съемник шестерни
Классы МПК: | B23P19/04 для соединения или разъединения деталей |
Автор(ы): | Вохмин Григорий Анатольевич (RU), Черняев Андрей Витальевич (RU), Рубежанский Пётр Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "Научно-исследовательский институт технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта" (ОАО "НИИТКД") (RU), ООО "Опытно-механический завод Центра "Транспорт" (ООО ОМЗ Центра "Транспорт") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-11-17 публикация патента:
27.07.2010 |
Изобретение относится к приспособлениям для съема малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива. Съемник косозубой шестерни (6) содержит силовой привод в виде гидроцилиндра (1), установленного на направляющем основании (2), шток которого установлен с возможностью упора в шестерню с внутренними косыми зубьями, и захват шестерни. Силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром (5) зажима зубьев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра. Захват съемника выполнен в виде оппозитно и соосно установленных колец (3, 4) с внутренними косыми зубьями, имеющих возможность встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни. Одно из колец захвата перемещается основным гидроцилиндром, а другое - дополнительным гидроцилиндром зажима зубьев. Исключается перекос шестерни на валу при ее съеме. 1 ил.
Формула изобретения
Съемник косозубой шестерни, содержащий силовой привод в виде гидроцилиндра, установленного на направляющем основании, шток которого установлен с возможностью упора в шестерню с внутренними косыми зубьями, и захват шестерни, отличающийся тем, что силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром зажима зубьев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра, а захват съемника выполнен в виде оппозитно и соосно установленных колец с внутренними косыми зубьями, имеющих возможность встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни, причем одно из колец перемещается основным гидроцилиндром, а другое - дополнительным гидроцилиндром зажима зубьев.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ремонту подвижного железнодорожного состава, а точнее к приспособлениям для съема малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива.
Известен съемник, содержащий силовой привод в виде гидроцилиндра, установленного на направляющем основании, шток которого установлен с возможностью упора в шестерню и ее захват (см. патент RU № 2264938 «Стенд для монтажа и демонтажа колесной пары КМБ», МПК В23S 5/00, 2005 г.).
Недостаки известного съемника заключаются в том, что малая шестерня, закрепленная на валу по тяжелой посадке, требует при съеме мощного усилия и незначительный перекос вызывает заклинивание ее на валу.
Перекос и заклинивание происходят вследствие неравномерного приложения усилия съемника к венцу шестерни, после чего снять шестерню возможно за счет предварительного интенсивного нагрева, когда увеличившийся тепловой зазор обеспечит съем шестерни приложенным усилием. Однако локальный нагрев в зоне малой косозубой шестерни колесно-моторного блока локомотива обеспечить затруднительно.
Задача изобретения состоит в том, чтобы при съеме шестерни исключить перекос шестерни на валу и тем самым заклинивание ее на валу.
Поставленная задача решается в известном съемнике тем, что согласно изобретению силовой привод дополнительно снабжен гидроцилиндром зажима зубъев шестерни, кинематически связанным с корпусом основного гидроцилиндра и с оппозитно и соосно установленными захватами, выполненными в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни.
Гидроцилиндр зажима зубъев шестерни, кинематически связанный с корпусом основного гидроцилиндра и с оппозитно и соосно установленными захватами, выполненными в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни, позволяет осуществить симметричный зажим шестерни относительно продольной оси и осуществить плоскопараллельное ее движение при съеме без перекосов относительно вала.
Авторам неизвестно применение указанных достаточно простых, но неочевидных для решения поставленной задачи (съема шестерни без перекосов) средств - оппозитно и соосно установленных захватов, выполненных в виде колец с внутренними косыми зубьями, которые установлены с возможностью встречного осевого перемещения и вхождения в зацепление с зубьями косозубой шестерни - что является новым и неочевидным и позволяет отнести их к решениям, соответствующим условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».
Изобретение поясняется схемой съемника на чертеже.
Съемник содержит гидроцилиндр 1 силового привода, установленный на основании 2 и связанный с захватом, выполненным в виде кольца 3 с внутренними косыми зубьями. Оппозитно и соосно кольцу 3 установлено кольцо 4 также с внутренними косыми зубьями. Кольцо 3 установлено с возможностью встречного осевого перемещения гидроцилиндром 1, а кольцо 4 - посредством дополнительного гидроцилиндра 5 зажима зубъев, которые обеспечивают вхождение в зацепление колец 3, 4 с демонтируемой косозубой шестерней 6, напрессованной на валу 7, т.е. ее зубьями 8. Гидроцилиндр 5 кинематически связан с корпусом основного гидроцилиндра 1 силового привода.
Съемник работает следующим образом. Гидроцилиндр 1 силового привода выставляется на основании 2 соосно валу 7, на котором напрессована подлежащая демонтажу косозубая шестерня 6. Затем в зацепление с зубьями 8 шестерни 6 вводятся оппозитно и соосно установленные друг другу кольца 3 и 4 с внутренними косыми зубьями. Кольца 3, 4 установлены с возможностью встречного осевого перемещения посредством гидроцилиндра 1 и дополнительного гидроцилиндра 5 зажима зубьев, которые обеспечивают вхождение в зацепление колец 3, 4, с зубьями 8 демонтируемой косозубой шестерни 6. При этом косые зубья кольца 3 за счет его осевого перемещения создают на зубьях 8 шестерни 6 усилие, разворачивающее ее в одну сторону, а зубья кольца 4 - в другую сторону - происходит зажим шестерни 6. После зажима шестерни 6 гидроцилиндр 1 силового привода демонтирует шестерню 6 без перекосов и заеданий с вала 7, поскольку все элементы съемника сосны валу 7.
Промышленная применимость съемника не вызывает сомнений, поскольку он может быть растиражирован в неограниченном количестве экземпляров с приминением традиционной технологии.
Класс B23P19/04 для соединения или разъединения деталей