способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины

Классы МПК:B60T8/172 определение параметров управления, используемых для регулирования, например путем расчетов с учетом измеренных и зарегистрированных параметров
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ПИРЕЛЛИ ТАЙР С.П.А. (IT)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-07
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению. Способ расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины, заключается в регистрации первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади пятна касания, регистрации второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 контрольной точки Р, по существу совпадающей со ступицей, сравнении первого и второго угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между собой для определения фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между контрольной точкой Р и площадью пятна касания, определении параметра k, представляющего угловую скорость способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 колеса, расчета по меньшей мере одной продольной силы Fx в площади пятна касания как функции фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметра k. Устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины, установленной на колесе, установленном на ступице транспортного средства, содержит первый датчик, второй датчик и блок обработки, функционально связанный с первым и вторым датчиками. Блок обработки оснащен блоком сравнения для определения фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между контрольной точкой Р, и площадью пятна касания, и первым вычислительным блоком для расчета продольной силы F x в площади пятна касания, как функции фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметра k, представляющего угловую скорость со колеса. Достигается достоверность выявления возможных опасных ситуаций, обусловленных характеристиками грунта или слишком высокими скоростями по сравнению с условиями движения транспортного средства. 2 н. и 42 з.п. ф-лы, 12 ил. способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233

способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233

Формула изобретения

1. Способ расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины (1), установленной на колесе (2), которое установлено на ступице (3) транспортного средства, когда шина (1) движется в продольном направлении, по существу параллельном грунту (4), при этом способ включает:

регистрацию первого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания,

регистрацию второго углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) контрольной точки (Р), по существу совпадающей со ступицей (3),

определение фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) между контрольной точкой (Р) и площадью (5) пятна касания,

определение параметра (k), представляющего угловую скорость (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса

(2), расчет, по меньшей мере, одной продольной силы (Fx) в площади (5) пятна касания как функции, по меньшей мере, фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) и параметра (k).

2. Способ по п.1, при котором регистрация первого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) включает:

регистрацию третьего углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) площади (5) пятна касания, определяющего первый продольный конец (5а) площади (5) пятна касания, регистрацию четвертого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) площади (5) пятна касания, определяющего второй продольный конец (5b) площади (5) пятна касания, противоположный первому продольному концу (5а), определение первого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) как функции третьего углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) и/или четвертого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

3. Способ по п.2, при котором первое угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) заключено между третьим и четвертым угловыми положениями (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

4. Способ по п.2 или 3, в котором регистрация третьего углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) включает регистрацию первого пика (Р1), генерированного первым датчиком (10), установленным в шине (1).

5. Способ по п.2 или 3, при котором регистрация четвертого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) включает регистрацию второго пика (Р2), генерированного первым датчиком (10).

6. Способ по п.5, при котором третье или четвертое угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) определяют с помощью алгоритма нулевого уровня, применяемого для переднего или заднего фронта первого или второго пика (Р1, Р2).

7. Способ по п.5, при котором первый датчик (10) представляет собой акселерометр.

8. Способ по п.1, при котором второе угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) определяют как функцию позиционного сигнала, генерируемого вторым датчиком (11), установленным на ступице (3) колеса (2).

9. Способ по п.2, дополнительно включающий регистрацию продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания.

10. Способ по п.9, при котором продольная ширина (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) рассчитывается как функция третьего и четвертого угловых положений (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

11. Способ по п.9, при котором продольная сила (Fx) также рассчитывается как функция продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

12. Способ по п.9, дополнительно включающий расчет вертикальной силы (Fz) в площади (5) пятна касания как функции, по меньшей мере, продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) и параметра (k).

13. Способ по п.12, при котором вертикальная сила (Fz) также рассчитывается как функция фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

14. Способ по п.1, дополнительно включающий самокалибрование для определения начального фазового смещения между первым угловым положением (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания и вторым угловым положением (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) контрольной точки (Р).

15. Способ по п.1, при котором параметр (k) представляет собой продольную скорость (v) колеса (2).

16. Способ по п.15, при котором определение параметра (k) включает измерение продольной скорости (v).

17. Способ по п.15, при котором определение параметра (k) включает регистрацию угловой скорости (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса (2) и расчет продольной скорости (v) как функции угловой скорости (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

18. Способ по п.1, при котором параметр (k) представляет собой угловую скорость (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса (2).

19. Способ по п.18, при котором определение параметра (k) включает измерение угловой скорости (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

20. Способ по п.18, при котором определение параметра (k) включает регистрацию продольной скорости (v) колеса (2) и расчет угловой скорости (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) как функции продольной скорости (v).

21. Способ по п.1, при котором контрольная точка (Р) позиционирована на перпендикуляре к грунту, проходящем через центр ступицы (3).

