способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем

Классы МПК:H02P23/08 управление на основе частоты скольжения, например сложение частоты скольжения и частоты, пропорциональной числу оборотов
H02P27/04 с переменной частотой питающего напряжения, например инвертор или преобразователь напряжения питания
H02P27/06 с использованием преобразователей постоянного тока в переменный или инверторов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Русэлпром-Электропривод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-09-04
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе для регулирования асинхронных двигателей, в частности двигателей с короткозамкнутым ротором, в том числе тяговых. Техническим результатом является обеспечение максимального значения КПД двигателя и максимальных электромагнитных моментов в системах частотного управления асинхронными двигателями с учетом ограничения тока и напряжения силового преобразователя, питающего двигатель. В способе оптимального частотного управления асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором питается от источника регулируемого напряжения, например автономного инвертора напряжения, циклоконвертора и т.п. В способе частотного управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, величина частоты скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s в каждый момент времени пропорциональна оптимальной частоте скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт. Оптимальная частота скольжения при этом умножается на некоторый коэффициент пропорциональности k, причем учитывается знак задаваемого электромагнитного момента sign(M z) (двигательный или генераторный). Таким образом, частота скольжения в каждый момент времени устанавливается равной способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=sign(Mz)·k·способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, где Mz - задаваемый электромагнитный момент. 2 ил. способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Формула изобретения

Способ управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, заключающийся в том, что задают максимально допустимое значения тока I 0 на выходе силового преобразователя, в каждый момент времени задают требуемое значение электромагнитного момента Mz , измеряют круговую частоту вращения ротора асинхронного двигателя способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и напряжение Ud звена постоянного тока силового преобразователя, питающего двигатель, определяют значения круговой частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 onm, круговой частоты критического скольжения из способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 максимально допустимого напряжения на выходе силового преобразователя из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и максимального электромагнитного момента Mzmax , развиваемого асинхронным двигателем, из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 задают значение реализуемого электромагнитного момента Mzp, либо равным значению электромагнитного момента Mz, либо, если требуемое значение электромагнитного момента Mz превышает Mzmax, равным M zmax, причем знаки Mz и Mzp совпадают, далее, если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 а также в случае, если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 но величина реализуемого электромагнитного момента M zp меньше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 sonm, требуемые значение амплитуды А напряжения питания обмоток статора определяют из выражения

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

при значении частоты скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, а значение частоты напряжения питания обмоток статора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 определяют, как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz; если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 а величина реализуемого электромагнитного момента M zp не меньше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт, но не больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по той же формуле при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s крит, требуемое значение амплитуды А напряжения питания обмоток статора определяют, как равное максимально допустимому значения напряжения U0 силового преобразователя, а значение его частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 - как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, и умноженной на коэффициент пропорциональности, равный способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 а величина реализуемого электромагнитного момента M zp больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт, и больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по той же формуле при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s крит, требуемые значение амплитуды А напряжения питания обмоток статора определяют, как равное максимально допустимому значению напряжения U0 силового преобразователя, а значение его частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 - как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s опт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, и умноженной на коэффициент пропорциональности, равный способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 формируют с помощью силового преобразователя напряжение питания обмоток статора асинхронного двигателя с определенной выше амплитудой и частотой, где Ls, Lr и Lh - индуктивности обмоток статора, ротора и их взаимоиндуктивность, Rs и Rr - активные сопротивления статора и ротора соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к регулируемому асинхронному электроприводу и может быть использовано при регулировании асинхронных двигателей, в частности двигателей с короткозамкнутым ротором, в том числе тяговых. Конкретно изобретение относится к системам асинхронного привода, в которых асинхронный двигатель питается от источника регулируемого напряжения, например автономного инвертора напряжения, циклоконвертора и т.п. Такие источники позволяют реализовать любое желаемое напряжение и частоту питания двигателя с точностью, быть может, до высокочастотной модуляционной составляющей, и в пределах известных ограничений выходного тока и напряжения преобразователя, определяемых используемыми силовыми приборами.

Известны способы частотного управления асинхронными двигателями, в которых амплитуда и частота напряжения питания двигателя изменяются согласованно, так, чтобы обеспечить требуемую частоту вращения ротора двигателя. Для повышения КПД двигателя используется формирование оптимального соотношения между изменениями фазы и амплитуды напряжения питания, позволяющего, при данном (текущем) значении развиваемого момента, минимизировать потери энергии в двигателе. Для этого значение частоты скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s формируется, как известно из теории частотного управления (см., например, Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. М. Энергоиздат, 1982, 216 с., с.51-78), постоянным по величине и равным оптимальному по потерям в двигателе, способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт. Значение способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт определяется экспериментально или теоретически. В частности, оно может теоретически определяться по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт=Rr/Lr, где R r и Lr - активное сопротивление и индуктивность обмотки ротора соответственно. Частота скольжения может быть пропорциональна электромагнитному моменту, способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=Mz(способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 1H-способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 2H)/МН, где MH - номинальный электромагнитный момент асинхронного двигателя, Нм; способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 1H - номинальная синхронная частота вращения асинхронного двигателя, рад/с; способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 2H - номинальная частота вращения асинхронного двигателя, рад/с.

Наиболее близким к изобретению среди систем частотного управления является способ управления асинхронным двигателем, заключающийся в том, что измеряют частоту вращения ротора асинхронного двигателя f, вводят в регулятор напряжения разность между заданной и текущей частотами вращения ротора асинхронного двигателя, определяют частоту напряжения суммированием частоты вращения ротора асинхронного двигателя и оптимальной частотой скольжения; оптимальное скольжение определяют по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , величину напряжения асинхронного двигателя - по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , изменяют частоту и величину напряжения на асинхронном двигателе в соответствии с требуемыми значениями, где Mz - требуемый момент асинхронного двигателя; MN - номинальный момент двигателя; f1N - номинальная синхронная частота вращения двигателя; f2N - номинальная частота вращения двигателя (описание к патенту Российской Федерации на изобретение № 2294050 C2, опубл. 20.02.2007). Использование известных способов позволяет регулировать скорость вращения ротора двигателя в широком диапазоне с коэффициентом мощности и перегрузочной способностью, близкими к номинальным значениям.

Недостатками известных способов является то, что вследствие изменения частоты скольжения потери в двигателе увеличиваются по сравнению с потерями при оптимальной постоянной частоте скольжения; кроме того, увеличение электромагнитного момента и увеличение частоты вращения неизбежно приводят к ограничению как тока, так и напряжения силового преобразователя, питающего асинхронный двигатель, что не позволяет реализовать максимальный электромагнитный момент двигателя. Повышение КПД и реализация максимального момента, с учетом ограничений тока и напряжения, особенно важны в тяговых приводах вследствие ограниченных ресурсов мощности и необходимости повышения эффективности тяговых приводов, в которых КПД и полное использование ресурсов силового преобразователя являются основными критериями качества работы привода.

Техническим результатом, который обеспечивается изобретением, является обеспечение максимального значения КПД двигателя, если такой режим реализуем, и обеспечение реализации максимальных электромагнитных моментов в системах частотного управления асинхронными двигателями с учетом ограничения тока и напряжения силового преобразователя, питающего двигатель.

При ограничениях выходного напряжения U0 и тока I0 силового преобразователя, питающего двигатель, что характерно для регулируемых приводов, особенно тяговых:

- обеспечиваются минимальные потери в двигателе, если при текущем значении частоты вращения ротора и заданном электромагнитном моменте Mz ограничения предельно допустимых значений амплитуды напряжения и тока на выходе силового преобразователя не достигаются;

- обеспечивается условный минимум потерь в двигателе при данных уровнях ограничения напряжения и тока на выходе силового преобразователя, если заданный момент Mz не реализуем при оптимальном значении скольжения, но реализуем при больших значениях скольжения без превышения уровней ограничения напряжения и тока;

- обеспечивается максимально реализуемый электромагнитный момент при данных уровнях ограничения напряжения и тока на выходе силового преобразователя, если заданный момент Mz не реализуем.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе частотного управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором, питаемым от силового преобразователя, задают максимально допустимое значения тока I0 на выходе силового преобразователя, в каждый момент времени задают требуемое значение электромагнитного момента Mz, измеряют круговую частоту вращения ротора асинхронного двигателя способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и напряжение Ud звена постоянного тока силового преобразователя, питающего двигатель, определяют значения круговой частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 опт, круговой частоты критического скольжения из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 максимально допустимого напряжения на выходе силового преобразователя из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и максимального электромагнитного момента Mzmax , развиваемого асинхронным двигателем, из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 задают значение реализуемого электромагнитного момента Mzp либо равным значению электромагнитного момента Mz, либо, если требуемое значение электромагнитного момента Mz превышает Mzmax, равным M zmax, причем знаки Mz и Mzp совпадают, далее, если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , а также в случае, если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , но величина реализуемого электромагнитного момента M zp меньше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, требуемые значения амплитуды A напряжения питания обмоток статора определяют из выражения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 при значении частоты скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, а значение частоты напряжения питания обмоток статора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 определяют как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz; если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , а величина реализуемого электромагнитного момента M zp не меньше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, но не больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по той же формуле при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s крит, требуемое значение амплитуды A напряжения питания обмоток статора определяют как равное максимально допустимому значению напряжения U0 силового преобразователя, а значение его частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 - как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, и умноженной на коэффициент пропорциональности, равный способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 ; если измеренная частота вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 не меньше способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , а величина реализуемого электромагнитного момента M zp больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по формуле способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, и больше значения электромагнитного момента, рассчитанного по той же формуле при условии способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s крит, требуемое значение амплитуды A напряжения питания обмоток статора определяют как равное максимально допустимому значению напряжения U0 силового преобразователя, а значение его частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 - как сумму величины измеренной частоты вращения ротора способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 и определенной величины частоты оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, взятой со знаком, соответствующим знаку заданного электромагнитного момента Mz, и умноженной на коэффициент пропорциональности, равный способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 , формируют с помощью силового преобразователя напряжение питания обмоток статора асинхронного двигателя с определенной выше амплитудой и частотой, где Ls, Lr и Lh - индуктивности обмоток статора, ротора и их взаимоиндуктивность, Rs и Rr - активные сопротивления статора и ротора, соответственно.

Отличием предлагаемого способа от существующих является то, что частота скольжения при частотном управлении не является постоянной или изменяющейся пропорционально электромагнитному моменту, а изменяется таким образом, чтобы обеспечить минимальные потери в двигателе, или условный минимум потерь при данных уровнях ограничения напряжения и тока, или максимально реализуемый электромагнитный момент, если заданный момент не реализуем при данных уровнях ограничения напряжения и тока.

В частности, величина частоты скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s в каждый момент времени пропорциональна оптимальной частоте скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт. Оптимальная частота скольжения при этом умножается на некоторый коэффициент пропорциональности k, причем учитывается знак задаваемого электромагнитного момента sign(M z) (двигательный или генераторный). Таким образом, частота скольжения в каждый момент времени устанавливается равной

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем поясняется фиг.1, где приведен пример устройства, реализующего способ. В данном случае приводится пример транспортного средства (автомобиля, трактора и т.п.) с электрической трансмиссией переменно-переменного тока.

Блок-схема алгоритма вычисления требуемых параметров работы устройства представлена на фиг.2.

Двигатель внутреннего сгорания 1 приводит во вращение генератор переменного тока 2, который выдает переменное трехфазное напряжение на вход выпрямителя 3 силового преобразователя.

Выход выпрямителя 3 и вход инвертора 5 силового преобразователя образуют звено постоянного тока силового преобразователя, на котором установлен датчик напряжения 4, осуществляющий измерение мгновенного значения напряжения звена постоянного тока (U d). В соответствии с Ud по известным соотношениям задается величина максимально допустимого значения выходного напряжения инвертора U0. Так, при широтно-импульсной модуляции выходного напряжения силового преобразователя, допустимая амплитуда синусоидального линейного напряжения U0 не может превышать способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 (см. Розанов Ю.К., Рябчицкий М.В., Кваснюк А.А. Силовая электроника. Учебник. - М.: Издательский дом МЭИ, 2007, 632 с., с.409).

