мехатронный подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
F16C17/24 с устройствами, чувствительными к возникновению ненормальных или нежелательных условий, например для предупреждения перегрева, для обеспечения безопасности 
F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
G01M13/04 испытание подшипников 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет" (ОрелГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-05-18
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла. Подшипник скольжения содержит корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. При этом в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод. Корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством. Изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. При достижении износа антифрикционного слоя втулки предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода, после нарушении сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на контрольном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения. Технический результат: повышение надежности системы "ротор - опоры" и уменьшение затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения. 1 ил.

мехатронный подшипник скольжения, патент № 2398142

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, отличающийся тем, что в слое антифрикционного материала расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством, причем изолированная часть провода выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла.

Известен подшипник скольжения [1], который является наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащий корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала. В таком подшипнике повышение работоспособности достигается за счет того, что прочность и жесткость втулки подшипника скольжения определяется свойствами стали, а параметры трения за счет тонкого слоя антифрикционного материала.

Недостатком данной опоры является то, что в процессе работы слой антифрикционного материала неизбежно изнашивается под действием сил сухого трения в моменты пуска и останова ротора и переменных гидродинамических сил на основном режиме работы. После изнашивания антифрикционного слоя поверхность вала начинает изнашиваться из-за контакта с более твердой, чем антифрикционный материал, поверхностью основы биметаллической втулки, выполняемой, как правило, из стали. При несвоевременном контроле данного процесса случается ситуация, когда цапфа вала не подлежит восстановлению и приходится вместе с втулкой подшипника скольжения заменять вал, что приводит к существенному увеличению затрат на эксплуатацию всей машины в целом.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении надежности системы "ротор - опоры" и уменьшении затрат в процессе эксплуатации путем контроля величины износа рабочей поверхности втулки подшипника скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем корпус и размещенную в нем втулку из биметаллического материала, в отличие от прототипа в слое антифрикционного материла втулки расположен изолированный провод, а корпус снабжен элементом электрического питания, соединенным с изолированным проводом и сигнальным устройством.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен мехатронный подшипник скольжения.

Мехатронный подшипник скольжения состоит из корпуса 1, в котором установлена втулка из биметаллического материала 2, в которой закреплен изолированный провод 3, причем его изолированная часть выступает в слое антифрикционного материала втулки на величину, равную предельному износу. В корпусе располагается элемент электрического питания 4, который соединен с проводом и сигнальным устройством 5, например светодиодом. В подшипнике скольжения вращается вал 6.

Устройство работает следующим образом: элемент электрического питания 4, установленный в корпусе 1, пропускает ток через заизолированный провод 3 и питает светодиод 5; при достижении износа антифрикционного слоя биметаллической втулки 2 предельной величины происходит интенсивный износ изоляции провода 3, после нарушения сплошности которой произойдет уменьшение силы тока в цепи и, соответственно, произойдет реакция в сигнальном устройстве, например уменьшение силы света в световом диоде. Уменьшение силы света на сигнальном устройстве свидетельствует о том, что необходимо произвести замену втулки подшипника скольжения.

Предельная величина износа устанавливается на основании теоретических расчетов и результатов экспериментальных исследований, что, в свою очередь, определяет глубину залегания заизолированного провода в стальной части биметаллической втулки подшипника скольжения.

Данное изобретение позволяет значительно уменьшить риск возникновения внезапного отказа системы «ротор - опоры», тем самым повышая ее надежность за счет контроля параметров износа, и снизить затраты на эксплуатацию всей машины в целом.

Источники информации

1. ГОСТ 24832-81 Втулки биметаллические и вкладыши толстостенные биметаллические подшипников скольжения. Типы и основные размеры. (Прототип)

2. ГОСТ 28813-90 Подшипники скольжения. Металлические многослойные материалы для тонкостенных подшипников скольжения.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)

Класс F16C17/24 с устройствами, чувствительными к возникновению ненормальных или нежелательных условий, например для предупреждения перегрева, для обеспечения безопасности 

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

Класс G01M13/04 испытание подшипников 

система и способ для определения состояния подшипника -  патент 2529644 (27.09.2014)
способ обнаружения структурного дефекта в механическом узле, содержащем вращающийся элемент -  патент 2527673 (10.09.2014)
модуль подшипника с сенсорным устройством -  патент 2526319 (20.08.2014)
способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации -  патент 2514119 (27.04.2014)
способ и система контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы -  патент 2512610 (10.04.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
способ входного контроля подшипников -  патент 2495393 (10.10.2013)
Наверх