, слот банковских карт и слот чекового принтера, за лицевой панелью установлены устройство чтения/записи банковских карт-картридер, выполненное с отсеком для задержанных карт, чековый принтер и считыватель штрих кодов, а в другой части корпуса выполнен компьютерный отсек и размещен сейф, в котором установлен билетный модуль, содержащий билетный принтер, устройство накопления и выдачи - презентер, имеющее реджект-кассету, расположенную под билетным принтером, при этом слот выдачи билетов размещен перед презентером.
2. Информационно-транзакционный терминал по п.1, характеризующийся тем, что билетный модуль установлен в сейфе на выдвигающихся направляющих.
3. Билетный модуль, характеризующийся тем, что он содержит опорную раму с направляющими для упаковки бланков билетов, билетный принтер, установленный на кронштейне и снабженный встроенным сканером штрих-кода для считывания нанесенного серийного номера билета, устройство накопления и выдачи билетов - презентер, имеющее транспортирующие ремни, и прижимную скобу для обеспечения зазора между транспортирующим ремнем и прижимным роликом, а также снабженное размещенной под кронштейном принтера съемной реджект-кассетой и накопительным лотком, установленным с возможностью изменения угла наклона относительно горизонтальной оси посредством кривошипно-шатунного механизма и имеющим фиксирующие датчики положения, причем билетный модуль снабжен также датчиками наличия билетов в тракте выдачи, выдачи билетов, сброса билетов в реджект кассету, наличия билетов в накопительном лотке, при этом напечатанный билет поступает в накопительный лоток по зазору между транспортирующим ремнем и прижимным роликом.
4. Билетный модуль по п.3, характеризующийся тем, что билетный принтер размещен под углом к горизонтальной оси билетного модуля.
5. Билетный модуль по п.4, характеризующийся тем, что он снабжен журнальным принтером, размещенным на опорной раме перед упаковкой билетов.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к автоматическим торговым аппаратам, а более конкретно к автоматам для продажи билетов.
Известен автомат для продажи билетов, содержащий корпус, в котором размещены устройство ввода информации пользователем, устройство отображения информации, доступной для восприятия пользователем, бункер хранения бракованных билетов, модем для соединения автомата с устройством дистанционного управления (пат. США № 4818854, кл. G07B 15/00, 1986 г.).
Недостатком этого автомата является наличие модема, который не позволяет создать стабильную связь, обладает малой скоростью передачи данных, занимает городскую телефонную сеть.
Известен автомат для продажи проездных билетов, включающий корпус, устройство ввода информации, монитор, билетный модуль (пат. РФ № 2225037, кл. G07F 17/42, 2003 г.).
Недостатком известного автомата являются узкие функциональные возможности в части контроля работы устройства.
Предлагаемым изобретением решается задача расширения функциональных возможностей терминала за счет осуществления контроля его работы.
Технический результат, который может быть получен при реализации заявленного изобретения - возможность визуального контроля операций транзакционного терминала при одновременном осуществлении автоматизированного учета и контроля продажи проездных билетов.
Для достижения указанного технического результата автомат для продажи билетов имеет корпус, состоящий из двух частей, на одной из которых установлена лицевая панель с размещенным в ней монитором с сенсорной панелью, под которым размещено устройство ввода информации, слот банковских карт и слот чекового принтера, за лицевой панелью установлены устройство чтения/записи банковских карт - картридер, выполненное с отсеком для задержанных карт, чековый принтер и считыватель штрих кодов, а в другой части корпуса выполнен компьютерный отсек и размещен сейф, в котором установлен билетный модуль, содержащий билетный принтер, устройство накопления и выдачи - презентер, имеющее реджект-кассету, расположенную под билетным принтером, при этом слот выдачи билетов размещен перед презентером, а билетный модуль установлен в сейфе на выдвигающихся направляющих, а также имеет билетный модуль с опорной рамой с направляющими для упаковки бланков билетов, билетный принтер, установленный на кронштейне и снабженный встроенным сканером штрих-кода для считывания нанесенного серийного номера билета, устройство накопления и выдачи билетов - презентер, имеющее транспортирующие ремни, и прижимную скобу для обеспечения зазора между транспортирующим ремнем и прижимным роликом, а также снабженное размещенной под кронштейном принтера съемной реджект-кассетой и накопительным лотком, установленным с возможностью изменения угла наклона относительно горизонтальной оси посредством кривошипно-шатунного механизма и имеющим фиксирующие датчики положения, причем билетный модуль снабжен также датчиками наличия билетов в тракте выдачи, выдачи билетов, сброса билетов в реджект кассету, наличия билетов в накопительном лотке, при этом напечатанный билет поступает в накопительный лоток по зазору между транспортирующим ремнем и прижимным роликом, а также билетный принтер размещен под углом к горизонтальной оси билетного модуля, билетный модуль снабжен журнальным принтером, размещенным на опорной раме перед упаковкой билетов.
