наплавное судно понтонного типа
Классы МПК: | B63B35/42 с регулируемой осадкой B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла |
Автор(ы): | Знаменский Лев Николаевич (RU), Михайлов Леонид Валерьевич (RU), Шаталов Вячеслав Валентинович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-03-30 публикация патента:
10.11.2010 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к наплавным судам понтонного типа, предназначенным для перевозки на открытой палубе плавучих буровых установок (ПБУ) и других плавучих и тяжеловесных объектов. Наплавное судно состоит из понтона с высоким баком (ютом) и свободной грузовой палубы. Плавучесть кормовой (носовой) оконечности и продольная остойчивость судна при вводе (выводе) под ПБУ обеспечивается надувными плавучестями, прикрепленными к оконечности гибкими связями определенной длины, обусловленной необходимой глубиной притопления наплавного судна для ввода (вывода) ПБУ. Эшелонированное (последовательное) по направлению ввода (вывода) судна расположение надувных плавучестей создает практически неизменную глубину притопления наплавного судна при прохождении кормовой (носовой) оконечности судна под раскосами ПБУ. Надувные плавучести размещаются ниже опорных поверхностей под крупногабаритные грузы. Достигается расширение эксплуатационных возможностей наплавных судов за счет возможности заводить наплавное судно как с бортов, так и с кормовой оконечности под перевозимый плавучий объект, а также обеспечивается перевозка неограниченных по ширине тяжеловесных грузов. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.
Формула изобретения
1. Наплавное судно понтонного типа, состоящее из понтона с высоким баком или ютом и свободной грузовой палубой, предназначенной для погрузки плавучей буровой установки (ПБУ) или других плавучих крупногабаритных и тяжеловесных объектов наплавным способом, отличающееся тем, что плавучесть кормовой или носовой оконечности и продольная остойчивость судна при вводе или выводе под ПБУ обеспечивается надувными плавучестями, прикрепленными к оконечности гибкими связями определенной длины.
2. Наплавное судно понтонного типа по п.1, отличающееся тем, что крепление надувных плавучестей гибкими связями обеспечивает притопление их и проводку кормовой или носовой оконечности судна под раскосами ПБУ, а эшелонированное (последовательное) по направлению ввода или вывода судна расположение надувных плавучестей создает практически неизменную глубину притопления наплавного судна при прохождении кормовой или носовой оконечности судна под раскосами ПБУ.
3. Наплавное судно понтонного типа по п.1, отличающееся тем, что надувные плавучести размещаются ниже опорных поверхностей под крупногабаритные грузы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно к наплавным судам понтонного типа, предназначенным для перевозки на открытой палубе плавучих буровых установок (ПБУ) и других плавучих крупногабаритных и тяжеловесных объектов, требующих морской транспортировки или понтонирования для прохождения мелководных участков акватории.
Известны наплавные суда понтонного типа для перевозки ПБУ, такие как «Диви Суон - Dyvi Swan» («Морской флот», 1982 г., № 5, с.57, «Судостроение за рубежом, 1983 г., № 3, с.42), «Mighty Servant» («Судостроение за рубежом, 1986 г., № 6, с.20), «Основные требования к наплавным судам для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов» («Судостроение», 1990, № 6 г., с.6).
Известны суда-понтоны «Джайент (Giant) 2», «Джайент (Giant) 3» и «Giant 4» для перевозки ПБУ, погрузка (выгрузка) на которые производится также наплавным способом с притоплением грузовой палубы на требуемую глубину («Судостроение», 1982 г., № 9, с.4, рекламные материалы «Giant ocean-going deck barges», 2001 г., фирмы «Smit Transport & Heavy Lift».
В отличие от вышеуказанных наплавных судов суда-понтоны в качестве бака и юта имеют по 2 надстройки башенного типа в носу и корме, которые позволяют производить погрузку (выгрузку) плавучих объектов наплавным способом с любого борта, а объекты с шириной, меньшей расстояния между башенными надстройками, также с носа или кормы понтона.
Наиболее близким прототипом являются морские баржи «Giant 2», «Giant 3» и «Giant 4», фирмы «Smit Transport & Heavy Lift». Каждая из барж оборудована стационарным высоким баком и двумя съемными плавучими танками, закрепляемыми побортно на корме баржи.
Отличительной особенностью архитектурно-конструктивного типа этих судов является наличие высоких бака и юта в оконечностях корпуса, а между ними открытой грузовой палубы, на которую в притопленном положении судна наплавным способом грузится плавучий объект, например ПБУ.
Высокие бак и ют обеспечивают плавучесть и остойчивость судна в притопленном положении, когда грузовая палуба находится под водой при погрузке объекта.