22. Устройство для расчета сил, действующих на площадь (5) пятна касания шины (1), установленной на колесе (2), которое установлено на ступице (3) транспортного средства, когда шина (1) движется в продольном направлении, по существу параллельном грунту (4), при этом устройство (20) содержит:

первый датчик (10) для регистрации первого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания, второй датчик (11) для регистрации второго углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) контрольной точки (Р), по существу совпадающей со ступицей (3), и блок (13) обработки, функционально связанный с первым и вторым датчиками (10, 11) и оснащенный блоком (14) сравнения для определения фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) между контрольной точкой (Р) и площадью (5) пятна касания, и первым вычислительным блоком (15) для расчета, по меньшей мере, одной продольной силы (Fx) в площади (5) пятна касания как функции, по меньшей мере, фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) и параметра (k), представляющего угловую скорость (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса (2).

23. Устройство по п.22, в котором блок (13) обработки включает в себя вспомогательный контур (16), функционально связанный с первым датчиком (10) для получения от него третьего углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) площади (5) пятна касания, определяющего первый продольный конец (5а) площади (5) пятна касания, а также четвертого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) площади (5) пятна касания, определяющего второй продольный конец (5b) площади (5) пятна касания, противоположный первому продольному концу (5а), причем вспомогательный контур (16) предназначен для определения первого углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) как функции третьего и/или четвертого угловых положений (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

24. Устройство по п.23, в котором первое угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) заключено между третьим и/или четвертым угловыми положениями (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

25. Устройство по п.23 или 24, в котором третье угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) определяется первым пиком (Р1), регистрируемым первым датчиком (10).

26. Устройство по п.25, в котором четвертое угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) определяется вторым пиком (Р2), регистрируемым первым датчиком (10).

27. Устройство по п.26, в котором третье или четвертое угловое положение (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2) определяется с помощью алгоритма нулевого уровня, применимого к переднему или заднему фронту первого или второго пика (Р1, Р2).

28. Устройство по п.22, в котором первый датчик (10) установлен в шине (1).

29. Устройство по п.28, в котором первый датчик (10) расположен в экваториальной плоскости (Е) шины (1).

30. Устройство по п.22, в котором первый датчик (10) представляет собой акселерометр.

31. Устройство по п.22, в котором второй датчик (11) установлен на ступице (3) колеса (2).

32. Устройство по п.31, в котором второй датчик (11) представляет собой измерительный преобразователь вращательного движения.

33. Устройство по п.22, в котором блок (13) обработки дополнительно включает в себя второй вычислительный блок (17) для определения продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания.

34. Устройство по п.33, в котором второй вычислительный блок (17) функционально связан с первым датчиком (10) для определения продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) как функции третьего и четвертого угловых положений (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

35. Устройство по п.33, в котором первый вычислительный блок (15) функционально связан со вторым вычислительным блоком (17) для расчета продольной силы (Fx) также как функции продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

36. Устройство по п.33, в котором блок (13) обработки дополнительно включает в себя третий вычислительный блок (18) для расчета вертикальной силы (Fz) в площади (5) пятна касания как функции, по меньшей мере, продольной ширины (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) и параметра (k).

37. Устройство по п.36, в котором третий вычислительный блок (18) функционально связан с блоком (14) сравнения для расчета вертикальной силы (Fz) также как функции фазового смещения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ).

38. Устройство по п.22, в котором блок (13) обработки дополнительно включает в себя блок (19) самокалибрования, функционально связанный с первым и вторым датчиками (10, 11) для определения начального фазового смещения между первым угловым положением (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) площади (5) пятна касания и вторым угловым положением (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) контрольной точки (Р).

39. Устройство по п.22, включающее в себя операционный элемент (12, 12а) для определения параметра (k).

40. Устройство по п.39, в котором операционный элемент включает в себя вычислительный контур (12а), функционально связанный со вторым датчиком (11) для расчета параметра (k) как функции второго углового положения (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ), регистрируемого в данный момент.

41. Устройство по п.39, в котором операционный элемент включает в себя третий датчик (12) для регистрации параметра (k).

42. Устройство по п.22, в котором параметр (k) представляет собой угловую скорость (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса (2).

43. Устройство по п.22, в котором параметр (k) представляет собой продольную скорость (v) как функцию угловой скорости (способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) колеса (2).

44. Устройство по п.39, в котором операционный элемент (12, 12а) функционально связан с блоком (13) обработки.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к способу расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины.

В частности, изобретение относится к расчету сил, ориентированных в продольном направлении (то есть в направлении, по существу параллельном грунту, по которому движутся шина и колесо, на котором установлена шина) и в вертикальном направлении (то есть в направлении, по существу перпендикулярном грунту).

Изобретение также относится к устройству для расчета указанных сил.

В настоящем контексте зона контакта между шиной и грунтом будет называться как «площадь пятна касания».

