способ получения пластичных смазок
Классы МПК: | C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам C10M125/28 стекло C10M145/08 виниловые эфиры насыщенной карбоновой или угольной кислоты C10M117/02 имеющей только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом |
Автор(ы): | Колесников Владимир Иванович (RU), Сычев Александр Павлович (RU), Лапицкий Александр Валентинович (RU), Колесников Игорь Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-23 публикация патента:
27.09.2010 |
Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др. целей. Сущность: жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в минуту в течение 10-40 минут при комнатной температуре. Затем в реактор при работающей мешалке добавляют продукт переработки нефти, мыло жирных кислот и наполнитель и дополнительно перемешивают в течение 5-25 минут. Полученная смазка содержит в мас.ч.: продукт переработки нефти 10-70, модифицированное жидкое стекло 5-35, мыло 5-20, наполнитель 3-25. Технический результат - улучшение антифрикционных свойств пластичных смазок в условиях высоких нагрузок и повышение их адгезии к металлу. 2 табл.
Формула изобретения
Способ получения пластичных смазок на основе продуктов нефтепереработки, содержащих жидкое стекло, мыла на основе жирных кислот и щелочных металлов, а также наполнитель, отличающийся тем, что жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в мин в течение 10-40 мин при комнатной температуре с последующим добавлением в реактор остальных компонентов при работающей мешалке и дополнительного перемешивания в течение 5÷25 мин, при этом пластичная смазка содержит, мас.ч.:
продукт переработки нефти | 10-70 |
модифицированное жидкое стекло | 5-35 |
мыло | 5-20 |
наполнитель | 3-25 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области создания смазочных составов, используемых в железнодорожном транспорте для снижения бокового износа рельсовых путей, гребней колес вагонов и локомотивов, а также в качестве защитных средств узлов качения колесных и гусеничных транспортных средств и др. целей.
Большинство известных способов получения смазок для указанных целей сводится к использованию различных минеральных смазок, содержащих в качестве добавок мыла, противоизносные наполнители и др. ингредиенты.
Противоизносная эффективность во многих случаях достигается за счет введения синтетического дисульфида молибдена (MoS 2). См., например, патент RU 2204584(13) С1, а также патент RU 2200184(13) С2.
Однако синтетический MoS 2 достаточно дорогой и дефицитный продукт и, кроме того, выпадающий в осадок из-за большого удельного веса.
Ближайшим прототипом заявляемого изобретения является смазка и способ ее получения, которая представляет собой смесь продукта переработки нефти - Трансол-200, включающая гидратирование кальциевое мыло на основе жирных кислот, жидкое мыло и наполнитель графит (см. RU 2067110(13) С1). Введение дешевого жидкого стекла в состав смазки улучшает ее антифрикционные свойства при удельной нагрузке в контакте свыше 2000 МПа и одновременно исключает в значительной степени необходимость применения дорогостоящих компонентов.
В то же время известно, что жидкое стекло в атмосферных условиях нестабильный продукт как при хранении, так и в составе смазки, а содержащая его смазка имеет низкую адгезию к металлу рельса.
Целью заявляемого изобретения является способ получения, позволяющий улучшить антифрикционные свойства пластичных смазок в условиях высоких нагрузок и повышающий их адгезию к металлу.
Поставленная цель достигается тем, что жидкое стекло (А) предварительно подвергают химической модификации кремнефтористым калием (Б) и поливинилацетатом (В) в соотношении А:Б:В от 92:4:4 до 52:22:26 путем смешения в реакторе с числом оборотов не менее 200 в минуту в течение 10÷40 минут при комнатной температуре с последующим добавлением в реактор остальных компонентов при работающей мешалке и дополнительного перемешивания в течение 5÷25 минут, при этом пластичная смазка содержит в мас.ч.:
Продукт переработки нефти | - 10÷70 |
Модифицированное жидкое стекло | - 5÷35 |
Мыло | - 5÷20 |
Наполнитель | - 3÷25 |
Пример 1
В реактор, снабженный мешалкой с 200 об/мин, загружают смесь жидкого стекла А (ГОСТ 13078-67), кремнефтористого калия (K 2SiF6) (Б) и поливинилацетата в виде дисперсии (В) (ГОСТ 18992-73) в количестве 20 мас.ч. в соотношении А:Б:В=72:14:15 и перемешивают в течение 25 минут в обычных цеховых условиях без подогрева. Далее поочередно к полученному продукту добавляют 40 мас.ч. веретенного масла (АУ ГОСТ 164275) и 14 мас.ч. графита (ГОСТ 8295-37). Смесь перемешивают в течение 20 минут и заливают в закрытую тару.
Примеры 2-7 осуществляют аналогично примеру 1, но с использованием соотношений и параметров в соответствии с таблицей 1.
Свойства полученных пластичных смазок приведены в таблице 2, в которой показаны преимущества заявляемого способа.
Таблица 1 | ||||||
Условия осуществления заявляемого способа по примерам 2-7 | ||||||
Наименование параметра и компонента | Показатель по параметрам | |||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1. Время перемешивания компонентов А:Б:В | 10 | 40 | 25 | 25 | 25 | 10 |
2 Соотношение компонентов А:Б:В и их общее количество, мас.ч. | 71:14:15 20 | 71:14:15 20 | 92:4:4 20 | 52:22:26 35 | 71:14:15 5 | 71:14:15 20 |
3 Вид продукта переработки нефти и его количество, мас.ч. | Масло цилиндровое 70 | Индустриальное масло 40 | Нефтяное масло (Tзастывания 40°С) 10 | Смесь веретенного масла с индустриальным маслом 40 | Смесь солидола с мазутом (в соотношении 1:1) 40 | Масло веретенное 70 |
4 Вид мыла и его количество, мас.ч. | 12-оксистеарат 4-7 стеарата лития 12 | гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 12 | гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 12 | гидратированное кальциевое мыло олеиновой кислоты 5 | Na-Ca мыла жирового гудрона 20 | 12-оксистеарат 4-7 стеарата лития 12 |
5 Количество и вид вводимого наполнителя, мас.ч. | Чешуированный графит 14 | Карбид кремния 14 | Порошок железа 14 | Серпентенит 25 | Порошок меди и фторопласта (в соотношении 1:1)3 | Порошок меди и фосфоромолибдат натрия (в соотношении 1:3)5 |
Таблица 2 | ||||||||
Свойства пластичных смазок, получаемых по заявляемому способу в соответствии с примерами 1÷7. | ||||||||
Наименование показателя | Величина показателя по примерам | Прототип | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. Стабильность смазки при хранении, до расслоения | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | не менее 24 месяцев | 3 месяца |
2. Адгезия смазки к стали 3, МПа | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 7 | 7 | 3 |
3. Допускаемый диапазон рабочих температур | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 250°С | От -50°С до 100°С |
4. Критическая нагрузка, не менее, Н | 850 | 900 | 900 | 850 | 850 | 870 | 870 | 700 |
5. Пятно износа по четырехшариковому трибометру, мм | 0,55 | 0,6 | 0,55 | 0,65 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,7 |
Класс C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам
пластичная смазка - патент 2395564 (27.07.2010) |
Класс C10M145/08 виниловые эфиры насыщенной карбоновой или угольной кислоты
пластичная смазка - патент 2395564 (27.07.2010) | |
смазочная композиция для горячего формования - патент 2319734 (20.03.2008) |
Класс C10M117/02 имеющей только одну карбоксильную группу, связанную с ациклическим атомом углерода, циклоалифатическим атомом углерода или водородом