способ синхронного воспроизведения интерактивных данных
Классы МПК: | H04N7/14 системы для двухстороннего режима работы |
Патентообладатель(и): | Маргарян Армен Жоржович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-07-11 публикация патента:
27.09.2010 |
Изобретение относится к способам обеспечения интерактивного обмена информацией между телезрителем и цифровой телевизионной системой при просмотре интерактивных телевизионных программ. Технический результат заключается в обеспечении надежной синхронизации интерактивного содержимого с телевизионным вещательным потоком, а также в снижении объема ресурсов приемного абонентского устройства, отводимого на обработку и запоминание интерактивного контента. Для этого формируют на головном сервере синхронизирующе-управляющие события, содержащие в себе как событие, так и его контентные данные, согласованные с данными о времени начала и конца вещательного контента телевизионной передачи, многократно передают интерактивные данные на абонентское устройство в течение периода времени, контролируемого головным сервером, принимают и обрабатывают их абонентским устройством, содержащим телеприставку. 7 ил.
Формула изобретения
Способ передачи вещательного и интерактивного контентов телевизионной передачи в цифровом формате, характеризующийся передачей вещательного и интерактивного контентов на головной сервер вещательной сети, отличающийся тем, что формируют на головном сервере синхронизирующе-управляющие события, содержащие в себе как событие, так и его контентные данные, согласованные с данными о времени начала и конца вещательного контента телевизионной передачи, многократно передают интерактивные данные для каждого события в ходе вещания данной телевизионной передачи на абонентское устройство в течение периода времени, контролируемого головным сервером, принимают и обрабатывают в течение всего периода доступности интерактивное содержимое таких событий абонентским устройством, содержащим телеприставку, способную принять синхронизирующе-управляющие события для обеспечения синхронных со сценарием интерактивных свойств программы вне зависимости от сетей распространения, и участия телезрителя в интерактивном вещании.
Описание изобретения к патенту
1. Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к способам синхронизации интерактивных цифровых телевизионных систем, предназначенных для передачи телевизионных программ в места расположения абонентов, имеющих возможность активно влиять на совокупность вещательного и интерактивно управляемого мультимедийного содержимого передачи путем подачи ответных сигналов через абонентское устройство, например через телеприставку посредством пульта дистанционного управления (ПДУ). Для подачи ответных сигналов также могут использоваться и иные абонентские устройства, например сотовый телефон или персональный коммуникатор. Изобретение может быть реализовано для различных каналов доставки вещательного содержимого - спутниковых, кабельных и наземных. Синхронизирующе-управляющее содержимое в виде событий и сопровождающих их данных доставляется через вещательный канал. Прочее интерактивно управляемое мультимедийное содержимое может доставляться как через вещательный канал, так и через компьютерные или сотовые сети.
В дальнейшем наряду с термином «содержимое» будет использоваться общепринятый в этой технической области термин «контент», а интерактивно управляемое мультимедийное содержимое будем также называть кратким общепринятым термином «интерактивный контент».
2. Уровень техники
2.1. Роль синхронизации в интерактивном телевидении
Интерактивное телевидение призвано осуществить переход от пассивного просмотра телепрограмм к индивидуальному просмотру, определяемому личной реакцией телезрителя. Успех интерактивного телевидения зависит от эффективности взаимодействия зрителя с интерактивным контентом телепередач.
Реакция зрителя на интерактивно управляемый мультимедийный контент подразумевает самый широкий спектр его действий: выбор ответа в телеигре, голосование за определенного исполнителя, покупку товара в телемагазине, смену ракурса при показе спортивных состязаний, вызов дополнительной информации по сюжету новостей, переключение на другие каналы и возврат к исходному шоу, а также многое другое. После поступления в студию результаты реакции зрителей могут записываться, обрабатываться и становиться частью как нового вещательного контента (например, отображение результатов голосования на экране), так и частью обновленного интерактивного содержимого (например, проголосовавшие кнопки отобразятся бледным цветом, появятся сообщения, подтверждающие произведенную покупку или результаты зрительского голосования и т.п.).
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на восприятие телепередачи и на взаимодействие зрителя с ней, является степень того, насколько надежно вещательный контент передачи будет синхронизирован с ее интерактивным контентом.
Другим фактором является техническое обеспечение возможности телезрителя производить телепросмотр наиболее привычным и комфортным для телезрителя способом. Одна из характерных черт такого способа - это фрагментарный просмотр. Так можно назвать ситуацию, когда зритель не смотрит передачу непрерывно от начала до конца, а переключается с канала на канал. Например, при фрагментарном просмотре важно, в какой степени будет обеспечено естественное для зрителя желание продолжать свое участие в телешоу, с которого он кратковременно переключался на прогноз погоды. Более того, следует обеспечить возможность полноценного участия зрителя в каждой из интерактивных передач, независимо от предыстории переключения им каналов, в условиях так называемого «заппинга» - еще более фрагментарного способа просмотра одновременно нескольких телепередач, при котором зритель неоднократно и часто переключается с одного интерактивного канала на другой.
Еще одним фактором, серьезно влияющим на качество интерактивного просмотра, является минимизация программных и операторских ошибок при вещании телепрограммы. Значение этого фактора существенно возрастает с увеличением продолжительности передачи, с ростом числа и разнообразия ее интерактивных возможностей. Например, в бегах на ипподроме производятся заезды, в каждом из которых возможны экстренные изменения состава жокеев и лошадей, а также изменения в порядке самих заездов, а также внеплановый ввод другой необходимой зрителю информации. Своевременный и точный запуск различных сценарных функций такого шоу, а тем более функций в их сочетаниях возможен только при наличии квалифицированных операторов. Но и в этом случае остается вероятность человеческой ошибки при вводе данных в один из нескольких десятков заездов. Технически сложность работы оператора возрастает: например, оператор ввел данные, но забыл своевременно дать команду их активации. Отсюда следует необходимость конструировать процесс синхронизации способом, который бы способствовал минимизации усилий персонала и предотвращал значительную часть программных и операторских ошибок.
Подытоживая, можно заключить, что существенными чертами способа синхронизации являются степень обеспечения надежности применения технической схемы; наличие возможности для зрителя производить просмотр наиболее привычным и удобным для него способом; степень устойчивости интерактивного контента по отношению к программным и операторским ошибкам, особенно при возрастании продолжительности и сложности телепередач.
Общая схема организации интерактивной телепередачи представлена на фиг.1. Вещательный и интерактивный мультимедийный контенты телепередачи создаются в телестудии (1), а затем доставляются на абонентское устройство (3). Доставка вещательного и синхронизирующе-управляющего контентов происходит по вещательному однонаправленному каналу (2), спутниковому, наземному или кабельному. Интерактивный мультимедийный контент может быть также загружен на абонентское устройство (3) через сеть Интернет (6), но и в этом случае проблема обеспечения синхронизации с вещательным контентом не снимается. После того как телезритель просмотрит и воспримет вещательный контент (обычную телевизионную картинку) и синхронизированный с ним интерактивный мультимедийный контент на своем абонентском устройстве (3), он может отреагировать на интерактивное содержание, используя пульт управления телеприставкой (4), сотовый телефон, компьютер или коммуникатор с проводным или беспроводным доступом (5) через сеть Интернет (6). Как следует из этой схемы, интерактивная часть телевизионной картинки должна быть согласована в сюжетном, смысловом отношении с ее вещательной частью. Например, в нужные моменты должны появляться и исчезать кнопки для голосования или покупок.
В интерактивном цифровом телевидении существуют два метода вещания данных - карусель и потоковая передача - схематически показанные на фиг.2 совместно для наглядности. Каруселью данных (21), описанной впервые в патенте WO/1999/065230, называется поочередное вещание интерактивных данных, необходимых для данной телепередачи. Доступ организуется в последовательном порядке, затем повторяется вновь и вновь в течение времени эпизода. В этом методе содержание данных может быть проинтерпретировано после того, как данные будут полностью доставлены в приемник.
Другой метод - потоковая передача. Здесь имеются как аудио- и видеопотоки (24), так и потоки событий и мультимедиа (23). Мультимедийный поток может включать в себя самые различные элементы оформления телепередачи - текст, графику, схемы, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы.
2.2. Синхронизация по триггеру
Еще в период развития аналоговой техники, в спецификациях форума аналогового телевидения ATVEF (Advanced Television Enhancement Forum, www.atvef.com) для обеспечения синхронизации было введено понятие «триггера», а в спецификациях цифрового телевидения DVB - понятие «события» (DVB - международный проект Digital Video Broadcasting, www.dvb.org, начатый в 1993 г. для разработки телевизионных стандартов цифрового формата). Оба термина означают запускающий сигнал, появление которого в программной среде, обслуживающей интерактивный контент, воспринимается программным обеспечением электронного устройства (например, абонентской телевизионной приставки) как команда выполнить те или другие операции по управлению контентом. Так, например, можно запустить отображение на экране телевизора веб-адресов в ходе рекламы соответствующих товаров или вывести на экран кнопки и подписи к ним для участия в телевикторине. Результативно понятия триггера и события идентичны и в дальнейшем будут употребляться как синонимы.
Принцип синхронизации по триггеру продемонстрирован на фиг.3. Триггер (31) вещается с сервера (32) на приставку (33) в некоторый момент на шкале времени (34) вещания сервера, соответствующий какому-то событию в эпизоде телепередачи. Триггер вещается, как правило, одномоментно, в связи с чем, в момент вещания триггера на телеприставке заблаговременно, т.е. до прибытия триггера, должен начаться период готовности (35). Готовность приставки означает, что телеприставка должна быть включена, исправна, загружена, и при этом ее тюнер должен быть настроен именно на тот канал, где будет вещаться триггер. В противном случае триггер не будет воспринят приставкой, вследствие чего не будет активировано предназначенное для этого триггера интерактивное содержание, что, в свою очередь, приведет, вопреки ожиданиям зрителя, к отсутствию интерактивного содержания на экране телевизора. Все вышеперечисленные недостатки характерны для способов синхронизации, базирующихся на клиентском оборудовании.
2.3. Аналоги и прототип
Различные аспекты конструкции и применения триггеров, ставших одной из основ техники интерактивного телевидения, предлагались в большом числе работ с начала 90-х годов. Например, в заявке US 2005/0235332 А1 предложены триггеры с целым рядом ассоциированных атрибутов разного назначения, предназначенных для управления элементами интерактивного контента, в том числе, атрибутов длительности или моментов времени. Таким образом, показан перспективный путь к определению триггеров самого общего вида и различного назначения. Недостатком работы является рассмотрение триггеров в отрыве от проблем синхронизации и доставки контента, как и от проблем критериев выбора программ для загрузки в ограниченную по размеру память телеприставки. Подробная разработка структуры триггера в работе ограничена рамками аналоговых спецификаций ATVEF с использованием HTML-файлов. Была заявлена применимость и в более широкой области, но никаких более конкретных указаний не приведено. Триггеры в заявке понимаются как события в реальном времени, т.е. полностью опущен вопрос привязки атрибута длительности или атрибута момента времени к шкале времени вещающего сервера при вещании передачи в записи. В этой заявке, что характерно и для многих других работ, посвященных клиентским способам синхронизации, описание начинается после безошибочной доставки триггера и сопровождающего его атрибута на приставку. При этом не берется в рассмотрение, что как доставка на приставку, так и своевременная активация триггера отнюдь не всегда обеспечены.
Во многих патентах предлагается реализация довольно естественной идеи отведения специального времени на заблаговременную загрузку интерактивного контента, предваряющую момент активации триггера. Например, в патенте US 7237251 B1 (Jun. 26, 2007) описана заблаговременная загрузка интерактивного контента в телеприставку и содержательное использование паузы, возникающей при переключении каналов. Однако характерно, что в указанном патенте осталась нерешенной проблема, какие именно из множества принимаемых программ (число которых сейчас может достигать нескольких сотен) нужно записывать в ограниченную по размерам память приемного устройства для последующего воспроизведения, и авторам пришлось обратиться к дополнительной идее сужения круга нужных каналов через применение пользовательских профилей. Перспективность же самого использования межпрограммной паузы вместо усилий по ее минимизации вызывает сомнения с точки зрения обоснованности в психологическом отношении. Было бы лучше дать телезрителю просто подождать переключения несколько секунд, а не заставлять его каждый раз отвлекаться в течение этих секунд на рекламу, тем самым переключая его внимание и дезорганизовав весь процесс просмотра.
В заявке US 2003/0200554 А1 предлагается способ удержания синхронизации не только в случае наличия в передаче перерывов на рекламу, но и в случаях непредвиденных перерывов в вещании, помечая для этой цели вещательный поток специальной меткой. Однако недостатком этого способа является необходимость вводить в вещательный канал дополнительную информационную метку, кодирование и интерпретацию которой придется поддерживать специальным оборудованием, как на вещающей, так и на принимающей стороне. Кроме того, реализация процесса восстановления интерактивного содержания при переключении зрителем каналов по-прежнему остается незатронутой.
Способ, приводящий к уменьшению числа ошибок при трансляции телепередач, предлагается в заявке WO 2006/090159 А1. Способ реализуется путем стандартизации процесса программирования телепередачи с помощью специальных шаблонов, называемых авторами «фреймворками», каждый из которых предназначен для определенного типа телеприставки, определенной платформы и определенной телепередачи, что по мысли авторов позволяет достигнуть широкой универсализации их способа. Этот способ является перспективным, поскольку предлагаемые универсализованные интерфейсы на единой программной основе позволят весьма гибко управлять интерактивной телепередачей, оперативно исправлять ошибки, производить изменения в данных. Однако авторами не приведены подробности реализации способа. Вещание триггера описано как однократный процесс, сопровождаемый вещанием фреймворка. Но такое вещание может быть нарушено наличием кратковременной помехи любой природы, что разрушит синхронизацию между триггером и фреймворком из-за задержки в транспортном канале.
Все вышеперечисленные аналоги предлагают решения важных аспектов проблемы жесткой привязки контента по триггерам. Однако упущено из виду, что, во-первых, такая привязка не так уж необходима, поскольку сильно превышает реальную скорость реагирования телезрителя на событие, а во-вторых, не обеспечивает поддержку следующих операций:
- телезрителю часто свойственно переключаться с канала на канал, интересуясь погодой, свежими новостями, результатами только что закончившихся матчей и т.п. В результате такого переключения интерактивный контент одной передачи должен быть убран с экрана, а контент другой передачи - отображен на экране. При этом контент должен быть не просто механически привязан, скажем, к таймкоду (меткам шкалы времени вещательного контента), а отображен с учетом реального протекания телешоу - с возможными отставаниями, перерывами на рекламу, непредвиденными изменениями в сюжете;
- если зритель решит вернуться к передаче, где еще продолжается, например, продажа товара, то логично предоставить ему возможность продолжить участие в покупках, для чего требуется обеспечить повторный вывод на экран интерактивного контента этой передачи, причем контента в состоянии актуализации на новой временной точке - на том моменте, когда зритель вернулся к передаче.
В заявке WO 01/26369 А1, которую заявитель принимает за прототип данного изобретения, подробно рассмотрены именно вышеуказанные проблемы, связанные с переключением каналов.
В заявке рассматриваются «триггеры с атрибутом времени», т.е. триггеры, которые вещаются не в момент своего исполнения, а заблаговременно. Также определены и другие виды атрибутов, в частности время жизни триггера («life-span») - период времени, в течение которого триггер останется актуальным, готовым к исполнению. Если теперь всю совокупность таких команд сохранить в памяти приставки, то по сопоставлению таймкода (временных меток) передачи и атрибутов времени жизни триггеров приставка сможет в любой момент восстановить интерактивную среду канала, когда зритель на него переключится. Тем самым, полностью описан способ заблаговременной загрузки интерактивной среды и ее восстановления при переходе или возвращении телезрителя на канал после переключений на другие каналы при клиентской синхронизации.
Однако у данной заявки, как и у других вышеупомянутых способов управления синхронизацией интерактивных данных на клиентском оборудовании, имеется ряд общих недостатков, характерных именно для клиентского способа синхронизации.
Первый из таких недостатков заключается в том, что поскольку за синхронизацию отвечает клиентское устройство, то именно его придется постоянно занимать непрерывным процессом вычисления состояния всех интерактивных данных. Например, какие из них на данный момент актуальны и должны быть отображены на экране вновь, а какие - уже потеряли актуальность. Например, в момент возврата зрителя на канал уже станут неактуальными кнопки тех вопросов, время ответов на которые уже истекло до того, как зритель вернулся к шоу. При возрастающем количестве доступных на настоящий момент каналов такой процесс вычисления и отведенные ему на телеприставке ресурсы сами по себе могут занять значительную часть общей вычислительной мощности приставки. Это может потребовать повышения технических параметров приставки для обеспечения стабильности ее работы, что негативно скажется на цене и доступности приставки.
Второй из недостатков состоит в том, что возложение функций синхронизации «в планируемый момент в будущем» на клиентское устройство неэффективно, если события передачи, после выставления на телеприставке планируемого времени жизни триггера, изменят свою временную привязку. Это характерно, например, для передач в прямом эфире. Скажем, если боксерский матч закончится на третьем раунде, а не на двенадцатом, надо будет предусмотреть досрочное отключение действующего триггера. Чтобы преодолеть этот недостаток, придется организовать какой-то дополнительный процесс синхронизации.