Недостатком перечисленных конструкций наплавных судов понтонного типа является наличие стационарных высоких надстроек башенного типа (бак и ют) в обеих оконечностях корпуса судна, что препятствует погрузке (выгрузке) крупногабаритных плавучих объектов, например ПБУ, с оконечностей судна, позволяя погрузку только ограниченных по габаритам плавучих объектов со стороны бортов; или погрузку с оконечности плавучих объектов шириной менее расстояния между башенными надстройками (суда-понтоны).
Целью предлагаемого изобретения является улучшение эксплуатационных возможностей наплавных судов за счет более полного использования их грузовых палуб, расширения районов эксплуатации и обслуживания мелководного шельфа.
Отличительным признаком заявляемого наплавного судна является замена стационарных башенных надстроек (бак или ют) на надувные плавучести, прикрепленные гибкими связями к оконечности судна, тем самым исключается зависимость размеров перевозимого плавучего объекта от размеров палубы наплавного судна. Кроме того, эшелонированное по длине наплавного судна расположение надувных плавучестей создает возможность последовательного продольного продвижения наплавного судна с поочередным притапливанием плавучестей под подводными частями погружаемого объекта, например под раскосами ПБУ, практически не изменяя при этом глубины притопления оконечности наплавного судна.
Замена стационарных башенных надстроек на надувные притапливаемые плавучести позволяет заводить наплавное судно как с бортов, так и с кормовой оконечности под перевозимый плавучий объект.
Предлагаемое наплавное судно понтонного типа иллюстрируется чертежами, где
на фиг.1 изображен боковой вид наплавного судна понтонного типа в походном состоянии; фиг.2 - вид сверху на наплавное судно; фиг.3 - эшелонированное расположение надувных плавучестей; фиг.4 - ордер при заводке наплавного судна под ПБУ; фиг.5 - расположение надувных плавучестей в исходном положении для заводки под ПБУ; фиг.6 - заводка наплавного судна под ПБУ; фиг.7 - поперечное сечение А-А при заводке под ПБУ; фиг.8 - фрагмент прохождения плавучестей под раскосами ПБУ; фиг.9 - транспортное положение ПБУ на наплавном судне.
Наплавное судно понтонного типа, оборудованное балластной системой, содержит высокий бак 1, установленный стационарно в носовой оконечности грузовой палубы 2, оснащенной опорами 3 под ПБУ. В кормовой части 4 судна, ниже опор 3, установлены несколько надувных цилиндрических плавучестей 5, прикрепленных к палубе гибкими связями 6 определенной длины, обусловленной необходимой глубиной притопления наплавного судна для ввода (вывода) ПБУ.
Цилиндрические надувные плавучести размещаются вдоль кормовой оконечности судна фиг.2, 3 эшелонированно, что позволяет им последовательно погружаться в воду при прохождении под подводной частью погружаемого плавучего объекта, например раскосами ПБУ, при вводе (выводе) судна под ПБУ, практически не изменяя глубины притопления оконечности судна.
Ввод (вывод) (фиг.4, 6) наплавного судна под ПБУ осуществляется следующим образом. Под ПБУ протаскивается основой буксирный канат 7 от кормовой оконечности наплавного судна; вспомогательный буксирный канат 8 крепится на носовой оконечности судна. Концы канатов крепятся на соответствующих буксирных судах. Наплавное судно балластируется на определенную глубину притопления, обеспечивающую заводку его под ПБУ. При этом плавучесть носовой оконечности наплавного судна и поперечная остойчивость судна обеспечиваются баком 1, а плавучесть кормовой оконечности и продольная остойчивость судна - всплывшими надувными плавучестями 5, закрепленными на гибких связях 6.
При проходе надувных плавучестей 5 под раскосами ПБУ, под действием тяги буксира, плавучести 5 последовательно притапливаются и затем всплывают по мере прохождения под раскосами, чем обеспечивается практически неизменная глубина притопления наплавного судна. При достижении наплавным судном положения, соответствующего транспортному, производится остановка взаимного перемещения наплавного судна и ПБУ, осуществляется откачка балласта, всплытие судна и постановка ПБУ на опоры 3 грузовой палубы 1 наплавного судна. При этом надувные плавучести 5 опускаются на палубу, не препятствуя размещению крупногабаритного груза на опорах 3 грузовой палубы 2.
Предлагаемое изобретение упрощает и облегчает процесс погрузки (выгрузки) крупногабаритных грузов, повышает быстроту и надежность работ на акватории за счет более полного использования грузовой палубы и снижает стоимость проведения операций.
Класс B63B35/42 с регулируемой осадкой
комплекс для проведения работ на акватории - патент 2406642 (20.12.2010) | |
способ и устройство для грузообработки судна-баржевоза - патент 2388646 (10.05.2010) | |
комплекс для проведения работ на акватории - патент 2170690 (20.07.2001) | |
танкер - патент 2112691 (10.06.1998) | |
круизное судно-док - патент 2085433 (27.07.1997) | |
судно для перевозки лихтеров и грузов - патент 2033368 (20.04.1995) |
Класс B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла