таль для подъема опасных грузов
Классы МПК: | B66D3/12 тали с ручным приводом и зубчатой передачей между рабочим элементом и подъемным канатом или цепью, или без зубчатой передачи B66D5/12 с воздействием в осевом направлении |
Автор(ы): | Долбищев Сергей Федорович (RU), Макаров Юрий Петрович (RU), Смирнов Андрей Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - Госкорпорация "Росатом" (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-06-08 публикация патента:
10.10.2010 |
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, предназначенным для подъема опасных грузов. Таль для подъема опасных грузов содержит корпус из трех пластинчатых щек, червячную пару, колесо с грузовой цепью на оси червячного колеса, колесо с тяговой цепью на свободном конце червяка, дисковый автоматический грузоупорный тормоз на оси червяка со стороны червячного колеса. Таль снабжена дополнительным независимым автоматическим дисковым грузоупорным тормозом, размещенным на свободном конце червяка со стороны тягового колеса. Тормоз содержит храповой диск с подпружиненной собачкой на оси, заключенный между двумя фрикционными дисками. Срабатывание тормоза происходит за счет относительного осевого перемещения двух резьбовых втулок, одна из которых закреплена на колесе под тяговую цепь, другая неподвижно посажена на ось червяка. Достигается повышение безопасности работы за счет установки второго тормоза. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Таль для подъема опасных грузов, содержащая корпус из трех пластинчатых щек с распорными элементами, червячную пару, размещенную между щеками, колесо с грузовой цепью на оси червячного колеса, тяговое колесо с тяговой цепью на свободном конце червяка, блок с крюком, движущийся по грузовой цепи, второй крюк, червяк, установленный в опорные подшипники в неподвижных втулках щек и дисковый автоматический грузоупорный тормоз на оси червяка со стороны червячного колеса, отличающаяся тем, что таль снабжена дополнительным независимым автоматическим дисковым грузоупорным тормозом, размещенным на свободном конце червяка со стороны тягового колеса, включающим в себя храповой диск с подпружиненной собачкой на оси, заключенный между двумя фрикционными дисками, заклинивание которого происходит за счет относительного осевого перемещения двух резьбовых втулок, одна из которых закреплена на колесе под тяговую цепь, другая неподвижно посажена на ось червяка.
2. Таль для подъема опасных грузов по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена защитным кожухом.
3. Таль для подъема опасных грузов по п.1, отличающаяся тем, что она имеет устройство, предотвращающее сход тяговой цепи с колеса при срабатывании дополнительного тормоза.
4. Таль для подъема опасных грузов по п.1, отличающаяся тем, что крюки снабжены предохранительными защелками.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам, предназначенным для подъема опасных грузов, и может быть использовано при производстве работ с грузами разрядными (содержащими взрывчатые вещества), ядовитыми (содержащими химические вещества или другие вредные продукты), а также для подъема и перемещения расплавов металлов.
Согласно действующей нормативно-технической документации обязательным требованием к грузоподъемным механизмам, предназначенным для подъема опасных грузов, является наличие в конструкции двух действующих автоматически и независимо друг от друга тормозов.
В качестве аналога предлагаемой конструкции рассмотрим конструкцию "Таль" (см. патент RU 01637203 A1, B66D 3/12, 1966 г.).
Изобретение относится к грузоподъемным устройствам с ручным приводом и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства при проведении погрузочно-разгрузочных, монтажных и ремонтных работ.
Таль содержит приводное цепное колесо, огибаемое цепью, грузоподъемный тормоз, связанный с колесом, корпус с расположенным в его верхней части крюком и пластинчатую цепь с крюком. На валу смонтирована приводная звездочка, в которой имеются отверстия, расположенные на равном расстоянии по окружности, в которые вставлены пальцы с роликами. Приводная звездочка взаимодействует с валиками грузовой пластинчатой цепи, концы которой пропущены через паз, расположенный в нижней части корпуса. На внутренней поверхности корпуса выполнен кольцевой выступ, расположенный с возможностью взаимодействия с пластинчатой цепью.
Недостатком конструкции является отсутствие второго тормоза.
Известны червячные тали, выпускаемые промышленностью по ГОСТ и ТУ для подъема и перемещения обычных грузов.
В качестве прототипа предлагаемой конструкции рассмотрим таль по ТУ24.00.4918-88. Основу грузоподъемного механизма тали составляет червячная пара, заключенная между тремя пластинчатыми щеками, образующими вместе с соединяющими их распорками, осью червячной шестерни и крепежными гайками, несущий корпус. Между щеками на одной оси с сидящей неподвижно на ней червячной шестерней на шпонке установлено колесо с грузовой цепью. На грузовой цепи, свободный конец которой закреплен винтом на одной из щек, смонтирован и имеет возможность перемещения по ней грузовой блок с крюком. Таль крепится к механизму перемещения с помощью оси, пропущенной в отверстия в верхней части щек, или имеет второй крюк для подвески, установленный на переходнике, закрепляемом также между щеками. Червяк установлен в опорные подшипники в неподвижных втулках по краям щек. На свободном конце оси червяка установлено колесо с тяговой цепью, на другом конце размещен дисковый автоматический грузоупорный тормоз.
Принцип работы тали заключается в следующем.
Подъем или опускание груза производится одним или несколькими рабочими, в зависимости от грузоподъемности тали, посредством приведения в движение тяговой цепи. Тяговое колесо через червяк сообщает вращательное движение шестерне и грузовому колесу (звездочке), в результате чего происходит "сматывание" или "наматывание" грузовой цепи. При вращении тягового колеса по часовой стрелке происходит подъем груза, а вращение тягового колеса против часовой стрелки приводит к опусканию груза. При подъеме груза должна быть слышна характерная дробь, издаваемая при ударах собачки по храповому колесу. Недостатком прототипа также является отсутствие второго тормоза.
