камера жидкостного ракетного двигателя

Классы МПК:F02K9/64 с устройствами для охлаждения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-17
публикация патента:

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой. Коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения расположен на расширяющейся части сопла, а трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору - на расширяющейся части сопла. Трубы установлены при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом. Компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения е=|L max-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы. Изобретение обеспечивает упрощение процесса сборки и тем самым снижение трудоемкости. 3 ил.

камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544 камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544 камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544

Формула изобретения

Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, отличающаяся тем, что компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения e=|Lmax-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Известна камера ЖРД, содержащая камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, величина которого в каждом конкретном случае определяется из соотношения е=L-1, где е - эксцентриситет, L - длина между осями ответных посадочных мест камеры, 1 - длина между осями выходного и входного сечений трубы (Michael Рорр. Cryogenic Engine Thrust Chamber Technologies, Paper 4.3, p.1-20, 5th AAAF International Symposium/Propulsion in Space Transportation, Paris, France, 1996, 21 p., рис.13, стр.8. Камера двигателя РД0120 - прототип).

В данной камере охладитель подается в коллектор, расположенный в закритической части сопла, проходит по каналам охлаждения камеры сгорания и собирается в коллекторе, расположенном возле смесительной головки в начальной части камеры сгорания. Из этого коллектора охладитель по перебросным трубам, как правило двум, перебрасывается к закритической части сопла, проходит по каналам охлаждения сопла и собирается в коллекторе, расположенном у среза сопла.

Камера состоит из сварно-паяных частей, линейные размеры которых из-за процессов сварки и пайки изменяются в достаточно широком диапазоне. Трубы для переброса компонентов также изготавливаются при помощи сварки отдельно гнутых участков, при этом в трубах должны быть предусмотрены специальные профилированные участки для компенсации термических напряжений, возникающих при работе двигателя. Выполнение этих условий приводит к тому, что в готовых трубах линейные размеры могут изменяться на несколько миллиметров в любую сторону в зависимости от длины трубы. При сборке окончательно изготовленных камер и труб для компенсации разницы в линейных размерах ответных посадочных мест применяются специальные компенсаторы, представляющие собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с указанным эксцентриситетом. При сборке определяется расстояние между осями выходных сечений, которое может иметь значение от нуля до нескольких миллиметров, подбирается компенсатор, эксцентриситет которого равен расстоянию между осями выходных сечений, и устанавливается между трубой и ответным посадочным местом камеры.

Такая конструкция камеры с перебросными трубами приводит к селективной сборке и необходимости иметь комплект компенсаторов, выполненных с различным эксцентриситетом, величина которого может изменяться от минимально возможного до максимально возможного с определенным шагом, что в конечном итоге приводит к усложнению конструкции и увеличению трудоемкости сборки.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и создание камеры ЖРД с перебросными трубами, конструкция которой позволит значительно упростить процесс сборки и тем самым снизить трудоемкость.

Решение указанной задачи достигается тем, что в предложенной камере жидкостного ракетного двигателя, содержащей камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, согласно изобретению компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения е=|L max-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы.

Сущность предложенного изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан осевой разрез перебросных труб предложенной камеры ЖРД в случае, когда расстояние между выходными сечениями трубы больше расстояния между ответными местами камеры, на фиг.2 - осевой разрез перебросных труб предложенной камеры ЖРД в случае, когда расстояние между выходными сечениями трубы меньше расстояния между ответными местами камеры, на фиг.3 - возможные положения компенсатора. На фиг.2 штриховой линией показано возможное положение компенсатора для первого случая. На всех чертежах обозначен эксцентриситет е.

Предложенная камера ЖРД работает следующим образом.

В окончательно изготовленной камере 1 ЖРД между посадочными местами 2 перебросной трубы и ответными посадочными местами 3 камеры устанавливают с возможностью осевого вращения предварительно изготовленный компенсатор 4, эксцентриситет которого для всех возможных случаев сборки определен из соотношения е=|Lmax -lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы. Компенсатор вращают вокруг его оси вращения, при этом за счет возможности вращения компенсатора и его эксцентриситета подбирают требуемое положение трубы и фиксируют трубу в заданном положении.

В случаях, когда разность расстояний между ответными посадочными местами трубы и камеры имеет минимальное и максимальное значения, ось трубы располагается параллельно оси камеры. Во всех остальных промежуточных положениях ось трубы отклоняется от оси камеры на угол, величина которого не превышает значения камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544 =arctg е/ Lmax, где камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544 - угол между продольными осями перебросной трубы и камеры.

Проведенные работы по установке предложенным способом труб на камеры ЖРД показали, что величина угла камера жидкостного ракетного двигателя, патент № 2391544 составляет ориентировочно 2-4°, что в большинстве случаев находится в допуске на осевое положение трубы, никоим образом не сказывается на конструкции и не влияет на дальнейшую сборку.

Использование предложенного технического решения позволит значительно сократить время и трудоемкость установки перебросных труб на камеру ЖРД и снизить себестоимость камеры за счет изготовления одного компенсатора взамен комплекта компенсаторов с различным эксцентриситетом и подгонки труб.

Класс F02K9/64 с устройствами для охлаждения

способ изготовления сопла камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2519003 (10.06.2014)
камера жидкосного ракетного двигателя -  патент 2517949 (10.06.2014)
способ изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двитателя -  патент 2516723 (20.05.2014)
тракт регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2516678 (20.05.2014)
сопло камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2515576 (10.05.2014)
система охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514863 (10.05.2014)
устройство для регенеративного охлаждения сверхзвуковой части сопла жидкостного ракетного двигателя -  патент 2514570 (27.04.2014)
тракт охлаждения теплонапряженных конструкций -  патент 2513059 (20.04.2014)
система охлаждения камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя -  патент 2511982 (10.04.2014)
система охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя -  патент 2511961 (10.04.2014)
Наверх