двухмагистральный клапан

Классы МПК:F16K17/26 работающие в обоих направлениях 
B60T15/58 для подачи управляющих импульсов через дублирующую воздушную магистраль 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Полтавский автоагрегатный завод" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-01-16
публикация патента:

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для использования в качестве перепускного клапана «ИЛИ» в пневматических тормозных системах дорожных транспортных средств. Двухмагистральний клапан содержит соединенные между собой корпус и крышку, выходной канал и плоский подвижный уплотнитель. Во внутренних цилиндрических выступах корпуса и крышки выполнены каналы управления. На торцах выступов расположены седла. Плоский подвижный уплотнитель расположен в промежутке между упомянутыми выступами корпуса и крышки с возможностью взаимодействия попеременно своими поверхностями с седлами. Уплотнитель выполнен по внешнему контуру с буртиками и дискретно расположенными на буртиках направляющими. Последние расположены перпендикулярно к плоским поверхностям уплотнителя и взаимодействуют с внешними боковыми поверхностями упомянутых выступов. Высота направляющих превышает размер промежутка между выступами корпуса и крышки. Изобретение направлено на упрощение узла управления воздушными потоками клапана, на улучшение его технологичности, на снижение металлоемкости и на повышение чувствительности срабатывания клапана. 3 ил. двухмагистральный клапан, патент № 2396475

двухмагистральный клапан, патент № 2396475 двухмагистральный клапан, патент № 2396475 двухмагистральный клапан, патент № 2396475

Формула изобретения

Двухмагистральний клапан, содержащий соединенные между собой корпус и крышку, выполненные с каналами управления во внутренних цилиндрических выступах корпуса и крышки, оснащенных седлами на торцах, выходной канал, плоский подвижный уплотнитель, размещенный в промежутке между упомянутыми выступами корпуса и крышки с возможностью взаимодействия попеременно своими поверхностями с седлами, отличающийся тем, что уплотнитель выполнен по внешнему контуру с буртиками и дискретно расположенными на последних направляющими, перпендикулярными к плоским поверхностям уплотнителя и взаимодействующими с внешними боковыми поверхностями упомянутых выступов, при этом высота направляющих превышает размер промежутка между выступами корпуса и крышки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к перепускным клапанам «ИЛИ» пневматических систем и может быть использовано в пневматических тормозных системах дорожных транспортных средств.

Известен двухмагистральный клапан (см. «Автомобили КАМАЗ. Техническое обслуживание и ремонт.» 2-е изд., «Транспорт», М., 1987 г., стр.248-249). Он состоит из корпуса и крышки с каналами управления и седлами на торцах, плоского уплотнителя, расположенного в зазоре между указанными выше седлами во внутренней полости, образованной корпусом и крышкой и сообщенной выходным каналом с потребителем. В крышке выполнены ребра, направляющие плоский уплотнитель при его перемещении. Ребра образуют окна по периметру боковой поверхности для прохода воздуха.

Недостатками прототипа является сложность и нетехнологичность конструкции, вытекающая из выполнения направляющей уплотнитель поверхности в виде отдельных ребер, что усложняет механическую обработку последних (расточку) и получение качественной поверхности. Наличие ребер усложняет обработку седла вокруг управляющего канала, которое в известной конструкции крышки находится в значительном заглублении.

Кроме того, на направляющих уплотнитель поверхностях, в особенности на гранях их перехода в окна для прохода воздуха, при механической обработке образуется значительная шероховатость, противодействующая перемещению уплотнителя, вызывающая его перекос. Поэтому при подаче потока незначительной интенсивности, т.е. малых значениях давления, происходит перетекание воздуха по упомянутым окнам, главным образом в противоположный канал управления. Перемещение уплотнителя с герметизацией противоположного канала управления происходит только при условии образования более интенсивного потока воздуха, что свидетельствует об относительно низкой чувствительности аппарата.

В основу изобретения положена задача упрощения конструкции устройства, улучшения его технологичности и повышения чувствительности к срабатыванию путем замены некоторых признаков и связей между ними новыми.

Поставленная задача решается следующим образом.

Двухмагистральный клапан состоит из корпуса и крышки, соединенных между собой, с каналами управления и выходным каналом. Каналы управления выполнены в цилиндрических выступах корпуса и крышки, снабженных седлами на торцах и расположенных во внутренней полости устройства. Между выступами с каналами управления расположен плоский подвижный уплотнитель, взаимодействующий попеременно с седлами каналов. Уплотнитель по наружному контуру выполнен с двумя буртиками, перпендикулярными к его плоским поверхностям и выступающими за них так, что могут охватывать боковые поверхности цилиндрических выступов с каналами управления. На буртиках дискретно расположенными выполнены направляющие уплотнителя, взаимодействующие с боковыми поверхностями упомянутых выступов. Высота направляющих превышает размер промежутка между седлами каналов управления.

Такая конструкция за счет переноса направляющих на уплотнитель позволяет упростить устройство исключением необходимости в направляющих ребрах на крышке, чем улучшить условия механобработки, обеспечив более удобный доступ к седлу и выступу с каналом управления в крышке взаимодействующего с буртиками и направляющими уплотнителя, для обеспечения соответствующей чистоты их поверхностей. Кроме того, упрощается отливка крышки, уменьшается металлоемкость устройства в целом.

Наличие буртиков и направляющих, контактирующих с боковыми поверхностями выступов с каналами управления, исключает перекос и обтекание уплотнителя, т.к. обеспечивает за счет некоей каркасности последнего требуемую ориентацию по отношению к седлам, чем достигается надежное срабатывание устройства и уменьшение давления отрыва от седел, т.е. увеличение чувствительности.

Кроме того, взаимодействие буртиков и направляющих по ходовой посадке с боковыми поверхностями выступов каналов управления сопровождается явлением полирования металлических поверхностей, что в процессе работы устройства повышает его чувствительность к срабатыванию.

На фиг.1 изображен двухмагистральный клапан в разрезе при загерметизированном канале управления в крышке давлением со стороны канала управления в корпусе.

На фиг.2, 3 - вид уплотнителя сверху и в разрезе соответственно.

Двухмагистральный клапан (см. фиг.1) состоит из корпуса 1 и крышки 2, имеющих выходной канал 3, каналы управления 4 и 5 (в крышке 2). Корпус 1 имеет внутренний выступ 6, а крышка 2 - выступ 7. Выступы 6, 7 с каналами 4, 5 снабжены соответственно седлами 8, 9, выполненными на торцах выступов 6, 7 и взаимодействующими с уплотнителем 10, размещенным в промежутке 11 между выступами 6, 7 и снабженным направляющими 12, взаимодействующими с внешними боковыми поверхностями выступов 6, 7. Уплотнитель 10 с обеих сторон содержит по внешнему контуру буртики 13 (см. фиг.2, 3), на которых дискретно расположены направляющие 12, плотно прилегающие к боковым поверхностям выступов 6, 7 при взаимодействии уплотнителя 10 с седлами 8, 9. Для обеспечения постоянного контакта направляющих 12 с боковыми поверхностями выступов 6, 7 высота их превышает высоту промежутка 11.

Работает двухмагистральний клапан следующим образом.

Сжатый воздух подается в один из каналов управления корпуса 1, например в канал 4. При подаче потока незначительной интенсивности происходит рост давления под уплотнителем 10, т.к. взаимодействие одного из буртиков 13 с боковой поверхностью выступа 6 и направляющих 12 с боковыми поверхностями 6, 7 препятствует обтеканию уплотнителя 10, исключая его перекос или боковое смещение. При достижении давления, достаточного для отрыва от седла 8, уплотнитель 10 перемещается на направляющих 12, скользящих по внешним боковым поверхностям выступов 6, 7, плотно прижимается своей поверхностью к седлу 9, герметизируя канал 5, а буртик 13 входит в контакт с боковой поверхностью выступа 7. Сжатый воздух из канала управления 4 через промежутки между направляющими 12 поступает в выходной канал 3.

В случае подачи сжатого воздуха в противоположный канал управления 5 под большим давлением, чем в канале управления 4, уплотнитель 10 на направляющих 12 перемещается в сторону канала управления 4 и герметизирует его по седлу 8 на выступе 6, сообщая канал управления 5 с выходным каналом 3.

Заявителем испытан опытный образец устройства, результаты соответствуют изложенным в описании.

Наверх