устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде
Классы МПК: | B64D47/04 осветительные устройства с направленным вперед лучом |
Автор(ы): | Гитис Абрам Ильич (RU), Шумайлов Александр Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое Акционерное общество Таганрогский Авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-09-07 публикация патента:
20.09.2010 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к гидросамолетам. Устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде содержит установленный на штанге поисково-осветительный прожектор, поступательные электромеханизмы и связанные с ними элементы проводки управления открытием-закрытием створок и выпуском-уборкой прожектора. Корпуса электромеханизмов выполнены с возможностью отсоединения от элементов проводки при их отказе. Указанные корпуса снабжены жестко закрепленными на них хомутами с отверстиями, посредством которых они могут быть прикреплены к кронштейну, закрепленному на корпусе самолета - для электромеханизма открытия-закрытия створок, или к кронштейну, закрепленному на штанге прожектора, находящейся в убранном положении,- для электромеханизма выпуска и уборки прожектора. Достигается упрощение технологии ремонтных работ, а также упрощение конструкции устройства. 3 ил.
Формула изобретения
Устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде, содержащее поисково-осветительный прожектор, установленный на штанге, поступательные электромеханизмы и связанные с ними элементы проводки управления открытием-закрытием створки и выпуском-уборкой прожектора, стопорные шпильки, фиксатор закрытого положения створки, упор убранного положения штанги прожектора, отличающееся тем, что корпуса поступательных электромеханизмов, отсоединяемых от элементов проводки при их отказе, снабжены жестко закрепленными на них хомутами с отверстиями для крепления к кронштейну, закрепленному на корпусе самолета - для электромеханизма открытия-закрытия створок, или к кронштейну, закрепленному на штанге прожектора, находящейся в убранном положении - для электромеханизма выпуска и уборки прожектора.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к гидросамолетам и самолетам-амфибиям, выполняющим поисково-спасательные работы на воде, а также может быть использовано на других видах техники.
Известно устройство, установленное в прозрачных блистерах, снабженное механизмом поворота прожектора (а.в. SU 1762610).
Известно также выдвижное устройство, установленное в аварийном люке летательного аппарата, выдвигающееся с помощью гидро (пневмо) цилиндра и управляемое вручную оператором (а.в. SU 1713851).
Наиболее близким техническим решением является устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде, используемое на самолете-амфибии Бе-200 при выполнении поисково-спасательных работ (Руководство по технической эксплуатации самолета Бе-200, раздел 033).
Это устройство предназначено для открытия-закрытия створок ниши и выпуска-уборки штанги с закрепленным на ней прожектором, снабженным встроенными электрическими устройствами поворота в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Управление выпуском-уборкой осуществляется от переключателя, а управление перемещением светового луча - от стационарного пульта в кабине пилотов или от вспомогательного пульта.
Приводами управления открытием-закрытием створок ниши и выпуском-уборкой прожектора служат поступательные электромеханизмы. При отказе любого из электромеханизмов в положениях, соответствующих открытым створкам или выпущенному прожектору, исключается возможность взлета с воды. В этом случае один из членов экипажа через люк, предназначенный для аварийного покидания или технического обслуживания, должен выйти на верхнюю поверхность лодки (палубу), например, самолета-амфибии, произвести уборку прожектора и закрытие створок ниши вручную, без применения вспомогательных приспособлений и инструментов. При этом он должен отсоединить шарнир регулируемого наконечника выходного звена поступательного электромеханизма от качалки путем снятия быстросъемной стопорной шпильки, соединяющей их, повернуть поступательный электромеханизм в аварийное (отказное) положение относительно неснятого болта и застопорить снятой стопорной шпилькой с кронштейном качалки в предусмотренное для этого случая специальное отверстие. Если электромеханизм отказал и зафиксирован в отказном положении, то элементы проводки створок ниши или штанги прожектора фиксируются в убранном положении створок или убранном положении прожектора специальными фиксаторами, установленными на кронштейнах качалок.
Недостатками такого решения являются:
- невозможность закрепления поступательного электромеханизма, отказавшего в любом промежуточном положении его выходного звена, отличного от положения, соответствующего полностью открытым створкам или выпущенному прожектору, и необходимость в небезопасных условиях качки и воздействия ветра демонтировать электромеханизмы с применением инструментов (плоскогубцы, гаечный ключ, молоток), находясь на верхней поверхности лодки;
- наличие излишнего фиксатора стопорения механизма поворота штанги с прожектором в убранном положении.
Задачей настоящего изобретения является повышение эксплуатационной технологичности и безопасности выполнения необходимых работ при отказе электромеханизмов путем обеспечения возможности фиксации отказавших электромеханизмов в любом положении их выходных звеньев после поворота их в отказное положение, а также снижение массы и трудоемкости изготовления за счет исключения фиксатора элементов выпуска-уборки прожектора в убранном положении, после установки его электромеханизма в отказное положение.
Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для выполнения поисково-осветительных работ на воде, содержащем поисково-осветительный прожектор, установленный на штанге, поступательные электромеханизмы и связанные с ними элементы проводки управления открытием-закрытием створок ниши и выпуском-уборкой прожектора, стопорные шпильки, фиксатор закрытого положения створок ниши, упор убранного положения штанги прожектора, корпуса поступательных электромеханизмов снабжены жестко закрепленными на них хомутами с отверстиями для крепления отсоединенных от элементов проводки электромеханизмов при их отказе к кронштейну, закрепленному на корпусе самолета - для механизма открытия-закрытия створок ниши, или к кронштейну, закрепленному на штанге прожектора, находящейся в убранном положении - для электромеханизма выпуска и уборки прожектора.
В сравнении с прототипом заявляемое устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими изобретениями в данной области техники не выявило в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии его критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.
Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:
- на фиг.1 показана кинематическая схема устройства для выполнения поисково-осветительных работ на воде;
- на фиг.2 показан вид А элементов проводки выпуска-уборки прожектора со штангой;
- да фиг.3 показан вид Б элементов проводки открытия-закрытия створки ниши.
Устройство для выполнения поисково-осветительных работ на воде включает штангу 1 с прожектором 2, шарнирно закрепленную на корпусе 3 самолета-амфибии. Прожектор 2 снабжен встроенным устройством для перемещения светового луча в вертикальной и горизонтальной плоскостях и жестко закреплен на штанге 1, на которой закреплен кронштейн 4 с отверстием для крепления, в случае отказа электромеханизма 5 в любом положении штанги 1 с прожектором 2, с хомутом 6, жестко закрепленным на корпусе поступательного электромеханизма 5, шарнирно закрепленного на кронштейне 7 и шарнирно соединенного стопорной шпилькой 8 с одним из плеч качалки 9, второе плечо которой совместно с тягой 10 образуют кинематический замок выпущенного положения штанга 1. Штанга 1 в убранном положении опирается на упор 11, расположенный в нише зализов крыла.
Створка 12 с помощью элементов проводки, состоящих из тяг 13 и 14, качалок 15 и 16, тяг 17 и 18, соединена с двумя плечами четырехплечей качалки 19. К третьему плечу качалки 19 с помощью стопорной шпильки 20 подсоединен поступательный электромеханизм 21, шарнирно закрепленный на кронштейне 22.
На корпусе 3 самолета закреплен кронштейн 23 с отверстием для крепления в случае отказа электромеханизма 21 за жестко закрепленный на его корпусе хомут 24 в открытом или промежуточном положениях створки 12. На четвертом плече качалки 19 установлен фиксатор 25 для стопорения элементов проводки с кронштейном 26 в положении, соответствующем закрытой створке 12, при отказе электромеханизма 21.
Работа устройства для выполнения поисково-осветительных работ на воде заключается в открытии створки 12 и последующем выпуске штанги 1 с прожектором 2 по управляющему сигналу от экипажа, а также в уборке прожектора 2 и закрытии створки 12.
В случае отказа любого из электромеханизмов 5 или 21 при нахождении самолета на плаву для обеспечения возможности взлета жестко закрепленные на корпусах электромеханизмов 5 и 21 хомуты 6 и 24 с отверстиями обеспечивают постоянство расстояния от шарнира крепления с кронштейном до отверстий в хомутах 6 и 24 при любых ходах выходных звеньев электромеханизмов 5 и 21, что позволяет стопорить любой из них в отказном положении при любых положениях их выходных звеньев на момент отказа. При этом один из членов экипажа вручную отстыковывает любой из отказавших электромеханизмов 5 или 21 от качалок 9 или 19 снятием стопорных шпилек 8 или 20, поворачивает в отказное положение и пристыковывает одной из этих же стопорных шпилек 8 или 20 к кронштейну 23 или к кронштейну 4 на штанге 1 после ее уборки до упора 11, предназначенного для разгрузки электромеханизма 5 от часто встречающихся значительных положительных перегрузок в походном (штатном), а также и в отказном положениях. В этом случае электромеханизм 5 с хомутом 6 выполняют роль подкоса, удерживающего штангу 1 с прожектором 2 от перемещения под действием редко встречающихся отрицательных перегрузок (более единицы по абсолютной величине), приводящих к перемещению штанги 1 с прожектором 2 вверх.
Таким образом, предложенное устройство обеспечивает возможность взлета с воды, например, самолета-амфибии при отказе электромеханизма, без применения экипажем инструментов и других средств в сложных условиях волнения, и повышает безопасность выполнения необходимых работ при отказе электромеханизма, а также позволяет исключить фиксатор элементов проводки управления выпуском-уборкой штанги с прожектором.