Заявляемое изобретение иллюстрируется чертежами, где:
на фиг.1 изображен общий вид информационно-транзакционного терминала (вид в аксонометрии спереди - слева);
на фиг.2 - общий вид информационно-транзакционного терминала (вид в аксонометрии спереди - справа);
на фиг.3 - основные функциональные узлы терминала в выдвинутом состоянии (вид в аксонометрии спереди - слева);
на фиг.4 - основные функциональные узлы терминала в выдвинутом состоянии (вид в аксонометрии спереди - справа);
на фиг.5 - основные функциональные узлы терминала в выдвинутом состоянии (вид в аксонометрии сзади - справа);
на фиг.6 - основные функциональные узлы терминала (вид спереди, лицевая панель и дверь условно не показаны);
на фиг.7 - билетный модуль с накопительно-выдающим устройством (презентером) в накопительном положении;
на фиг.8 - билетный модуль с накопительно-выдающим устройством - презентером в выдающем положении;
на фиг.9 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в верхнем - накопительном - положении), вид спереди;
на фиг.10 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в верхнем - накопительном - положении), вид слева;
на фиг.11 - разрез по А-А на фиг.9;
на фиг.12 - вид Б на фиг.9;
на фиг.13 - узел В на фиг.9;
на фиг.14 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в верхнем - накопительном - положении), вид в аксонометрии спереди - справа;
на фиг.15 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в верхнем - накопительном - положении), вид в аксонометрии спереди - слева;
на фиг.16 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в нижнем - выдающем - положении), вид спереди;
на фиг.17 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в нижнем - выдающем - положении), вид слева;
на фиг.18 - разрез по Г-Г на фиг.16;
на фиг.19 - вид Д на фиг.16;
на фиг.20 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в нижнем - выдающем - положении), вид в аксонометрии спереди - справа;
на фиг.21 - накопительно-выдающее устройство - презентер в сборе с билетным принтером (накопительный лоток в нижнем - выдающем - положении), вид в аксонометрии спереди - слева.
Информационно-транзакционный терминал включает: корпус верхний 1, корпус нижний 2, панель лицевую 3, дверь 4, замок корпуса нижнего 5, замок корпуса среднего 6, слот выдачи билетов 7, устройство ввода информации 8, слот магнитных карт 9, слот чекового принтера 10, LCD-монитор с сенсорной панелью 11, устройство чтения/записи банковских карт - картридер 12, считыватель штрих-кода 13, системный блок 14, чековый принтер 15, билетный принтер 16, журнальный принтер 17, сейф для хранения бланков строгой отчетности 18, источник бесперебойного питания 19, слот выдачи билетов 20 с защитной заслонкой.
Билетный модуль включает билетный принтер 21, журнальный принтер 22, упаковку бланков билетов 23, защитный кожух 24, опорную раму 25, накопительно-выдающее устройство - презентер 26, в состав которого входит реджект-кассета 27, накопительный лоток 28, кривошипно-шатунный механизм 29, кронштейн 30, бочкообразные ролики 31, 32, 33, 34, оси 35 и 36, электрический мотор-редуктор 37, электродвигатель 38 с редуктором, включающим шестерни 39, 40, 41, 42, эластичные транспортирующие ремни 43, 44, промежуточную ось 45, прижимную скобу 46 с прижимным роликом 47, пружины 48, датчик наличия билетов в тракте выдачи 49, датчик выдачи билетов 50, датчик сброса билетов 51 в реджект кассету, датчик наличия билетов 52 в накопительном лотке, оси 53, 54, датчики верхнего 55 и нижнего 56 положений накопительного лотка, шестерни 57, 58, ведомую ось 59.