Задача заключается в повышении безопасности работы с опасными грузами за счет введения в конструкцию тали второго тормоза, действующего автоматически и независимо от уже имеющегося в конструкции стандартной тали.
Задача решается введением в конструкцию стандартной тали, содержащей корпус из трех пластинчатых щек с распорными элементами, червячную пару, размещенную между щеками, колесо с грузовой цепью на оси червячного колеса, тяговое колесо с тяговой цепью на свободном конце червяка, блок с крюком, движущийся по грузовой цепи, второй крюк, червяк, установленный в опорные подшипники в неподвижных втулках щек, и дисковый автоматический грузоупорный тормоз на оси червяка со стороны червячного колеса второго тормоза, действующего автоматически и независимо от первого, размещенного на свободном конце червяка со стороны тягового колеса, включающем в себя храповой диск с подпружиненной собачкой на оси, заключенный между двумя фрикционными дисками, заклинивание которого происходит за счет относительного осевого перемещения двух резьбовых втулок, одна из которых закреплена на колесе под тяговую цепь, другая неподвижно посажена на ось червяка.
На фиг.1 показан общий вид предлагаемой конструкции тали, на фиг.2 - конструктивное исполнение второго тормоза и кожуха.
На общем виде показаны введенные вновь крюки 1 с защелками 2. Крюки закреплены во вращающихся на опорных подшипниках вилках 3, при этом для крепления верхнего крюка в конструкцию введен переходник 4. Вилки 3 в посадочных гнездах удерживаются гайками, навинченными на их резьбовые наконечники. Гайки во избежание самопроизвольного отворачивания шплинтуются.
Второй тормоз размещается на хвостовике червяка 5 стандартной тали. Основой второго тормоза являются две резьбовые втулки, одна из которых 6 неподвижно сидит на шпонке 7 хвостовика червяка, другая 8 через кольцо 9 винтами 10 неподвижно крепится на шкиве 11 под тяговую цепь 12. Резьба на втулках трапецеидальная. Храповое колесо 13 с двумя фрикционными дисками 14 заключено между фланцами резьбовых втулок 6, 8. При вращении шкива под тяговую цепь с закрепленной на нем втулкой 6, при еще неподвижной втулке 8 на хвостовике червяка, происходит заклинивание храпового колеса. Собачка 15 храпового колеса установлена на оси 16, закрепленной к кожуху 17 гайкой 18. На оси 15 располагаются также пружина 19 собачки 15 и распорная втулка 20. От схода с втулки 6 втулка 8 удерживается шайбой 21, которая поджимается к торцу втулки 6 торцом шестигранника резьбового наконечника оси 22, ввернутого в резьбовое отверстие хвостовика червяка 5. От проворота и отвинчивания ось 22 фиксируется фигурной шайбой 23, один ус которой, заранее отогнутый, проходит через отверстие в шайбе 21 и входит в шпоночный паз хвостовика червяка, другие усы отгибаются на грани шестигранника оси 22. На оси 22 также крепится вилка 24, направляющая тяговую цепь, пластинчатая часть которой помещается между двумя шайбами 25 и поджимается гайкой 26. Гайка 26 зашплинтована.
Кожух 17 крепится на шпильки стандартной тали гайками 27 с шайбами 28. В кожухе имеется посадочное гнездо под подшипник червяка, а также пазы под направляющие ограничителей 29, 30. Ограничители имеют выступы, охватывающие по торцам шкив тяговой цепи, и пазы для прохождения тяговой цепи. Они смещают шкив с тяговой цепью вслед за перемещением втулки 8 при срабатывании второго тормоза, что позволяет предотвратить сход и заклинивание тяговой цепи. Ограничители и связка 31 к кожуху крепятся с помощью болтов 32 с шайбами 33 и 34.
Принцип действия второго тормоза основан на заклинивании храпового диска между двумя фрикционными за счет осевого перемещения резьбовой втулки, закрепленной на шкиве под тяговую цепь, по резьбе втулки, неподвижно сидящей на червяке 5. Тормоз срабатывает при резком провороте червяка 5.
Новая конструкция снабжена кожухом, исключающим проскальзывание тяговой цепи по шкиву при подъеме груза. На кожухе размещены элементы храпового механизма второго тормоза, а также ограничительное устройство, обеспечивающее осевое перемещение шкива с тяговой цепью вдоль оси червяка при срабатывании второго тормоза, предотвращая тем самым заклинивание и сход цепи со шкива. В новой конструкции тали заменены штатные крюки на крюки с защелками, что делает работу с ней более безопасной.
В остальном принцип работы предложенной конструкции тали не отличается от изложенного принципа работы выбранного прототипа.
Разработан и опробован опытный образец предлагаемой конструкции тали.
Опробование показало существенное улучшение, а также повышение безопасности и надежности работы новой конструкции.
Класс B66D3/12 тали с ручным приводом и зубчатой передачей между рабочим элементом и подъемным канатом или цепью, или без зубчатой передачи
грузоподъемное устройство - патент 2193517 (27.11.2002) | |
механизм подъема тали - патент 2159733 (27.11.2000) | |
таль - патент 2075195 (10.03.1997) | |
таль - патент 2075194 (10.03.1997) | |
таль - патент 2059568 (10.05.1996) | |
таль - патент 2048426 (20.11.1995) | |
ручная таль - патент 2026262 (09.01.1995) | |
ручная таль - патент 2023647 (30.11.1994) | |
таль - патент 2021971 (30.10.1994) | |
ручная бортовая таль - патент 2016836 (30.07.1994) |