В настоящее время имеется необходимость в расчете сил, действующих на шину во время движения последней, в частности в площади пятна касания.

Оценка этих сил действительно представляется критически важной для достоверного выявления возможных опасных ситуаций, обусловленных неоптимальными характеристиками грунта или слишком высокими скоростями по сравнению с условиями движения транспортного средства.

Как упомянуто выше, силы, принимаемые здесь во внимание, представляют собой такие силы, которые действуют в вертикальном или продольном направлении.

Расчет этих сил позволяет оценить трение, возникающее между шиной и грунтом, тем самым позволяя электронной системе, установленной на шине, автоматически воздействовать на движения самого транспортного средства, прежде всего на возникновение внезапных ускорений или торможений, которые в общем являются самыми опасными для водителя, который теряет контроль над транспортным средством.

В патенте США № 5913240 описана система для определения продольных сил, генерируемых между шиной и грунтом, включающая в себя, по меньшей мере, одну пару маркеров, смонтированных на шине на разных радиальных расстояниях от ступицы, и по меньшей мере, одну пару детекторов, вмонтированных в ходовую часть транспортного средства так, чтобы регистрировать траекторию маркеров при каждом обороте колеса.

В зависимости от смещения фазы между двумя регистрациями, представляющего деформацию, испытываемую шиной, например, после торможения или ускорения, рассчитывается продольная сила, генерируемая в площади пятна касания.

В патенте США № 6904351 описана контрольная система для транспортных средств, в которых продольная сила, оказывающая влияние на шину, рассчитывается в зависимости от: крутящего момента, приложенного к колесу, тормозящего момента, приложенного к колесу, вертикальной силы, момента инерции колеса, скорости вращения колеса и радиуса самого колеса.

Было обнаружено, что системы известного типа, например, такие как кратко описанные выше, являются чрезмерно сложными и поэтому требуют применения высококачественного оборудования и программного обеспечения, чтобы получать надежные результаты измерений.

В частности, система, описанная в патенте США № 5913240, выводит оценку продольной силы из определения положения двух точек, которые радиально находятся очень близко друг к другу, то есть расположения двух маркеров, позиционированных на боковине шины; поэтому требуется очень точная регистрация для обеспечения надежности последующего расчета сил.

Кроме того, для системы типа, описанного в патенте США № 6904351, требуется большой объем расчетов, с помощью которых определяется продольная сила, вследствие большого числа переменных, от которых зависит интенсивность силы.

Как упомянуто выше, в настоящем контексте термин «площадь пятна касания» подразумевает наружную часть поверхности шины в контакте с грунтом. Более конкретно, площадь пятна касания здесь определяется между первым продольным концом, соответствующим точке, в которой шина приходит в контакт с грунтом, и вторым продольным концом, соответствующим точке, в которой шина отделяется от грунта.

В настоящем описании и последующих пунктах формулы изобретения термин «центральный угол» подразумевает угол, имеющий своей вершиной центр ступицы колеса, которому принадлежит названная шина, и измеряемый в сечении, перпендикулярном оси самой ступицы.

Для настоящего описания и последующих пунктов формулы изобретения термин «средняя точка» площади пятна касания подразумевает среднюю точку продольной величины самой площади пятна касания.

Для настоящего описания и последующих пунктов формулы изобретения термин «фиксированная точка» подразумевает проекцию на грунт перпендикуляра, проходящего через центр ступицы.

При рассмотрении Фиг.2а-2f колесо предполагается вращающимся в направлении против часовой стрелки.

Для настоящего описания и последующих пунктов формулы изобретения термин «угловое положение площади пятна касания» (называемое ради ясности как «первое угловое положение») подразумевает центральный угол, определяемый между радиусом, проходящим через среднюю точку площади пятна касания, и радиусом, проходящим через фиксированную точку. Величина этого угла рассматривается как положительная, когда самая короткая дуга, начинающаяся от радиуса, проходящего через фиксированную точку, и доходящая до радиуса, проходящего через среднюю точку, пробегает при движении в направлении против часовой стрелки.

Для настоящего описания и последующих пунктов формулы изобретения термин «угловое положение контрольной точки» (называемое ради ясности как «второе угловое положение») подразумевает центральный угол, определяемый между радиусом, проходящим через контрольную точку, совмещенную со ступицей колеса, и радиусом, проходящим через названную фиксированную точку.

Величина этого угла рассматривается как положительная, когда самая короткая дуга, начинающаяся от радиуса, проходящего через фиксированную точку и доходящая до радиуса, проходящего через контрольную точку, пробегает при движении в направлении против часовой стрелки.

Для настоящего описания и последующих пунктов формулы изобретения термин «фазовое смещение» подразумевает разность между вторым и первым угловыми положениями. Другими словами, оно обозначает центральный угол, определяемый между радиусом, проходящим через контрольную точку, и радиусом, проходящим через среднюю точку площади пятна касания.