Работа информационно-транзакционного терминала осуществляется следующим образом.
Начало работы терминала должно осуществляться с идентификации пользователя - клиента. Идентификация клиента происходит путем ввода им магнитной или микропроцессорной карты в картиридер 12, размещенный в верхнем корпусе 1, возможен также ввод с устройства для ввода информации 8 персонального идентификационного кода, возможно использование экранных кнопок «Купить билет» или «Распечатать заранее оплаченные билеты». Картиридер 12 установлен таким образом, чтобы клиентская карта с магнитной полосой могла считываться магнитной полосой вниз.
После идентификации клиенту предлагается ознакомиться и принять правила продажи билетов. Вся текстовая и графическая информация отображается на LCD-монитор с сенсорной панелью 11. В случае отказа карта возвращается клиенту. В случае согласия с правилами продажи клиент с помощью сенсорной панели, пользуясь экранными подсказками и меню, выбирает станции отправления и назначения, дату отправления, поезд, тип вагона и т.п. После оформления заказа клиенту сообщается стоимость и предлагается купить заказанные билеты или отказаться от покупки. После выбора клиенту возвращается карта, и в случае согласия клиента с покупкой чековый принтер 15 печатает чек, отрезает его и чек через слот 10 подается клиенту.
Оформление и печать билетов осуществляются билетным модулем.
Билетный принтер 16 предназначен для печати билетов на бланках строгой отчетности, отпечатанных типографским способом. Бланки строгой отчетности представляют собой ленту-самосклад с перфорацией и специальными метками между бланками и размещены в нижнем корпусе 2 в сейфе 18 для хранения бланков. На каждом бланке нанесен типографским способом штрих-код с серийным номером бланка. Подача и отрезка билетов производится принтером 16 автоматически.
Считыватель штрих-кода 13 предназначен для облегчения ввода номера заказа при распечатывании заранее оплаченных билетов.
После успешной печати всех билетов открывается защитная заслонка слота выдачи билетов 20 и билеты выдаются клиенту.
На журнальный принтер 17 выводится служебная информация, необходимая оператору по обслуживанию информационно-транзакционного терминала.
Для управления работой терминала используется системный блок 14 IBM - совместимого персонального компьютера.
Источник бесперебойного питания 19 позволяет не останавливать работу терминала при кратковременных (до 10 мин) сбоях в электроснабжении. Это позволяет клиенту завершить работу с терминалом при отключении электричества, получить свою банковскую карту и чек с номером заказа.
Работа билетного модуля осуществляется следующим образом.
Билетный модуль позволяет выполнять следующие операции.
1. Печатать билеты на бланках строгой отчетности и выдавать пользователю сразу все билеты (пачкой), заказанные и оплаченные за одну транзакцию.
2. Печатать служебные отчеты на бланках строгой отчетности и помещать их в реджект-кассету.
3. Забирать оставленные клиентом билеты из слота выдачи и помещать их в реджект-кассету.
4. С помощью установленного в билетном модуле журнального принтера вести на контрольной ленте журнал событий.
Работа билетного модуля при печати билетов на бланках строгой отчетности
Перед началом печати накопительный лоток 28 накопительно-выдающего устройства 26 переводится в верхнее положение. Билетный принтер 21 перед печатью билета сканирует с помощью встроенного сканера штрих-код с серийным номером билета, расположенный на нижней стороне бланка. В случае ошибки при чтении штрих-кода билет не распечатывается, бланк с нечитаемым штрих-кодом отрезается ножом билетного принтера 21, посредством накопительно-выдающего устройства - презентера 26 бланк билета помещается в накопительный лоток 28. Накопительный лоток 28 переводится в нижнее положение и бланк билета с непрочитанным штрих-кодом вместе с остальными находящимися в накопительном лотке 28 билетами сбрасывается в реджект-кассету 27. Накопительный лоток 28 переводится в верхнее положение и печать билетов начинается заново (количество попыток печати билетов ограничено, при превышении количества попыток билетный терминал с помощью управляющего им программного обеспечения переводится в режим необслуживания).