Третий из недостатков состоит в возможности нарушения синхронизации, если однократно вещаемый триггер по каким-то причинам не будет своевременно принят на клиентском оборудовании. Такой причиной может оказаться кратковременная помеха в канале вещания, любой кратковременный сбой, перезагрузка приставки или ее включение зрителем после момента приема триггера.
Правда, в вышеупомянутой заявке упоминается о возможности неоднократного вещания триггера для повышения надежности синхронизации, но не приведено никакого конкретного технического решения или критериев этого. Также не дано решения уже упоминавшейся выше проблемы ограничения на количество одновременно принятых триггеров от многих вещательных каналов, поскольку количество тюнеров на телеприставках, способных параллельно и независимо принимать триггеры разных каналов, всегда сильно ограничено, в то время как телезрителю одновременно могут быть доступны до нескольких сотен каналов.
Таким образом, можно заключить, что на настоящий момент по-прежнему не в полной мере удовлетворена потребность в надежной синхронизации, в поддержке часто встречающихся действий зрителя при просмотре телепередач, в мерах по снижению операторских и программных ошибок в телепередаче.
Представленное изобретение и решает эти проблемы.
3. Раскрытие изобретения
3.1. Технический результат
Техническим результатом представленного изобретения является повышение надежности синхронизации вещательного и интерактивного контента интерактивного телевидения; снижение объема ресурсов телеприставки, задействованных на синхронизацию и запоминание контента; обеспечение полноценного отображения и максимально возможной работоспособности интерактивного контента независимо от переключения каналов телезрителем или включения на канал с опозданием; повышение защищенности телепередачи от программных и операторских сбоев и упрощение работы персонала.
3.2. Раскрытие задачи, обеспечившей результат
Настоящий технический результат достигнут путем создания базирующегося на сервере способа синхронизации цифрового интерактивного контента событиями, в структуре которых содержится не только триггер, но и соответствующая ему совокупность данных.
Для пояснения механизма действия изобретения на фиг.4 приведена схема построения спутникового интерактивного канала. Заявитель предполагает, что данная схема может быть технически организована также на иной базе (например, кабельное или наземное вещание), при этом механизм действия заявленного изобретения и его сущность остается без изменений. Вещательный и интерактивный контенты создаются, как было описано выше, техническими средствами телестудий (41). Затем как тот, так и другой контент передаются в центр спутникового вещания (42). Далее события доставляются через спутник (43) на телеприставку (44). Заявитель предполагает, что события могут доставляться на другое абонентское устройство или на головной сервер кабельной сети, при этом механизм действия заявленного изобретения остается без изменений. На абонентском устройстве события вызывают различные действия с мультимедийным контентом. Телезритель пользуется ПДУ абонентского устройства, чтобы средствами компьютерных сетей доставить свой ответ через Интернет (45) в телестудию (41). Заявитель предполагает, что для доставки ответа телезрителя в студию могут быть использованы также как проводные, так и беспроводные сети и различные абонентские устройства, например сотовые телефоны, персональные коммуникаторы или иные управляющие устройства, при этом механизм действия заявленного изобретения остается без изменений.
В основе реализации способа лежит синхронизация по вещаемым с сервера в течение определенного отрезка времени объектам, названным «рикор-события». Длительность вещания одного рикор-события соответствует сюжетной длительности эпизода телепередачи, который обслуживается этим событием. Данный способ синхронизации применим как для телепередач, идущих в записи, так и для прямого эфира, что позволяет применить это событие не только в жестких временных рамках предварительно записанной передачи, но и в технически произвольный момент времени прямого эфира, руководствуясь логикой происходящих там событий.
Принцип синхронизации по рикор-событиям показан на фиг.5, где, как и ранее на фиг.3, параллельно изображены две шкалы времени, шкала времени сервера (52) и шкала времени телеприставки (54). Отсюда можно видеть отличие от механизма обычной синхронизации по триггеру, проиллюстрированной ранее на фиг.3. Это отличие состоит в том, что обычный триггер вещается однократно, а рикор-событие (51) - многократно в течение всего периода доступности интерактивного содержимого, связанного с эпизодом. В этой схеме периодом действия триггера становится не атрибут длительности, передаваемый на клиентское устройство, а непосредственно период вещания триггера с сервера. На данном чертеже видно, что начальный момент (53) периода просмотра канала находится позже, чем началось вещание события, но, несмотря на это, телеприставка сможет принять рикор-событие, и телезритель сможет дать свою реакцию на него через ПДУ.
Применение этого способа позволяет достигнуть более надежной синхронизации, чем при клиентском способе, поскольку в последнем для синхронизации требовалось создать и доставить на приставку специальный объект (атрибут триггера). Затем требовалось записать его в память клиентского устройства и далее следить за его своевременной активизацией. Как указывалось выше, этому клиентскому процессу может воспрепятствовать целый спектр неблагоприятных факторов: кратковременные помехи в вещательном канале в момент вещания триггера, непродолжительные отказы (сбой сетевого питания, перезагрузка) или занятость клиентского устройства другими операциями. При серверном же способе, если длительность помех будет меньше, чем время доступности рикор-события (параметр, названный заявителем «время жизни», «time-to-live»), то, после прекращения или устранения этих помех, клиентская телеприставка сможет принять рикор-событие, поскольку оно еще будет вещаться, и телезритель сможет продолжить интерактивный просмотр во всей полноте функций, доступных в этот момент по логике телепередачи.
При предлагаемом серверном способе синхронизации имеется еще одна возможность по повышению надежности синхронизации. Она заключается в том, что этот способ можно применять не только в качестве единственного, но и в сочетании с клиентским способом, что позволит объединить достоинства обоих. Одновременное применение серверного и клиентского способа возможно при условии доступности на телеприставке электронной программы передач (ЭПП), хранящей в электронном виде данные начала и конца каждой передачи, а также другую информацию. ЭПП тогда станет дополнительной опорой синхронизации на случай тех серверных сбоев, длительность которых, например, будет превышать длительность вещания события. Таким образом, совместное применение обоих способов дает исключительно гибкую и универсальную схему синхронизации.
При серверном способе также решается упомянутая ранее в заявках-аналогах проблема возможной нехватки ресурсов (например, объема памяти и мощности процессора) клиентского устройства при записи интерактивного контента многих каналов. А именно данные записываются с того канала, на который переключается зритель, поскольку приставка при переключении обнаруживает активно вещаемые события этого канала и загружает их. Таким решением предоставляется естественный критерий выбора каналов, с которых надо записывать в память приставки интерактивные данные. Этот критерий можно применять как отдельно, так и сочетать со способами, примененными в упомянутых ранее заявках-аналогах.
При серверном способе удается технически обеспечить поддержку целого ряда часто встречающихся, естественных для телезрителя ситуаций. Например, теперь телезритель может начать участвовать в передаче после ее начала, например придти домой и включить приставку «с опозданием», когда передача уже началась. Это становится возможным, поскольку при включении приставки произойдет загрузка всех необходимых рикор-событий. Точно так же загрузка произойдет при продолжении участия в телепередаче после возврата к ней с другого канала. В случае применения обычного триггера, описанного в патентах-аналогах, зритель не смог бы принять участие в данном эпизоде передачи, и он был бы вынужден ждать следующего эпизода и приема следующих триггеров.
В примере на фиг.5 рикор-событие загружается в течение его периода доступности, на четвертом цикле вещания с сервера. Эта схема подразумевает несколько ситуаций. Возможно, зритель смотрел другой канал, а переключился на данный канал позже, чем было начато вещание триггера, но в пределах его периода доступности. Также возможно, что сама приставка либо не была включена или готова к работе в момент первого цикла вещания триггера. Тем не менее, в обоих случаях схема синхронизации предоставила возможность загрузить событие.
Предлагаемая схема создана с учетом того факта, что зрителю несвойственно переключаться на канал точно в момент начала нужной передачи или мгновенно нажимать кнопки ПДУ после появления на экране нужной команды. Наоборот, учитывается, что действия телезрителя определены его естественной реакцией. Тем самым, становятся излишними «слишком жесткие» схемы синхронизации, поскольку важно обеспечить не максимально достижимые технические параметры, а лишь лежащие в пределах, необходимых для обеспечения естественной человеческой реакции на телепросмотр.
В итоге реализована возможность возвращения к эпизоду передачи после переключения на другие каналы. Это снимает ограничения на естественное желание телезрителя переключиться в ходе телеигры на другой канал и узнать, скажем, прогноз погоды или курс валют, а затем вернуться обратно. Если телезритель теперь вернется к телеигре, то вещающееся рикор-событие вновь активирует нужные элементы интерактивного интерфейса игры и зритель может продолжить свое участие в ней.
