петля для дверей, окон или т.п.
Классы МПК: | E05D7/00 Петли или шарниры особой конструкции |
Автор(ы): | НИССЕН Райнер (DE) |
Патентообладатель(и): | ДР.ХАН ГМБХ УНД КО.КГ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-05-31 публикация патента:
27.07.2010 |
Изобретение представляет собой петлю для дверей или окон. Петля содержит рамную петлевую часть, створочную петлевую часть, петлевой штырь, подшипниковую втулку и предохранительное кольцо. Петлевой штырь расположен в одной из петлевых частей и соединяет петлевые части с возможностью поворота вокруг оси шарнира. Петлевой штырь зафиксирован в петлевой части в направлении оси шарнира и включает в себя аксиальную упорную поверхность. Другая петлевая часть содержит аксиальную сопряженную упорную поверхность, расположенную на подшипниковой втулке или на предохранительном кольце. При закрытой створке аксиальные упорные поверхности фиксируют петлевой штырь в другой петлевой части в направлении оси шарнира. Достигается невозможность приподнятая створки в закрытом состоянии без затруднения монтажа в открытом состоянии. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Петля для дверей или окон с закрепляемой на раме рамной петлевой частью (2), с закрепляемой на створке створочной петлевой частью (1) и с входящим в рамную и створочную петлевые части (2, 1) и соединяющим петлевые части с возможностью поворота вокруг оси (S) шарнира петлевым штырем (3), который расположен в одной из петлевых частей (1) с фиксацией в направлении оси (S) шарнира и без возможности поворота, и который в области, входящей в другую петлевую часть (2), включает в себя аксиальную упорную поверхность (11), причем другая петлевая часть (2) включает в себя аксиальную сопряженную упорную поверхность (12), причем упорная поверхность (11) и сопряженная упорная поверхность (12) расположены таким образом, что они в положении петлевых частей (1, 2) относительно друг друга, которое соответствует их положению при закрытой створке, фиксируют петлевой штырь (3) в другой петлевой части (2) в направлении оси (S) шарнира, отличающаяся тем, что сопряженная упорная поверхность (12) предусмотрена на предусмотренной в продольной полости (4) подшипниковой втулке (5) для петлевого штыря (3) или на предусмотренном в продольной полости (4) предохранительном кольце (9).
2. Петля по п.1, отличающаяся тем, что петлевой штырь (3) на торцевом конце (6) входящей в другую петлевую часть (2) области имеет аксиальное продолжение (7) меньшего диаметра, к которому приформовано, по меньшей мере, одно радиально выступающее продолжение (8), которое образует упорную поверхность (11).
3. Петля по п.2, отличающаяся тем, что сопряженная упорная поверхность (12) образована направленным вовнутрь сопряженным продолжением (10), которое предусмотрено в принимающей область петлевого штыря продольной полости (4).
4. Петля по одному из пп.1-3, отличающаяся тем, что предусмотрено два расположенных противоположно друг другу радиально выступающих продолжения (8), а на другой петлевой части (2) - два радиально выступающих сопряженных продолжения (10).
5. Петля по п.1, отличающаяся тем, что одна петлевая часть является створочной петлевой частью (1), а другая петлевая часть является рамной петлевой частью (2).
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к петле для дверей, окон или т.п. с закрепляемой на раме рамной петлевой частью, с закрепляемой на створке створочной петлевой частью и с входящим в рамную и створочную петлевую части и соединяющим петлевые части с возможностью поворота вокруг оси шарнира петлевой штырь.
Такие шарниры известны в многочисленных вариантах выполнения. Чтобы облегчить монтаж створки, петлевой штырь чаще всего предварительно монтируется в одной из петлевых частей, часто в рамной петлевой части. После установки рамной петлевой части и створочной петлевой части на предусмотренных для этого местах рамы и створки можно затем навесить на петлевой штырь за счет надвигания рамной петлевой части предусмотренной для этого продольной выемкой и тем самым осуществить монтаж простым способом. Створка затем может сниматься в любом угловом положении относительно рамы, в котором рама не блокирует достаточно продольного смещения створки в направлении оси шарнира.
Такие петли всегда обеспечивают достаточную защиту против взлома вследствие снятия с петель створки в закрытом состоянии в том случае, если имеющаяся между створкой и рамой, если смотреть в направлении оси шарнира, ширина в свету меньше, чем таковая в другой части петли, в которой штырь петли может перемещаться в осевом направлении.
В современных конструкциях створок и рам с так называемым «перекрытием», т.е. таких, в которых створка прилегает снаружи к передней поверхности рамы, часто требуется большая ширина в свету между створкой и рамой, например, для того, чтобы создать больше возможностей для юстировки и тем самым, чтобы обращенные друг к другу края створки и рамы были лучше доступны даже в закрытом состоянии створок.
При этом существует проблема, что створка даже в закрытом состоянии может приподниматься.
Поэтому в основе изобретения лежит задача усовершенствования петли соответствующего типа в том отношении, чтобы закрытая створка независимо от ширины в свету между створкой и рамой не приподнималась и петлевой штырь не мог выдвинуться. Другой задачей изобретения является разработка требуемых для этого мероприятий так, чтобы не затруднялся монтаж и демонтаж створки в открытом состоянии.
Эта задача решается с помощью изобретения, воспроизведенного в пункте 1 формулы изобретения.
Благодаря тому, что петлевой штырь расположен в одной из петлевых частей с фиксацией в направлении оси шарнира и без возможности поворота, он не может, с одной стороны, вытягиваться из петлевой части в направлении оси шарнира, с другой стороны, при откидывании створки он совершает соответствующий углу откидывания поворот вокруг оси шарнира относительно другой петлевой части. Так как он в области, входящей в другую петлевую часть, включает в себя аксиальную упорную поверхность, которая при движении створки смещает свое положение на концентрическом, относительно оси шарнира, круге, другая часть шарнира включает в себя аксиальную сопряженную упорную поверхность, которая относительно упорной поверхности расположена таким образом, что она в положении петлевых частей относительно друг друга, которое соответствует ее положению при закрытой створке, находится, если смотреть в направлении оси шарнира, в перекрытии с упорной поверхностью.
При этом благодаря расположению и/или размерам упорной поверхности и сопряженной упорной поверхности может быть установлена область открытия, в которой должно быть возможным навешивание створки.
Навешивание створки в случае петли согласно изобретению не создает больших трудностей, чем в случае обычной петли, так как створку лишь в открытом положении нужно навешивать путем введения петлевого штыря в продольную полость другой петлевой части.
В особенно предпочтительном конструктивном варианте упорная поверхность образована радиально выступающим продолжением, которое предусмотрено на аксиальном продолжении меньшего диаметра, которое проходит от торцевого конца цапфы петли.
Другая петлевая часть в этом случае для образования сопряженной упорной поверхности имеет предпочтительно радиально направленное от внутренней боковой поверхности продольной полости вовнутрь сопряженное продолжение.
Сопряженное продолжение может быть сформировано непосредственно на продольной полости петлевой части. Предпочтительно, однако, если в продольной полости предусмотрена принимающая петлевой штырь подшипниковая втулка и сопряженное продолжение предусмотрено на подшипниковой втулке. В таком случае петлевая часть может затем экономично изготавливаться путем отделения прессованного профиля. Только подшипниковая втулка должна состоять из материала, который пригоден для того, чтобы принимать петлевой штырь в течение срока службы петли с возможностью вращения и, по существу, без зазора.
Далее сопряженное продолжение можно предусмотреть на отдельном, размещенном в направлении оси шарнира предохранительном кольце.
Силы фиксации, которые могла бы воспринимать соответствующая изобретению петля в закрытом состоянии створки, особенно велики в том случае, если на петлевом штыре предусмотрено два радиально выступающих продолжения, а в петлевой части - два радиально выступающих сопряженных продолжения. В принципе, действительно, силы фиксации тем больше, чем больше число воздействующих друг на друга продолжений, и сопряженных продолжений, и соединенных таким образом поверхностей, на которые действуют силы фиксации. Оказалось, однако, что расположение двух противолежащих друг другу продолжений является хорошим компромиссом между уровнем воспринимаемых сил фиксации и ограничением угловой области, не позволяющим навешивать или снимать даже открытую створку.
В особенно предпочтительном варианте выполнения одна петлевая часть представляет собой створочную петлевую часть, а другая петлевая часть - рамную петлевую часть; другими словами контрвыступы предусмотрены на рамной петлевой части.
На чертежах представлен пример выполнения соответствующей изобретению петли.
Фиг.1 схематически показан вид сверху петли в положении, соответствующем примерно углу открытия 45° не показанной в чертеже створки;
Фиг.2 - та же петля на виде сверху согласно фиг.1;
Фиг.3 - сечение X-X на фиг.1;
Фиг.4 - та же петля в таком же изображении, как и на фиг.4, однако в положении, соответствующем закрытой створке;
Фиг.5 - петля на виде сверху согласно фиг.4;
Фиг.6 - сечение X-X на фиг.4;
Фиг.7 - вид той же петли в положении, в котором угол открытия составляет примерно 15°, причем нижняя петлевая часть представлена частично заштрихованной.
Обозначенная на чертеже в целом позицией 100 петля включает в себя створочную часть 1 и рамную петлевую часть 2.
Створочная петлевая часть и рамная петлевая часть соединены друг с другом с возможностью поворота вокруг оси S шарнира посредством петлевого штыря 3. Для этого петлевой штырь 3 своей верхней, согласно чертежу, областью входит в предусмотренную в створочной петлевой части продольную полость (не показана) и зафиксирован в ней в направлении оси шарнира и без возможности проворота вокруг последней.
Нижняя, согласно чертежу, область петлевого штыря 3 входит в продольную полость 4 рамной петлевой части 2. Она - как можно увидеть на фиг.7 - окружена подшипниковой втулкой 5, которая состоит из материала или комбинации материалов, которые обеспечивают для срока службы петли, по существу, беззазорную посадку поворачивающегося в подшипниковой втулке 5 петлевого штыря 3.
Подшипниковая втулка 5 зафиксирована в продольной полости 4 цапфы петли в направлении оси S шарнира с помощью резьбы или - как в представленном примере выполнения - с помощью прессовой посадки.
На своем нижнем, согласно фиг.7, входящем в рамную петлевую часть 2 торцевом конце 6 петлевой штырь 3 имеет аксиальное продолжение 7, диаметр которого меньше диаметра петлевого штыря 3. На свободном конце аксиального продолжения 7 расположено со смещением на угол 180° два радиально выступающих продолжения 8.
Под подшипниковой втулкой 5 расположено предохранительное кольцо 9, внутренний и наружный диаметры которого соответствуют примерно внутреннему и наружному диаметрам подшипниковой втулки 5.
Как, в частности, следует из фиг.3, предохранительное кольцо 9 имеет расположенные со смещением на 180°, направленные во внутрь, радиально выступающие сопряженные продолжения. Расстояние между обоими обращенными друг к другу краями сопряженных продолжений незначительно больше, чем наружный диаметр аксиального продолжения 7.
Продолжения 8 образуют аксиальные упорные поверхности 11 петлевого штыря 3, которые взаимодействуют с образованными сопряженными продолжениями 10 сопряженными упорными поверхностями рамной петлевой части 2, если петлевой штырь находится в поворотном положении, в котором продолжения 8 и сопряженные продолжения 10 перекрываются, по меньшей мере частично, если смотреть в направлении оси S шарнира.
Предохранительное кольцо 9 через предусмотренную под подшипниковой втулкой 5 часть продольной полости 4 рамной петлевой части 2, которая снабжена внутренней резьбой, можно вставить в продольную полость 4. Для фиксации предохранительного кольца 9 в прижатом к нижнему краю подшипниковой втулки 5 и зафиксированном от поворота положении служит резьбовая втулка 13, которая вкручена во внутреннюю резьбу 14 нижней части 15 продольной полости 4.
Как можно увидеть на фиг.4-6, предохранительное кольцо 9 находится в угловом положении, в котором в случае закрытой створки полностью перекрываются упорные и сопряженные упорные поверхности 11, 12. Если теперь створка откроется на примерно 45° и створочная петлевая часть 1 будет относительно рамной петлевой части 2 приведена в положение, показанное на фиг.1-3, то упорные поверхности 11 больше не перекрываются сопряженными упорными поверхностями 12, и петлевой штырь 3 может вытягиваться из подшипниковой втулки 5 вверх в направлении оси S шарнира, согласно фиг.1.
Перечень ссылочных позиций
100 - петля,
1 - створочная петлевая часть,
2 - рамная петлевая часть,
3 - петлевой штырь,
4 - продольная полость,
5 - подшипниковая втулка,
6 - торцевой конец,
7 - аксиальное продолжение,
8 - радиальные положения,
9 - предохранительное кольцо,
10 - сопряженные продолжения,
11 - упорные поверхности,
12 - сопряженные упорные поверхности,
13 - резьбовая втулка,
14 - внутренняя резьба,
15 - нижняя часть,
S - ось шарнира.
Класс E05D7/00 Петли или шарниры особой конструкции