механизм поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины
Классы МПК: | F03B3/14 роторы с регулируемыми лопатками |
Автор(ы): | Салиенко Александр Евгеньевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ТЯЖМАШ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-12-31 публикация патента:
27.07.2010 |
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотно-лопастных гидротурбинах. В механизме поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины в многогранной крестовине на гранях сделаны наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами лопастей. Сопрягающиеся поверхности каждого паза и ползуна выполнены цилиндрическими, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим. Увеличивается жесткость конструкции поворотно-лопастной гидротурбины. 2 ил.
Формула изобретения
Механизм поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины, содержащий многогранную крестовину, на гранях которой находятся наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно соединенными с поворотными рычагами лопастей, отличающийся тем, что сопрягающиеся поверхности пазов и ползунов выполнены цилиндрическими, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в поворотно-лопастных гидротурбинах
Известен механизм поворота лопастей рабочего колеса гидромашины, содержащий многогранную крестовину, на гранях которой закреплены консольные направляющие, имеющие наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно соединенными с поворотными рычагами лопастей (а.с. СССР № 684152, кл. F03B 3/14, опубл. 05.09.79 г.).
Недостатком известного устройства является недостаточная жесткость конструкции, так как каждый паз с сопрягающимся ползуном выполнен прямоугольным, что увеличивает усадочные напряжения и уменьшает прочность деталей вследствие увеличения моментов сопротивления сечений.
Задачей изобретения является увеличение жесткости конструкции поворотно-лопастной гидротурбины.
Указанная задача достигается тем, что в механизме поворота лопастей рабочего колеса гидротурбины, в многогранной крестовине которой на гранях находятся наклонные пазы с расположенными в них ползунами, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами лопастей, каждый паз с сопрягающимся ползуном выполнен цилиндрическим, а шарнир, соединяющий ползун с поворотным рычагом лопастей, выполнен сферическим.
Изобретение поясняется чертежами, на фиг.1 которого изображен механизм поворота лопастей, на фиг.2 - вид А фиг 1.
Механизм поворота лопастей рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины содержит многогранную крестовину 1, на гранях 2 которой находятся наклонные пазы 3 с расположенными в них ползунами 4, шарнирно-соединенными с поворотными рычагами 5 (на чертеже не показаны) лопастей. При этом сопрягающиеся поверхности пазов 3 и ползунов 4 выполнены цилиндрическими. Поворотный рычаг 5 лопастей соединяется с ползунами через сферический шарнир 6.
Устройство работает следующим образом.
При поступательном движении крестовины 1 ползуны 4 перемещаются в пазах 3, расположенных на гранях 2 крестовины 1. Поворотные рычаги лопастей, шарнирно-соединенные с перемещающимися ползунами 4, поворачиваются, поворачивая при этом лопасти рабочего колеса поворотно-лопастной гидротурбины.
Использование изобретения позволяет уменьшить усадочные напряжения и увеличить прочность деталей вследствие увеличения моментов сопротивления сечений, что способствует увеличению жесткости конструкции.
Класс F03B3/14 роторы с регулируемыми лопатками