демпфер крутильных колебаний малой жесткости с возможностью регулирования момента трения
Классы МПК: | F16F15/123 витые пружины F16D3/14 комбинированные с фрикционными муфтами для амортизации толчков или поглощения вибраций F16D3/66 изготовленными из металла, например в форме спирали F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) |
Автор(ы): | Тверсков Борис Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-05-20 публикация патента:
20.09.2010 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Демпфер состоит из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины и многодискового фрикциона. Центральная винтовая пружина крепится одним концом к корпусу, а другим - к фланцу внутренней ступицы. Фрикцион состоит из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы. Центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона. Достигается уменьшение амплитуды колебаний передаваемого момента. 2 ил.
Формула изобретения
Демпфер крутильных колебании малой жесткости с возможностью регулирования момента трения, состоящий из корпуса, наружной и внутренней ступиц, центральной винтовой пружины, которая крепится одним концом к корпусу, другим - к фланцу внутренней ступицы, а для гашения колебаний установлен многодисковый фрикцион, состоящий из дисков с наружными шлицами и дисков с внутренними шлицами, между которыми установлены фрикционные шайбы, отличающийся тем, что центральная винтовая пружина служит одновременно для передачи крутящего момента двигателя и сжатия дисков фрикциона.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается демпферов крутильных колебаний для тяжелых автомобилей и тягачей, двигатели которых при пуске не отсоединяются от согласующего редуктора гидротрансформатора.
Известен упругофрикционный демпфер крутильных колебаний (Автомобиль МАЗ-537. - М.: Воениздат, 1971, рис.88, с.174), содержащий наружную обойму с фрикционными накладками, взаимодействующими с подпружиненными фрикционными колодками, внутреннюю обойму с вырезами, в которых тангенциально установлены пружины, обеспечивающие упругость демпфера.
Известен также демпфер крутильных колебаний (Юрковский И.М. и Толпыгин В.А. Автомобиль КАМАЗ. Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. - М.: ДОСААФ, 1975, рис.78, стр.150), содержащий упругий элемент, снижающий колебания передаваемого момента, и элемент трения, гасящий колебания при резонансах.
Недостатком указанных демпферов является их высокая окружная жесткость и, как результат, большие динамические нагрузки на деталях трансмиссии, приводящие к износу (питингу) зубьев шестерен агрегатов трансмиссии. Относительный угол поворота деталей до соприкосновения витков передающих крутящий момент тангенциально установленных пружин в существующих демпферах составляет 2 5°. Получить большой угол пружины не позволяют.
Для снижения жесткости демпфера предлагается устанавливать в нем центральную винтовую пружину, выполненную из прутка прямоугольного или круглого сечения. Угол закрутки такой пружины в десятки раз превышает угол относительного поворота деталей демпфера с тангенциально расположенными пружинами, что позволит соответственно уменьшить амплитуды колебания передаваемого момента. Для гашения колебаний в демпфере установлен многодисковый фрикцион.
На фиг.1 и 2 изображен предлагаемый демпфер крутильных колебаний, который состоит из корпуса 1, центральной винтовой пружины 2, ступицы наружной 3, ступицы внутренней 4, гайки 5, дисков 6 и 7, фрикционных шайб 8 многодискового фрикциона, пластин 9, болтов 10 и 11.
Центральная винтовая пружина 2 крепится с одной стороны к корпусу 1, с другой - к фланцу внутренней ступицы 3. Один конец пружины при закручивании болтов 10 пластиной 9 плотно прижимается в пазу корпуса 1. Другой конец таким же образом удерживается в пазу ступицы 3. Наружная и внутренняя ступицы соединены шлицами. Болтами 11 демпфер крепится к фланцу установленного на входном валу редуктора трансмиссии.
Центральная винтовая пружина устанавливается так, чтобы при передаче крутящего момента двигателя пружина закручивалась.
Служащий для гашения крутильных колебаний многодисковый фрикцион состоит из дисков 6 с наружными шлицами и дисков 7 с внутренними шлицами, а также фрикционных шайб 8, установленных между ними. Диски с наружными шлицами соединяются с шлицами на корпусе 1, диски с внутренними шлицами соединены с шлицами на внутренней ступице 4. При сборке демпфера диски с внутренними и наружными шлицами чередуются, и между ними устанавливаются фрикционные шайбы 8.
При закручивании гайки 5 пакет дисков сжимается той же пружиной, которая передает крутящий момент двигателя. Таким образом, одна пружина служит и для передачи крутящего момента двигателя и для создания момента трения. Гайкой 9 момент трения фрикциона может регулироваться без разборки демпфера. Собранный демпфер балансируется и болтами 11 крепится к фланцу на валу трансмиссии.
Демпфер работает следующим образом.
Крутящий момент двигателя через торсион подводится к внутренней ступице 4, а далее, к наружной ступице 3 демпфера. С наружной ступицей соединена пружина 2, которая передает крутящий момент на корпус 1, соединенный с фланцем на валу трансмиссии. Нагруженная крутящим моментом двигателя центральная винтовая пружина 2 закручивается, сжатые ею диски 6 и 7, а также фрикционные шайбы 8 поворачиваются относительно друг друга, создавая момент трения, который гасит крутильные колебания трансмиссии при резонансах.
Класс F16F15/123 витые пружины
Класс F16D3/14 комбинированные с фрикционными муфтами для амортизации толчков или поглощения вибраций
Класс F16D3/66 изготовленными из металла, например в форме спирали
Класс F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления)