способ определения скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью
Классы МПК: | G01P3/64 приборы, выполняющие измерения путем определения времени, необходимого для прохождения заданного расстояния |
Автор(ы): | Мазур Владимир Викторович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Братский государственный университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-08 публикация патента:
20.09.2010 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к испытаниям автотранспортных средств. Технический результат изобретения заключается в обеспечении возможности определения средней скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью, а также тарирования прибора для измерения скорости, входящего в конструкцию стенда с беговыми барабанами. Определение скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью заключается в измерении пройденного по барабанам пути в течение заданного времени, отсчитываемого автоматически отключающимся секундомером, при этом путь по барабанам определяется как произведение числа оборотов барабана, которое отсчитывается с помощью кулачкового прерывателя электрических контактов и счетчика электрических импульсов, на длину окружности принятого нулевого уровня микропрофиля в зависимости от формы устанавливаемых на барабаны неровностей, высоты выступов и глубины впадин.
Формула изобретения
Способ определения скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью, заключающийся в измерении пройденного по барабанам пути в течение заданного времени, отсчитываемого автоматически отключающимся секундомером, отличающийся тем, что путь по барабанам определяется как произведение числа оборотов барабана, которое отсчитывается с помощью кулачкового прерывателя электрических контактов и счетчика электрических импульсов, на длину окружности принятого нулевого уровня микропрофиля в зависимости от формы устанавливаемых на барабаны неровностей, высоты выступов и глубины впадин.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к испытаниям автотранспортных средств.
В качестве прибора для измерения скорости на диагностических стендах с беговыми барабанами, которые выпускаются промышленностью, обычно служит вольтметр, тарированный, как правило, в километрах в час [1]. Сигнал на прибор для измерения скорости поступает с тахогенератора, установленного на оси беговых барабанов, приводимых во вращение от ведущих колес автомобиля.
Тарирование прибора осуществляется в результате измерения пути автомобиля, пройденного по барабанам, за определенный заданный промежуток времени. Время отсчитывается автоматическим секундомером, который по истечении отключает счетчик оборотов колеса автомобиля. Сигнал на счетчик оборотов поступает с датчика, представляющего собой кулачковый прерыватель контактов и закрепленного на оси одного из ведущих колес. В этом случае путь по барабанам стенда определяется как произведение суммарного числа оборотов ведущего колеса автомобиля и длины окружности автомобильной шины. В свою очередь, длина окружности рассчитывается по известной формуле как произведение динамического радиуса шины на 2 .
Указанный известный способ верен только для барабанов без неровностей микропрофиля поверхности. Кроме того, рассмотренная методика применяется не только для тарирования прибора, но и для прямого определения скорости автомобиля по барабанам стенда при научных экспериментах, направленных на определение параметров эксплуатационных свойств.
Для оценки параметров плавности хода и влияния колебаний на эксплуатационные свойства автомобиля на беговые барабаны устанавливаются неровности различных размеров и формы [2, 3], чаще всего гармонического профиля. В этом случае приведенная выше методика не позволит определить или уточнить скорость автомобиля по барабанам, так как при колебаниях динамический радиус автомобильных шин будет изменяться. Также произведение динамического радиуса на 2 будет определять не путь автомобиля по неровной дороге при каждом обороте колеса, а периметр неровной дорожной поверхности. Кроме того, текущее значение скорости автомобиля будет также меняться в зависимости от интенсивности его колебаний, что может привести к повреждению стрелочного прибора-вольтметра для измерения скорости.
Технический результат изобретения заключается в обеспечении возможности определения или уточнения средней скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью, а также тарирования прибора для измерения скорости, входящего в конструкцию стенда с беговыми барабанами.
Технический результат достигается тем, что определение скорости движения автомобиля на стенде по барабанам с неровной поверхностью, заключается в измерении пройденного по барабанам пути в течение заданного времени, отсчитываемого автоматически отключающимся секундомером, при этом путь по барабанам определяется как произведение числа оборотов барабана, которое отсчитывается с помощью кулачкового прерывателя электрических контактов и счетчика электрических импульсов, на длину окружности принятого нулевого уровня микропрофиля в зависимости от формы устанавливаемых на барабаны неровностей, высоты выступов и глубины впадин.
Сущность изобретения поясняется следующим образом.
Кулачковый прерыватель электрических контактов устанавливается на одной оси с беговыми барабанами с неровным микропрофилем поверхности. Импульсные сигналы при каждом обороте барабанов с прерывателя поступают на счетчик оборотов барабанов, расположенный на пульте управления стендом. В этом случае путь, пройденный автомобилем по барабанам, будет определяться как произведение суммарного числа оборотов барабанов на путь, пройденный по барабанам при одном их обороте. В свою очередь, путь по барабанам при одном обороте необходимо рассчитывать как произведение 2 на радиус окружности нулевого уровня, определяемого для барабанов так же, как и для соответствующей горизонтальной дорожной поверхности при ходовых испытаниях - по высоте неровностей и глубине впадин. Средняя скорость автомобиля по барабанам стенда будет определяться как отношение пути ко времени, отсчитанному автоматическим секундомером.
Тарирование прибора-вольтметра или комплекса аппаратуры для регистрации изменяющейся при колебаниях скорости автомобиля необходимо осуществлять на барабанах со снятыми неровностями и имеющими радиус, равный радиусу окружности нулевого уровня микропрофиля, или учитывать зависимость линейной скорости автомобиля от радиуса барабана, используя известные в механике формулы.
Источники информации
1. Енаев А.А., Мазур В.В., Слепенко Е.А., Желтышев А.В., Курилов Д.Ф. Автомобили. Теория эксплуатационных свойств / Лабораторный практикум. - Братск: ГОУ ВПО "БрГУ", 2005. - 157 с.
2. Федотов А.И., Зарщиков A.M. Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей: Учебное пособие. Иркутск. 2007. 334 с. Ил. 198. Табл.5. Библиогр.: 15 назв.
3. Плавность хода грузовых автомобилей Н.Н.Яценко, O.K.Прутчиков. - М.: Машиностроение, 1968.
Класс G01P3/64 приборы, выполняющие измерения путем определения времени, необходимого для прохождения заданного расстояния