В случае удачного чтения штрих-кода с серийным номером билетный принтер 21 распечатывает билет. При печати билета с помощью специального сканера встроенного в принтер, сканируется распечатанный билет. Сканирование происходит одновременно с печатью. С помощью программного обеспечения управляющего работой билетного модуля анализируется сканированное изображение и определяется качество печати билета.
После печати и отрезки билета билет помещается в накопительный лоток 28. В случае удовлетворительного качества печати начинается процедура печати следующего билета или процедура выдачи билета (пачки билетов).
В случае неудовлетворительного качества печати распечатанный билет вместе с остальными находящимися в накопительном лотке билетами сбрасывается в реджект-кассету 27 и процедура печати билетов начинается заново (количество попыток печати билетов ограничено, при превышении количества попыток билетный терминал с помощью управляющего им программного обеспечения переводится в режим необслуживания).
Работа билетного модуля при печати служебных отчетов на бланках строгой отчетности
Перед началом печати накопительный лоток 28 накопительно-выдающего устройства - презентера 26 переводится в верхнее положение. Билетный принтер 21 перед печатью отчета сканирует с помощью встроенного сканера штрих-код с серийным номером бланка, расположенный на нижней стороне бланка. В случае ошибки при чтении штрих-кода отчет не распечатывается, бланк с нечитаемым штрих-кодом отрезается ножом билетного принтера 21 и посредством накопительно-выдающего устройства - презентера 26 бланк билета помещается в накопительный лоток 28. Накопительный лоток 28 переводится в нижнее положение и бланк билета с непрочитанным штрих-кодом сбрасывается в реджект-кассету 27. Накопительный лоток 28 переводится в верхнее положение и печать отчета начинается заново.
В случае удачного чтения штрих-кода с серийным номером билетный принтер 21 распечатывает отчет. После печати и отрезки бланка с распечатанным отчетом он помещается в накопительный лоток 28. Лоток переводится в нижнее положение и бланк с распечатанным отчетом сбрасывается в реджект-кассету.
Работа билетного модуля после выдачи билетов
После выдачи билетов с помощью управляющего билетным терминалом программного обеспечения контролируется состояние датчика 49 наличия билетов в тракте выдачи. При наличие билетов в тракте выдачи печать новых билетов невозможна. При соответствующих настройках управляющего программного обеспечения при нахождении билетов в тракте выдачи свыше заданного времени производится сброс билетов в реджект-кассету 27. После сброса билетов в реджект-кассету 27 печать новых билетов становится возможной.
Накопительно-выдающее устройство - презентер 26 билетного модуля позволяет выполнять следующие операции:
1. Накапливать пачку отпечатанных билетов (до 8 штук).
2. Перемещать напечатанный билет из принтера в накопительный лоток.
3. Сбрасывать накопленную пачку билетов в реджект-кассету.
4. Выдавать пачку билетов пользователю
5. Сбрасывать находящиеся в тракте выдачи билеты в реджект-кассету.
Работа накопительно-выдающего устройства (презентера).
Накопительно-выдающее устройство - презентер 26 включает подвижный накопительный лоток 28, который приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом 29. Билетный принтер 21 закреплен на кронштейне 30. Под кронштейном принтера установлена реджект-кассета 27. На неподвижном основании на бочкообразных роликах 31 и 32, закрепленных на осях 35 и 36, установлен эластичный транспортирующий ремень 44. Накопительный лоток 28 вращается на оси. На бочкообразных роликах 33 и 34, закрепленных на осях 53, 54, установлен эластичный транспортирующий ремень 43. Для привода кривошипно-шатунного механизма 29 подъема накопительного лотка используется электрический мотор-редуктор 37. Верхнее и нижнее положения накопительного лотка контролируются щелевыми оптическими датчиками 55 и 56. Транспортирующие ремни 43 и 44 приводятся электродвигателем 38 с редуктором, включающим шестерни 39, 40, 41, 42. Ведущая шестерня 39 закреплена на валу электродвигателя 38. Ведомые шестерни 41 и 42 закреплены на приводных осях 35 и 53. Промежуточная шестерня 40 установлена на промежуточной оси 45. Движение билета по тракту контролируется оптическими отражательными датчиками 49, 50, 51, 52. Для переноса отпечатанного и отрезанного билета из принтера в накопительный лоток используется прижимная скоба 46 с прижимным роликом 47. Прижимная скоба 46 приводится в движение за счет увеличенной с помощью пружины 48 силы трения в паре шестерен 57, 58.
