жидкостный ракетный двигатель

Классы МПК:F02K9/64 с устройствами для охлаждения
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-17
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде. Жидкостный ракетный двигатель содержит регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением. Агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположены в полости профилированного центрального тела. Входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены продольные ребра. Изобретение обеспечивает повышение удельного импульса тяги и давления в камере при минимальных габаритных размерах, упрощение пневмогидравлической схемы. 1 ил.

жидкостный ракетный двигатель, патент № 2391531

Формула изобретения

Жидкостный ракетный двигатель, содержащий регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела, отличающийся тем, что входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены продольные ребра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде.

В настоящее время одной из основных проблем при создании жидкостных ракетных двигателей является получение высокого значения удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, в частности сопла. Одним из путей, позволяющих обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, является использование вместо обычных круглых сопел Лаваля кольцевых сопел. Отличие между соплом Лаваля и кольцевым состоит в том, что кольцевое сопло имеет форму критического сечения не круглую, а кольцевую. Кольцевые сопла позволяют увеличить площадь выходного сечения сопла и разместить часть агрегатов в центральной части, что приводит к уменьшению линейных размеров двигателя.

Известна принципиальная схема кольцевой камеры жидкостного ракетного двигателя, реализующая данный принцип (А.П.Васильев и др. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей, Москва, "Высшая школа", 1967 г., рис.X.186).

Известен жидкостный ракетный двигатель, содержащий кольцевую камеру со смесительной головкой, тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела (М.В.Добровольский и др. "Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования", Москва, "Высшая школа", 1968 г., рис.2.32, с.59 - прототип).

Указанный двигатель работает следующим образом. Компоненты топлива подаются в смесительную головку, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение. В тарельчатом сопле внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром профилированного центрального тела. Продукты сгорания со сверхзвуковой скоростью поступают к срезу тарельчатого сопла. Для подачи компонентов топлива в смесительную головку используется турбонасосный агрегат, турбина которого приводится во вращение струей газов, истекающих из газогенератора.

В указанном тракте охлаждения охладитель подается между ребрами, выполненными на тыльной стороне оболочки. Рабочая поверхность, обращенная к источнику тепла, в данном случае, взаимодействующая с продуктами сгорания, выполнена гладкой цилиндрической. Продукты сгорания, контактируя с рабочей поверхностью, отдают ей тепло. За счет теплопроводности металла тепло от оболочки передается на ребра тракта охлаждения, которые омываются охладителем. Охладитель, проходя через каналы охлаждения, контактирует с поверхностями ребер и тыльной стороной оболочки и при этом, нагреваясь сам, охлаждает ребра и внутреннюю рабочую поверхность внутренней оболочки.

При такой конструкции тракта охлаждения необходимо подобрать оптимальную толщину рабочей огневой стенки, ребер и площадь поверхности теплообмена. С одной стороны, с утонением огневой рабочей стенки улучшаются условия теплообмена, с другой - толщина стенки ограничена условиями прочности и изготовления. Увеличение количества ребер ведет к улучшению условий теплопередачи, но, в то же время, приводит к загромождению тракта, что увеличивает гидравлическое сопротивление тракта охлаждения и ведет к увеличению мощности насоса для подачи охладителя в тракт охлаждения.

При использовании данного тракта охлаждения в теплонапряженных конструкциях, не обеспечивается достаточно эффективный съем тепла и охлаждение стенок конструкции, что приводит к снижению показателей эффективности работы.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание тракта охлаждения, конструкция которого позволит улучшить условия теплообмена между продуктами сгорания и охладителем.

Основными недостатками данной двигателя являются значительные диаметральные размеры и сложность пневмогидравлической схемы, связанные с тем, что для подачи компонентов топлива в смесительную головку используется турбонасосный агрегат, турбина которого приводится во вращение струей газов, истекающих из газогенератора. Использование газогенератора приводит к необходимости организации трубопроводов подвода компонентов топлива в газогенератор, использованию специальной ступени в турбонасосном агрегате или специальных насосов для подачи компонентов топлива с повышенным давлением в смесительную головку газогенератора, что в конечном итоге приводит к увеличению массы и ухудшению массово-габаритных характеристик двигателя.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание жидкостного ракетного двигателя, конструкция которого позволяет обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги, упростить пневмогидравлическую схему и реализовать значительно большее давление в камере при минимальных габаритных размерах.

Поставленная задача достигается тем, что в предложенном жидкостном ракетном двигателе, содержащем регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела, согласно изобретению входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены продольные ребра.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежом, где показан осевой разрез предложенного двигателя.

Двигатель содержит кольцевую камеру 1 со смесительной головкой 2 и тарельчатым соплом 3 внешнего расширения с кольцевым критическим сечением 4. Внутренняя поверхность сопла 3 образует профилированное центральное тело 5.

В полости профилированного центрального тела 5 установлены агрегаты управления 6 и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат 7 с турбиной и насосами подачи компонентов в смесительную головку 2, причем входная полость турбины соединена с полостью тракта охлаждения.

На профилированной поверхности центрального тела 5 выполнены продольные ребра 8.

Предложенное устройство работает следующим образом.

Компоненты топлива подаются в смесительную головку 2, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение 4. В тарельчатом сопле внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром профилированного центрального тела. Продукты сгорания со сверхзвуковой скоростью поступают к срезу тарельчатого сопла 3 и обтекают при этом продольные ребра 8. Наличие продольных ребер 8 позволяет улучшить условия теплообмена между горячими продуктами сгорания и охладителем. Охладитель, проходя по каналам тракта охлаждения, отбирает тепло с профилированной поверхности центрального тела 5, продольных ребер 8, нагревается и поступает во входную полость турбины турбонасосного агрегата. На лопатках турбины охладитель расширяется и приводит турбину во вращение.

Использование предложенного технического решения позволит упростить пневмогидравлическую схему двигателя и улучшить его массово-габаритные характеристики.

Класс F02K9/64 с устройствами для охлаждения

способ изготовления сопла камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2519003 (10.06.2014)
камера жидкосного ракетного двигателя -  патент 2517949 (10.06.2014)
способ изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двитателя -  патент 2516723 (20.05.2014)
тракт регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2516678 (20.05.2014)
сопло камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2515576 (10.05.2014)
система охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514863 (10.05.2014)
устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514570 (27.04.2014)
тракт охлаждения теплонапряженных конструкций -  патент 2513059 (20.04.2014)
система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2511982 (10.04.2014)
система охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2511961 (10.04.2014)
Наверх