К выходу инвертора 5 подключен тяговый асинхронный двигатель 6, на одном валу с которым установлен датчик скорости вращения 7, сигнал которого, пропорциональный скорости вращения ротора двигателя n [об/мин], усиливается усилителем 8, преобразуется аналого-цифровым преобразователем 9 и умножается на коэффициент способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 в блоке коэффициента 10, где p - число пар полюсов статора асинхронного двигателя. В результате на выходе блока 10 получается значение мгновенной круговой частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865-1] вращения ротора асинхронного двигателя 6.

Требуемый электромагнитный момент Mz тягового асинхронного двигателя 6 задается педалью «газ» 11, установленной в кабине водителя транспортного средства, и передается через усилитель 12 и аналого-цифровой преобразователь 13.

Максимально допустимое значение выходного тока I0 инвертора 5, а также параметры схемы замещения тягового асинхронного двигателя Rr, Rs, Lr, Ls, Lh вводятся посредством ПЭВМ 14 в контроллер 15. Значения параметров Ls, L r, Lh, Rs, Rr берутся по данным схемы замещения фазы асинхронного двигателя (см., например, Булгаков А.А. Частотное управление асинхронными двигателями. М.: Энергоиздат, 1982, 216 с., с.51-78) или могут быть получены экспериментально (см., например, Виноградов А.Б. Векторное управление электроприводами переменного тока. Учебное пособие. - Иваново: ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина», 2008, 298 с., с.220-230).

В контроллер 15 также поступают задание требуемого момента M z тягового двигателя 6 и измеренные мгновенные значения напряжения Ud и частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 . В контроллере 15 реализован алгоритм формирования амплитуды A и частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 напряжения питания обмоток статора асинхронного двигателя 6, представленный на фиг.2.

В контроллере 15 определяется частота оптимального и критического скольжения. Значение оптимального скольжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт может определяться по значениям сопротивлений и индуктивностей, например, по формуле

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

где указано значение абсолютного скольжения, оптимального по потреблению тока статора. Формула (2) определяет значение скольжения, совпадающее с законом регулирования М.П.Костенко (см., например, Л.М.Пиотровский. Электрические машины. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1949, 528 с., с.408). Возможно также задание величины оптимального скольжения по результатам экспериментальных исследований, в функции электромагнитного момента, скорости и т.д. (см., например, Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. Екатеринбург: УРО РАН, 2000, 654 с., с.544-547).

Значение критического скольжения определяется по формуле:

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Определяют максимально допустимое выходное напряжение силового преобразователя, питающего двигатель. Например, если необходимо обеспечить синусоидальность выходного напряжения питания силового преобразователя с широтно-импульсной модуляцией, максимально допустимое выходное линейное напряжение определяют по формуле (4)

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

По формуле (5) определяют величину максимального электромагнитного момента Mzmax, которой ограничивают возможное задание реализуемого электромагнитного момента M zp по заданному значению максимального тока I0 . Таким образом, если задание электромагнитного момента превышает полученное значение, то Mzp принимают равным M zmax. Знаки Мz и Mzp совпадают.

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

В случае, если выполняется условие

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

ресурсов силового преобразователя достаточно, чтобы реализовать режим работы двигателя с минимальными потерями и при этом достичь реализуемого значения электромагнитного момента Mzp, причем ограничения по напряжению и току на выходе силового преобразователя, с учетом (5), не достигаются. Поскольку минимальные потери в асинхронном двигателе имеют место при оптимальном скольжении, то, исходя из (1), принимают k=1. Тогда способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=sign(Mzспособ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, а величина напряжения питания двигателя определяется исходя из реализуемого электромагнитного момента Mzp по формуле:

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

где:

A - амплитуда напряжения, В;

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 - измеренная частота вращения, рад/с;

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s - частота скольжения, рад/с.

В случае, если условие (6) не выполняется, для расчета электромагнитного момента используется соотношение:

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

При этом возможны следующие три случая.

Случай 1. Величина момента М, вычисляемого по соотношению (8) при условии, что способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, больше, чем величина требуемого момента Mzp.

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

В этом случае инвертор 5 может обеспечить работу асинхронного двигателя 6 с реализуемым моментом M zp при минимальных потерях (с оптимальным скольжением), но при ограничении выходного тока силового преобразователя на уровне не более I0. Принимается k=1, что соответствует способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=sign(Mzспособ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт, и для расчета требуемой амплитуды напряжения используется соотношение (7). Очевидно, что амплитуда напряжения на выходе силового преобразователя будет меньше максимальной U0. Реализуется режим работы асинхронного двигателя с минимальными потерями (оптимальным скольжением) при электромагнитном моменте M=Mzp.