Как пример использования предлагаемого серверного способа можно привести эпизод телемагазина по продаже кроссовок (фиг.6). На экране показана типичная телевизионная картинка телемагазина (61). Картинка включает в себя мультимедийные элементы, характеризующие текущее событие сюжета (63), в число которых входит вещательная картинка (62), на которой актерами в студии производится презентация товара. Также присутствуют и изображения товаров, торги по которым уже прошли, т.е. прошедших событий (64).
В течение всего того периода времени, пока актер демонстрирует возможности кроссовок и интерактивные кнопки покупки еще доступны зрителю для реакции, зритель может переключиться на канал телемагазина и сделать покупку кроссовок. Телезрителю теперь вовсе не надо включать телевизор заблаговременно и/или ждать всю долгую передачу до момента продажи нужного товара - теперь можно лишь изредка интересоваться, началась ли продажа кроссовок, и лишь затем переключиться на нужный товар и сделать покупку.
Также возможно полноценное участие зрителя в нескольких интерактивных магазинах или викторинах сразу, если они проходят параллельно по нескольким каналам в одно и то же время. Таким образом, ограничением свободы участия зрителя здесь являются не технические особенности реализации интерактивного канала, а естественные для конкретного эпизода логические границы, например, когда продажа кроссовок завершена и соответствующие интерактивные элементы (кнопки, надписи) становятся невидимы или неактивны, а телеведущий переходит к следующему товару.
Если же телемагазин в приведенном выше примере позволяет решать вопрос о покупке позже, чем был продемонстрирован товар, т.е. в течение всей передачи и рекламы других товаров, то это также легко реализовать, задав вещание рикор-события соответствующей продолжительности.
Важно повысить стойкость телепередачи при программных сбоях и операторских ошибках, а также упростить, избавить от кропотливых технических подробностей работу персонала, связанную с формированием и передачей контента. Это серьезно влияет на удовлетворенность зрителя качеством телепередачи, а также на трудозатраты по ее созданию, т.е. на основные показатели, определяющие сам факт возможности выпуска передачи в свет. С увеличением сложности передачи влияние этих факторов резко возрастает.
В целях учета вышеуказанных факторов, рикор-событие сконструировано из двух частей: триггера и ассоциированной ему совокупности данных. Это позволяет устранить ошибки, которыми чревато раздельное отправление команды на исполнение данных и самих данных. Как пример ошибки при раздельном отправлении можно привести ситуацию, когда событие не дошло по каким-то причинам до интерактивного приложения, или же, наоборот, персонал забыл дать команду на исполнение. В обоих случаях работа интерактивного приложения может быть дезорганизована. Причем эта проблема осложняется по мере увеличения длительности и усложнения сюжета передачи, влекущих возрастание числа разрозненных ручных операций по ходу передачи, и увеличивает риск ошибок при воздействии на интерактивно управляемый мультимедийный контент.
4. Краткое описание чертежей
Эти и другие преимущества способа становятся очевидны для специалистов из нижеследующего описания со ссылками на следующие чертежи.
Фиг.1 - общая схема интерактивного телевидения.
Вещательный и интерактивный мультимедийный контенты телепередачи создаются в телестудии (1), а затем доставляются на абонентское устройство (3). Доставка вещательного и синхронизирующе-управляющего контентов происходит по вещательному однонаправленному каналу (2). Интерактивный мультимедийный контент может быть также загружен на абонентское устройство (3) через сеть Интернет (6). После того как телезритель просмотрит и воспримет вещательный контент и синхронизированный с ним интерактивный мультимедийный контент на своем абонентском устройстве (3), он может отреагировать на интерактивное содержание, используя пульт управления телеприставкой (4), сотовый телефон, компьютер или коммуникатор с проводным или беспроводным доступом (5) через сеть Интернет (6).
Фиг.2 - методы вещания данных.
Карусель данных (21) - это поочередное вещание интерактивных данных, необходимых для данной телепередачи. Доступ организуется в последовательном порядке, затем повторяется вновь и вновь в течение времени эпизода. Другой метод - потоковая передача, где имеются как аудио- и видеопотоки (24), так и потоки событий и мультимедиа (23).
Фиг.3 - схема синхронизации интерактивного контента по триггерам.