Первый продольный конец площади пятна касания идентифицируется соответствующим угловым положением (ради ясности называемым как «третье угловое положение»), определяемым как центральный угол, составленный радиусом, проходящим через первый продольный конец, и радиусом, проходящим через фиксированную точку.

Величина этого угла рассматривается как положительная, когда самая короткая дуга, начинающаяся от радиуса, проходящего через фиксированную точку, и доходящая до радиуса, проходящего через первый продольный конец, пробегает при движении в направлении по часовой стрелке.

Второй продольный конец площади пятна касания идентифицируется соответствующим угловым положением (ради ясности называемым как «четвертое угловое положение»), определяемым как центральный угол, образованный между радиусом, проходящим через второй продольный конец, и радиусом, проходящим через фиксированную точку.

Величина этого угла рассматривается как положительная, когда самая короткая дуга, начинающаяся от радиуса, проходящего через фиксированную точку, и доходящая до радиуса, проходящего через второй продольный конец, пробегает при движении в направлении против часовой стрелки.

Очевидно, что прежде всего при торможении и разгоне возникает относительное смещение между положением площади пятна касания и ступицей, на которой установлено колесо. Это главным образом обусловливается упругими свойствами шины, которая становится деформированной в результате напряжений, которым она подвергается.

В частности, относительное смещение главным образом вызывается продольной силой, воздействию которой шина подвергается в площади пятна касания.

При этом относительное смещение между ступицей колеса и площадью пятна касания может быть измерено в единицах разности между угловым положением ступицы (то есть угловым положением контрольной точки) и угловым положением площади пятна касания.

Кроме того, продольная сила также зависит от продольной скорости колеса, которая практически представляет собой скорость линейного смещения колеса в направлении, по существу параллельном грунту, и определяется направлением движения самого колеса.

Поскольку продольная скорость колеса и его угловая скорость по существу пропорциональны друг другу, в расчете на радиус R шины, эта зависимость может быть также выражена как функция угловой скорости колеса.

Наконец, между фазовым смещением, продольной шириной площади пятна касания, продольной скоростью (угловой скоростью) колеса и продольной силой, действующей на шину, может быть определена функциональная зависимость, определяющая продольную силу.

В частности, первый аспект настоящего изобретения относится к способу расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины, установленной на колесе, которое установлено на ступице транспортного средства, когда шина движется в продольном направлении, по существу параллельном грунту, при этом способ включает:

регистрацию первого углового положения площади пятна касания;

регистрацию второго углового положения контрольной точки, по существу совпадающей со ступицей;

определение фазового смещения между контрольной точкой и площадью пятна касания;

определение параметра, представляющего угловую скорость колеса;

расчет, по меньшей мере, одной продольной силы в площади пятна касания как функции, по меньшей мере, фазового смещения и параметра.

Для получения еще более точной оценки продольной силы в расчет также может быть принята продольная ширина площади пятна касания.

В предпочтительном варианте осуществления также выполняется расчет вертикальной силы в площади пятна касания как функции, по меньшей мере, продольной ширины самой площади пятна касания и параметра.

Предпочтительно, расчет вертикальной силы проводится также как функции фазового смещения.

В соответствии со вторым аспектом, изобретение относится к устройству для расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины, установленной на колесе, которое установлено на ступице транспортного средства, когда шина движется в продольном направлении, по существу параллельном грунту, при этом устройство содержит:

первый датчик для регистрации первого углового положения площади пятна касания;

второй датчик для регистрации второго углового положения контрольной точки, по существу совмещенной со ступицей;

блок обработки, функционально связанный с первым и вторым датчиками, и оснащенный:

блоком сравнения для определения фазового смещения между контрольной точкой и площадью пятна касания;

первым вычислительным блоком для расчета, по меньшей мере, одной продольной силы в площади пятна касания как функции, по меньшей мере, фазового смещения и параметра, представляющего угловую скорость колеса.

Блок обработки может дополнительно включать в себя второй вычислительный блок для определения продольной ширины площади пятна касания.

Предпочтительно, первый вычислительный блок функционально связан со вторым вычислительным блоком для расчета продольной силы так же, как функции продольной ширины.

В предпочтительном варианте осуществления блок обработки дополнительно включает в себя третий вычислительный блок для расчета вертикальной силы в площади пятна касания как функции, по меньшей мере, продольной ширины и параметра.

Предпочтительно третий вычислительный блок функционально связан с блоком сравнения для расчета вертикальной силы так же, как функции фазового смещения.

Дополнительные признаки и преимущества станут более очевидными из подробного описания предпочтительного, но не исключительного варианта осуществления способа расчета сил, действующих на площадь пятна касания шины, а также устройства для расчета названных сил, в соответствии с настоящим изобретением.