Случай 2. Величина момента М, вычисляемого по соотношению (8) при способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s=способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s крит, меньше, чем величина реализуемого момента Mzp.

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Выполнение условия (10) означает, что при заданных ограничениях тока и напряжения силового преобразователя невозможно получить реализуемый электромагнитный момент M zp даже при критическом скольжении. Следовательно, задается момент, максимально достижимый при имеющихся ограничениях напряжения и тока на выходе силового преобразователя U0 и I 0. Тогда принимается

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

а частота скольжения принимает значение

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Амплитуда напряжения на выходе силового преобразователя принимается максимальной и равной U0 , достигаемый момент определяется в соответствии с (8).

Случай 3. В противном случае (т.е. если ни (9), ни (10) не выполнены) реализуемый момент невозможно обеспечить в режиме минимальных потерь (при оптимальном скольжении), но этот момент можно получить несколько увеличив скольжение (не более критического). В этом случае амплитуда напряжения задается максимальной и равной U 0, а соотношение (8) используется для расчета требуемой величины коэффициента k при M=Mzp.

Для упрощения решения (8) относительно способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s используется предположение, что при больших частотах вращения, характерных для тягового привода при регулировании во второй зоне при ограниченном напряжении питания двигателя, частота скольжения и зависимые от нее слагаемые в знаменателе (8) пренебрежимо малы: способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 >>способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s (способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 sспособ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0); также пренебрежимо мало сопротивление статора и зависимые от него слагаемые в знаменателе (8): Rsспособ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0. Тогда, с учетом (2), коэффициент k равен:

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

В случае, если способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 s oпт задается не по (2), а иначе, решение (8) относительно k находится аналогично. Частота скольжения определяется по (1) с учетом (13).

Задание частоты напряжения способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0 силового преобразователя определяется как сумма измеренной частоты вращения ротора и частоты скольжения по следующей формуле:

способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865

Сигналы, пропорциональные определенным в контроллере 15 мгновенным значением A и способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0, подаются на вход контроллера 16 инвертора, который формирует на выходе задающие сигналы мгновенных выходных напряжений uА, uB, uC, поступающие на вход драйвера 17 силовых ключей инвертора. Драйвер управляет силовыми ключами инвертора, коммутируя их таким образом, что на выходе инвертора (на обмотках статора асинхронного двигателя) формируется трехфазное напряжение заданной амплитуды А и частоты способ оптимального частотного управления асинхронным двигателем, патент № 2402865 0.

Предлагаемый способ позволяет реализовать большой диапазон изменения величины магнитного поля и обеспечить малый уровень потерь в асинхронном двигателе в широком диапазоне частот вращения и моментов.

Класс H02P23/08 управление на основе частоты скольжения, например сложение частоты скольжения и частоты, пропорциональной числу оборотов

энергосберегающая система управления асинхронным электроприводом -  патент 2498496 (10.11.2013)
однофазный частотный регулятор скорости, ведомый сетью, для трехфазного асинхронного короткозамкнутого электродвигателя -  патент 2461118 (10.09.2012)
способ управления асинхронным тяговым двигателем -  патент 2451389 (20.05.2012)
способ фазового управления асинхронным двигателем -  патент 2398349 (27.08.2010)
система управления асинхронным двигателем -  патент 2390091 (20.05.2010)
способ стабилизации скорости вращения силовых гиростабилизаторов -  патент 2385531 (27.03.2010)
способ стабилизации момента вращения силовых гиростабилизаторов -  патент 2385530 (27.03.2010)
способ управления асинхронным двигателем -  патент 2294050 (20.02.2007)
регулирующее устройство для привода с асинхронным двигателем -  патент 2284645 (27.09.2006)

Класс H02P27/04 с переменной частотой питающего напряжения, например инвертор или преобразователь напряжения питания

Класс H02P27/06 с использованием преобразователей постоянного тока в переменный или инверторов

Наверх