Триггер (31) вещается с сервера (32) на приставку (33) в некоторый момент на шкале времени (34) вещания сервера, соответствующий какому-то событию в эпизоде телепередачи. Триггер вещается, как правило, одномоментно, в связи с чем, в момент вещания триггера на телеприставке заблаговременно, т.е. до прибытия триггера, должен начаться период готовности (35).
Фиг.4 - схема интерактивного спутникового вещательного канала.
Вещательный и интерактивный контенты создаются, как было описано выше, техническими средствами телестудий (41). Затем как тот, так и другой контент передаются в центр спутникового вещания (42). Далее события доставляются через спутник (43) на телеприставку (44). На абонентском устройстве события вызывают различные действия с мультимедийным контентом. Телезритель пользуется ПДУ абонентского устройства, чтобы средствами компьютерных сетей доставить свой ответ через Интернет (45) в телестудию (41).
Фиг.5 - схема синхронизации интерактивного контента по рикор-событиям.
Отличие рикор-события от механизма обычной синхронизации по триггеру в том, что обычный триггер вещается однократно, а рикор-событие (51) - многократно в течение всего периода доступности интерактивного содержимого. Параллельно изображены две шкалы времени, шкала времени сервера (52) и шкала времени телеприставки (54). На данном чертеже видно, что начальный момент периода просмотра канала (53) находится позже, чем начало вещания события, но, несмотря на это, телеприставка примет рикор-событие и телезритель сможет дать свою реакцию на него через ПДУ.
Фиг.6 - пример эпизода работы интерактивного магазина.
На экране показана типичная телевизионная картинка телемагазина (61). Картинка включает в себя мультимедийные элементы, характеризующие текущее событие сюжета (63), в число которых входит вещательная картинка (62), на которой актерами в студии производится презентация товара. Также присутствуют и изображения товаров, торги по которым уже прошли, т.е. прошедших событий (64).
Фиг.7 - схема подготовки и синхронизации вещания событий и вещательных потоков.
Вещательный поток (71) и карусель данных (73) или эквивалентный ей потоковый механизм управляются по эфирному листу, содержащему данные о времени начала и конца передачи. Таким образом, по эфирному листу происходит запуск и остановка вещания телепередачи и соответствующей ей карусели. Два других потока, поток событий (72) и поток мультимедийных данных (74), управляются по расписанию событий, сюжетно согласованному с телепередачей и запрограммированному для выполнения на абонентском устройстве. В прямом эфире события запускаются режиссером (75) из студии непосредственно в нужный сюжетный момент.
5. Осуществление изобретения
Данное изобретение может быть реализовано в составе комплекса, вещающего в составе и по схеме, приведенной выше на фиг.4, и имеющего средства создания телепередачи, центра спутникового вещания, телеприставки и интернет-сайта с функциями портала интерактивных телепередач. Реакция на интерактивно управляемый мультимедийный контент может осуществляться, например, через ПДУ телеприставки.
При осуществлении схемы использован объектно-ориентированный подход программирования, что позволяет оптимизировать весь процесс проектирования, осуществления и вещания передачи. Этот подход к разработке интерактивных телепередач органично связывает конструкцию триггеров и их синхронизацию с прочими операциями обслуживания передачи. Целью такого подхода является эффективный контроль надежности при увеличении продолжительности и сложности интерактивных передач, устойчивость к ошибкам по причине человеческого фактора.
На фиг.7 поясняется порядок подготовки к вещанию студийным комплексом вещания вещательного и интерактивного контентов. На параллельных осях представлены четыре подготовленных для вещания потока.
Вещательный поток (71) и карусель данных (73) или эквивалентный ей потоковый механизм управляются по эфирному листу, содержащему данные о времени начала и конца передачи. Таким образом, по эфирному листу происходит запуск и остановка вещания телепередачи и соответствующей ей карусели.
Два других потока, поток событий (72) и поток мультимедийных данных (74), управляются по расписанию событий, сюжетно согласованному с телепередачей и запрограммированному для выполнения на абонентском устройстве.
Данная схема пригодна для осуществления как для передач в записи, когда интерактивным процессом управляет расписание событий, так и для прямого эфира, когда события запускаются режиссером (75) из студии непосредственно в нужный сюжетный момент. Далее интерактивные данные доставляются в потоке MPEG-2 через спутниковый тракт на абонентские устройства. В качестве метода доставки, из описанных на фиг.2, может быть применена потоковая передача данных, что позволяет соединить вещательные возможности Интернета с технологиями телевещания.
Класс H04N7/14 системы для двухстороннего режима работы