Это описание приведено ниже со ссылкой на прилагаемые чертежи, приведенные в качестве неограничивающего примера. На чертежах:

Фиг.1 - частичный вид в перспективе шины, к которой применим способ согласно настоящему изобретению;

Фиг.2а-2f - схематические виды сбоку колеса, на котором установлена шина, показанная на Фиг.1, и разъясняющие параметры, используемые в способе согласно изобретению;

Фиг.3а-3b - блок-схемы двух вариантов осуществления устройства, связанного с шиной, показанной на Фиг.1;

Фиг.4 - сигнал, генерированный датчиком, связанным с шиной, показанной на Фиг.1;

Фиг.5а и 5b - блок-схемы, представляющие операцию оценки соотношений между параметрами, зарегистрированными при практической реализации способа согласно изобретению, и рассчитываемыми силами.

На чертежах шина, использованная для осуществления способа согласно изобретению, была в общем обозначена ссылочной позицией 1.

Шина 1 установлена на колесе 2, в свою очередь установленном на ступице 3; причем с помощью ступицы 3 колесо 2 связано с транспортным средством (не показано) для обеспечения его движения.

Во время движения транспортного средства шина 1, катящаяся по грунту, подвергается перемещению в продольном направлении, по существу параллельном самому грунту.

Способ согласно изобретению в первую очередь включает регистрацию первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания (см. Фиг.2а, 2d).

Следует отметить, что фиксированная точка, относительно которой оцениваются различные угловые положения, на прилагаемых чертежах обозначается как «А»:

Как упомянуто выше, площадь 5 пятна касания определяется частью наружной поверхности шины 1 в контакте с грунтом 4.

Затем проводится регистрация второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 контрольной точки Р, по существу совпадающей со ступицей 3.

Как будет очевидно впоследствии, путем сравнения между первым и вторым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 можно определить силы, возникающие между площадью 5 пятна касания и грунтом 4.

Предпочтительно, регистрация первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 включает регистрацию третьего углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1 площади 5 пятна касания, причем третье угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1 определяет первый продольный конец 5а самой площади 5 пятна касания. В частности, первый продольный конец 5а может представлять собой точку, в которой наружная поверхность шины 1 контактирует с грунтом 4.

Предпочтительно, регистрация первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 далее включает регистрацию четвертого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2 площади 5 пятна касания, причем четвертое угловое положение определяет второй продольный конец 5b самой площади 5 пятна касания. В частности, второй продольный конец 5b может представлять собой точку, в которой наружная поверхность шины 1 отделяется от грунта.

Поэтому первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 может быть определено как функция третьего и/или четвертого угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2. В частности, первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 может находиться между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2.

В предпочтительном варианте осуществления первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 представляет собой среднее угловое положение между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2; другими словами, разность между первым угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и третьим угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1 предпочтительно по существу такая же, как разность между четвертым угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2 и первым угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Преимущественно регистрация третьего углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1 проводится путем регистрации соответствующего первого пика Р1, генерированного первым датчиком 10, встроенном в шину 1. Этот первый датчик 10 при первом продольном конце 5а площади 5 пятна касания генерирует первый пик Р1 (например, импульс тока), обусловленный резким скачком напряжений, каким подвергается шина 1.

Подобным образом регистрация четвертого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2 проводится путем регистрации соответствующего второго пика Р2, генерированного названным первым датчиком 10, предпочтительно на втором конце 5b площади 5 пятна касания.

Как показано в Фиг.4, выходной сигнал первого датчика 10 имеет приблизительно постоянный профиль в пределах каждого оборота, проделанного шиной 1, за исключением двух пиков Р1 и Р2: эти пики генерируются вследствие резких пульсирующих напряжений, которым подвергается шина 1 на первом и втором продольных концах 5а, 5b площади 5 пятна касания.

Более подробно, задний фронт принимается как начало отсчета первого пика Р1, тогда как передний фронт принимается как начало отсчета для второго пика Р2. К переднему и заднему фронту применим алгоритм нулевого уровня для определения момента, в который шина 1 соответственно приходит в контакт с грунтом 4 (тем самым определяя третье угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1) и отделяется от него (тем самым определяя четвертое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2).

Благодаря применению алгоритма количество информации, необходимой для идентификации продольных концов 5а, 5b площади 5 пятна касания, сводится к минимуму, так что связь между датчиком 10 и электронными элементами, смонтированными на борту транспортного средства, сделана менее сложной. Фактически только передача сведений о положении двух точек (или соответственных моментах времени), идентифицирующих концы 5а, 5b площади 5 пятна касания, является более быстрой и «более легкой», чем передача всего сигнала, генерированного первым датчиком 10.

Предпочтительно первый датчик 10 представляет собой, например, акселерометр пьезоэлектрического типа, предназначенный для измерения ускорения, которому шина 1 подвергалась в радиальном направлении; в качестве примера, может быть использован акселерометр ENDEVCO® 7264B. Альтернативно, первый датчик 10 может представлять собой датчик акустического или оптического типа, или тензометрический датчик.

Как схематически показано в Фиг.1, первый датчик 10 может быть установлен на внутренней поверхности шины 1, в частности, в экваториальной плоскости Е таковой. Соединение между первым датчиком 10 и внутренней поверхностью шины 1 может быть обеспечено, например, путем приклеивания.

Способ согласно изобретению, как упомянуто выше, включает регистрацию второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 контрольной точки Р, находящейся на ступице 3. Это второе угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 предпочтительно определяется как функция позиционного сигнала, генерируемого вторым датчиком 11, установленным на ступице 3 колеса 2.

В предпочтительном варианте осуществления второй датчик 11 представляет собой измерительный преобразователь вращательного движения. Преимущественно второй датчик 11 может включать в себя индуктивный кодер угла поворота, работающий на основе эффекта Холла, измеряющий скорость вращения колеса 2; в частности, второй датчик может выдавать синусоидальный сигнал, по существу пропорциональный угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 колеса 2.

Предпочтительно, на транспортном средстве используется четыре кодера, каждый из которых связан с соответственным колесом как часть ABS-системы (системы антиблокировки тормозов). Каждый кодер выдает синусоидальный сигнал, частота которого пропорциональна скорости вращения соответствующего колеса.

Если будет использован кодер, то обработка данных предпочтительно выполняется, чтобы получить угловое положение контрольной точки Р как функции угловой скорости колеса 2, например, путем оценки углового положения ступицы 3 колеса 2, с помощью техники обработки сигнала, приложимой для регистрируемого кодером синусоидального сигнала.

После того, как идентифицированы первое и второе угловые положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , проводится сравнение между ними для определения фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между контрольной точкой Р и площадью пятна касания 5 (см. Фиг.2d-2f).

Фазовое смещение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , как иллюстрировано выше, определяется разностью между вторым угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 контрольной точки Р и первым угловым положением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания.

Практически путем расчета фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , то есть относительного смещения между точкой, расположенной на колесе 2, и точкой, находящейся на шине 1, деформация в продольном направлении, испытываемая шиной 1, определяется количественно согласно усилиям, возникающим в площади 5 пятна касания.

На Фиг.2f показан конкретный случай, в котором фазовое смещение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 определяется, когда угол, составляющий второе угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , по существу равен нулю, то есть, когда контрольная точка Р позиционирована на перпендикуляре к грунту, проходящем через центр ступицы 3. В этом случае оказывается, что, при принятии вышеописанных формулировок, в соответствии с Фиг.2а-2f, справедливо следующее отношение:

способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 =-способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233

Это означает, что, за исключением знака, фазовое смещение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и угол, определяющий первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , по существу равны.

Дальнейшая стадия, предусматриваемая способом согласно изобретению, заключается в определении параметра k, показателя угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 колеса 2.

Параметр k, как сказано, может представлять собой, например, угловую скорость способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 колеса 2; в этом случае параметр k может быть рассчитан, исходя либо из второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , регистрируемого в данный момент, либо исходя из регистрации продольной скорости v колеса 2, с помощью третьего датчика 12, в частности, например, оптического типа.

Фактически достаточным является применение следующего отношения:

способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 =v/R

где R представляет собой радиус шины 1, для получения угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , исходя из продольной скорости v.

Альтернативно, параметр k может представлять собой продольную скорость v колеса 2; в этой ситуации параметр k может быть получен из прямой регистрации (например, с помощью третьего датчика 12), или он может быть рассчитан, исходя из второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , регистрируемого в данный момент (то есть угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) с использованием вышеприведенного отношения.

При известных фазовом смещении способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметре k первый расчет продольной силы Fx может быть проведен на площади 5 пятна касания как функции по меньшей мере фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметра k. Другими словами, продольная сила F x может быть рассчитана как функция фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 (или продольной скорости v) колеса 2.

Фиг.5а показывает диаграмму, представляющую режим определения функционального соотношения между продольной силой Fx, фазовым смещением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметром k. Диаграмма также обозначает третий параметр (продольную ширину способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания), описываемый далее; в любом случае для первой оценки продольной силы Fx возможно рассмотрение только фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметра k.

Функция f, которая точно связывает продольную силу Fx с фазовым смещением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и параметром k, зависит от серии параметров, в общем включенных в вектор способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Методика основывается на минимизации оценки погрешности e(t), определяемой следующим отношением:

e(t)=Fx(t)-Fx*(t)

где F x*(t) представляет собой текущую оценку продольной силы Fx(t).