Перед печатью билета накопительный лоток 28 переводится в верхнее (накопительное) положение (фиг.5). Для этого включается электродвигатель мотор-редуктора 37 и контролируется датчик 55 верхнего положения лотка. При срабатывании датчика электродвигатель останавливается. В верхнем положении накопительного лотка 28 билет, печатающийся на билетном принтере 21, попадает в зазор между транспортирующим ремнем 43 и прижимным роликом 47. Для облегчения попадания билета в указанный зазор и во избежание упора билета в ремень билетный принтер 21 расположен под углом к горизонтальной оси билетного модуля. После печати билет отрезается от ленты ножом билетного принтера 21. Передняя часть находится в накопительном лотке 28, а задняя часть находится в принтере 21. Для переноса отпечатанного и отрезанного билета из принтера 21 в накопительный лоток 28 на заданное время включается электродвигатель 38 в прямом направлении. С помощью шестерен 39, 40, 41, 42 приводится в движение приводная ось 53. С помощью закрепленного на оси приводного ролика 33 приводится в движение транспортирующий ремень 43. С помощью закрепленного на ведомой оси 54 ролика 34 ось 54 приводится в движение. За счет увеличенной с помощью пружины 48 силы трения в паре шестерен 57 и 58 прижимная скоба 46 поворачивается вокруг оси 54. Прижимной ролик 47 прижимает билет к движущемуся ремню. За счет силы трения между ремнем и билетом билет вытягивается из принтера 21 и помещается в накопительный лоток 28. Возврат прижимной скобы 46 в исходное положение для обеспечения зазора между прижимным роликом 47 и ремнем 43 осуществляется включением на заданное время электродвигателя 38 в обратном направлении.
Накопление и печать последующих билетов осуществляется аналогичным образом.
После окончания печати всех заказанных билетов (до 8-ми штук) накопительный лоток 28 переводится в нижнее (выдающее) положение (фиг.8) Для этого включается электродвигатель мотор-редуктора 37 и контролируется состояние датчика 56 нижнего положения лотка. При срабатывании датчика 56 электродвигатель 37 останавливается. После опускания накопительного лотка 28 пачка билетов оказывается зажата между ремнями 43 и 44.
Для контроля наличия пачки билетов в тракте используется отражательный оптический датчик 52.
Далее в зависимости от результата печати пачка билетов может быть выдана клиенту либо скинута в реджект-кассету 27.
Для выдачи пачки билетов клиенту электродвигатель 38 включается в прямом направлении. С помощью шестерен (поз.39, 40, 41, 42) осей (35, 36, 53, 54), роликов 31, 32, 33, 34 приводятся в движение ремни 43 и 44 и пачка билетов транспортируется в тракт выдачи. За счет одинакового диаметра шестерен 41 и 42 и одинакового диаметра роликов 31, 32, 33, 34 скорости движения верхнего 43 и нижнего 44 ремня совпадают, что не допускает распадение пачки билетов. После начала движения билетов контролируется состояние датчика. При переходе датчика из состояние «есть билет» в состояние «нет билета» электродвигатель 38 останавливается. Конец пачки билетов за счет упругости транспортировочных ремней оказывается поджат нижним ремнем 44 к ролику, что позволяет в случае, если клиент не взял билеты в течение определенного времени, осуществить сброс билетов в реджект-кассету 27. Наличие билетов в тракте выдачи контролируется оптическим отражательным датчиком 49.
Для сброса пачки билетов в реджект-кассету 27 электродвигатель 38 включается в обратном направлении. С помощью шестерен 39, 40, 41, 42 осей 35, 36, 53, 54, роликов 31, 32, 33, 34 приводятся в движение ремни 43 и 44 и пачка билетов транспортируется в реджект-кассету 27. После начала движения билетов контролируется состояние датчика 51. При переходе датчика из состояние «есть билет» в состояние «нет билета» после заданной временной задержки электродвигатель 38 останавливается.
Таким образом, использование предлагаемого информационно-транзакционного терминала позволяет пользователю получить возможность визуального контролирования совершенных операций при одновременном осуществлении автоматизированного учета и контроля продажи проездных билетов.
Класс G07B1/00 Устройства для печатания и выдачи билетов