Во время этой стадии настройки системы мгновенные значения продольной силы Fx(t) должны быть выведены экспериментально, чтобы отобразить оценочную функцию Fx*(t) и использовать ее для расчетов, проводимых впоследствии.

Блок, касающийся стадии оптимизации, может содержать любой аппроксимирующий алгоритм, использующий любой тип нелинейной параметрической функции, например, такой как нейронные сети, многочлены, сплайны и т.д.

В любой момент блок оптимизации выдает оценку параметров способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , корректирующую параметры функции f(способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ), чтобы сократить оценочную функцию для каждой итерации.

Предпочтительно, функция f(способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) определяется так, что функция Fx*(t) проявляется как монотонная функция и, в частности, возрастающая монотонная функция в отношении фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Как упомянуто выше, дальнейший параметр, который может быть принят во внимание, представляет собой продольную ширину способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания.

Фактически способ согласно изобретению может охватывать расчет этой продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , предпочтительно как функции третьего и четвертого угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2. Практически различие между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2 проводится так, чтобы получить продольную ширину способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Таким образом, продольная сила F x может быть рассчитана также как функция продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Конкретное функциональное отношение между Fx и способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 предпочтительно определяется соответственно вышеописанной диаграмме, показанной на Фиг.5а.

В предпочтительном варианте осуществления способ согласно изобретению дополнительно включает расчет вертикальной силы Fz на площади 5 пятна касания как функции продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 параметра k. Предпочтительно, вертикальная сила F z также рассчитывается как функция фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Функциональное отношение между величинами Fz, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , k, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 может быть определено согласно диаграмме с Фиг.5b: функция g, связывающая Fz c продольной шириной способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , с параметром k и предпочтительно с фазовым смещением способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , зависит от серии параметров, в общем включенных в вектор способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Методика основывается на минимизации оценочной погрешности e(t), определяемой следующим отношением:

e(t)=Fz(t)-Fz*(t)

где Fz*(t) представляет собой текущую оценку продольной силы Fz(t).

Во время этой настройки системы мгновенные значения вертикальной силы Fz(t) должны быть выведены экспериментально, чтобы отобразить оценочную функцию Fz*(t) и использовать ее для расчетов, проводимых впоследствии.

Блок, касающийся оптимизации, может содержать любой аппроксимирующий алгоритм, использующий любой тип нелинейной параметрической функции, например, такой как нейронные сети, многочлены, сплайны и т.д.

В любой момент блок оптимизации выдает оценку параметров способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , корректирующую параметры функции g(способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ), чтобы сократить оценочную функцию для каждой итерации.

Предпочтительно, функция g(способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ) определяется так, что функция Fz*(t) проявляется как монотонная функция, и, в частности, возрастающая монотонная функция в отношении продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Преимущественно способ согласно изобретению может включать самокалибрование для определения возможного начального фазового смещения между ступицей 3 и шиной 1.

Фактически вследствие непрерывных напряжений, которым подвергаются шина 1 и колесо 2, скорее всего происходит последовательное смещение шины 1 на колесе 2 так, что угловое положение контрольной точки Р и угловое положение площади 5 пятна касания, то есть второе и первое угловые положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 , соответственно, проявляются совместно вне фазы, даже когда важные вертикальная или продольная силы не генерируются в площади 5 пятна касания (например, когда транспортное средство не движется).

Поэтому весьма полезно проверять существование этого возможного начального фазового смещения при приведении в действие системы регистрации и измерения, чтобы провести расчет продольной Fx и вертикальной F z сил независимо от самого начального фазового смещения, и тем самым в зависимости только от динамических переменных величин.

Фиг.2b схематически показывает действие вертикальной силы Fz на продольную ширину способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ; причем при повышении интенсивности Fz происходит соответственное увеличение продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Подобным образом, Фиг.2с показывает действие продольной силы Fx на фазовое смещение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 (для лучшего понимания одновременно приведена ссылка на Фиг.2е); при увеличении продольной силы Fx имеет место соответственное возрастание фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Фиг.3а-3b показывают блок-схемы двух вариантов осуществления устройства 20, с помощью которого способ согласно изобретению может быть реализован на практике.

Устройство 20 включает в себя первый датчик 10 для регистрации первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания, второй датчик 11 для регистрации второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 контрольной точки Р, находящейся на ступице 3, и предпочтительно операционный элемент 12, 12а для определения параметра k.

Как указано выше, первый датчик 10 предпочтительно устанавливается на внутренней поверхности шины 1, в частности, в экваториальной плоскости Е шины 1.

Предпочтительно, второй датчик 11 устанавливается на ступице 3 колеса 2, на котором размещена шина 1.

В предпочтительном варианте параметр k может представлять собой угловую скорость способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 колеса 2; причем в этом случае операционный элемент может включать в себя вычислительный контур 12а (см. Фиг.3а), функционально связанный со вторым датчиком 11 для расчета угловой скорости способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 как функции последующей регистрации второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Альтернативно, операционный элемент может включать в себя третий датчик 12, например, оптического типа, для регистрации продольной скорости v колеса 2; причем исходя из этой продольной скорости v, угловая скорость способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 может быть определена с помощью вспомогательного вычислительного блока 12b (см. Фиг.3b).

В еще одном предпочтительном варианте осуществления параметр k может представлять собой продольную скорость v колеса 2. Для определения этой продольной скорости v операционный элемент может включать в себя вычислительный контур 12а (см. Фиг.3а), функционально связанный со вторым датчиком 11, который рассчитывает продольную скорость v как функцию регистраций второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Альтернативно, продольная скорость v может быть непосредственно измерена с помощью третьего датчика 12 (см. Фиг.3b).

Устройство 20 дополнительно включает в себя блок 13 обработки, функционально связанный с первым и вторым датчиками, 10 и 11, и предпочтительно с операционным элементом 12, 12а.

Блок обработки 13 оснащен блоком 14 сравнения для сопоставления первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и второго углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между собой, чтобы получить фазовое смещение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 между контрольной точкой Р и площадью 5 пятна касания.

Блок 13 обработки дополнительно включает в себя первый вычислительный блок 15 для расчета продольной силы F x как функции, по меньшей мере, фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и продольной скорости v.

Предпочтительно, блок 13 обработки включает в себя вспомогательный контур 16 для определения первого углового положения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 ; в частности, вспомогательный контур 16 функционально связан с первым датчиком 10 для получения третьего и четвертого угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2, определяемых продольными концами 5а, 5b площади 5 пятна касания.

Вспомогательный контур 16 поэтому рассчитывает первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 как функцию третьего и/или четвертого угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2.

Как упомянуто выше, первое угловое положение способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 может находиться между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2, и более конкретно, может определять среднее положение между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2.

Предпочтительно, блок 13 обработки также включает в себя второй вычислительный блок 17, функционально связанный с первым датчиком 10 для определения продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания, в частности, как функции третьего и четвертого угловых положений способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2; более конкретно, продольная ширина способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 площади 5 пятна касания определяется проведением различения между третьим и четвертым угловыми положениями способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 1, способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 2.

Второй вычислительный блок 17 также функционально связан с первым вычислительным блоком 15, так что продольная сила Fx может быть рассчитана так же, как функция продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Предпочтительно, блок 13 обработки включает в себя третий вычислительный блок 18 для расчета вертикальной силы Fz на площади 5 пятна касания как функции, по меньшей мере, продольной ширины способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 и продольной скорости v.

В предпочтительном варианте осуществления третий вычислительный блок 18 функционально связан также с блоком 14 сравнения, для расчета вертикальной силы Fz так же, как функции фазового смещения способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 способ и устройство для расчета сил, действующих на площадь пятна   касания шины, патент № 2391233 .

Блок 13 обработки дополнительно может включать в себя блок 19 самокалибрования, функционально связанный с первым и вторым датчиками 10, 11, для определения возможного начального фазового смещения между площадью 5 пятна касания и контрольной точкой Р.

Следует отметить, что блок 13 обработки был подразделен на блоки и функциональные контуры только для описания его операционных функций более ясным образом; практическое исполнение самого блока 13 обработки может оставить названное подразделение без внимания и быть определено согласно применяемой технологии. Например, весь блок 13 обработки в целом может быть изготовлен как единый контур, установленный на борту транспортного средства и предназначенный для коммуникации с различными датчиками при исполнении вышеописанных операций; в частности, коммуникация с первым датчиком 10 может быть выполнена с привлечением беспроводной технологии, путем размещения батарейного блока питания и передающего устройства на ободе колеса 2 для проводного соединения с первым датчиком 10 и беспроводной связи с устройствами на борту.

В качестве примера, сигналы могут передаваться с частотами в диапазоне от 5 до 15 кГц; например, разрешение может составлять 16 бит.

Класс B60T8/172 определение параметров управления, используемых для регулирования, например путем расчетов с учетом измеренных и зарегистрированных параметров

способ определения скорости транспортного средства во время процесса торможения -  патент 2484989 (20.06.2013)
устройство и способ для оценки состояния трения поверхности земли, с которой транспортное средство находится в контакте -  патент 2468945 (10.12.2012)
система для автоматического управления торможением поезда -  патент 2422314 (27.06.2011)
устройство для обнаружения неровностей дороги и автоматического управления тормозной системой автомобиля -  патент 2422306 (27.06.2011)
способ и комплексная система безопасности (ксб) для автоматического управления прицельным торможением подвижного состава -  патент 2392133 (20.06.2010)
устройство для автоматического управления торможением поезда -  патент 2283786 (20.09.2006)
Наверх