смазывание вертикального цилиндрического редуктора

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16N7/36 с подачей смазки посредством нагнетающего действия элемента, подлежащего смазке, или иной части машины; центробежная смазка 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-07-14
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом. Устройство включает картерное смазывание путем погружения зубьев тихоходного колеса в жидкий смазочный материал и принудительное смазывание быстроходных колес подпружиненным плунжером. Плунжер размещен в масляной ванне в расточке дна картера и приводится в движение кулачком, установленным на валу тихоходной ступени. Плунжер содержит фильтр перед всасывающими каналами и запирающиеся клапаны на линиях нагнетания. При рабочем ходе плунжера жидкий смазочный материал из полости сжатия плунжера подводится по трубопроводам в зону входа зубьев колес в зацепление и в опорные узлы быстроходных валов редуктора. Достигается повышение ресурса и эксплуатационной надежности вертикального цилиндрического редуктора. 3 ил. смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472

смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472 смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472 смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472

Формула изобретения

Смазывание вертикального цилиндрического редуктора, включающее картерное смазывание путем погружения зубьев тихоходного колеса в жидкий смазочный материал и принудительное смазывание быстроходных ступеней подпружиненным плунжером, размещенным в масляной ванне и постоянно взаимодействующим с кулачком, установленным на валу тихоходной ступени, отличающееся тем, что плунжер содержит фильтр, размещенный перед всасывающими каналами, и запирающие клапаны на линиях нагнетания смазочного материала к зубчатым колесам и опорам быстроходных ступеней, при этом смазочный материал подводится в углубления с цилиндрическим дном во впадинах зубьев быстроходных колес перед входом зубьев в зацепление.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом, и может найти применение для смазывания опорных узлов передач.

Известны устройства вертикальных цилиндрических редукторов с картерным смазыванием (см., например, В.И. Парубец. Серия ES: вертикальные редукторы 5МЦ 2В, 5МЦ 3В - их ждали в России три десятилетия! / Редукторы и приводы. № 1, 2 (11), 2008, С.4смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472 10).

Смазывание зацепления зубьев колес осуществляется погружением тихоходного колеса в масляную ванну. Зубья колеса зачерпывают масло и благодаря силам адгезии и вязкости переносят смазочный материал в зону зацепления колес. Масло, отбрасываемое зубьями тихоходного колеса на стенки корпуса, образует масляный туман, который смазывает подшипники редуктора. Начиная с некоторой скорости (быстроходные ступени редуктора) масло не удерживается на зубьях колес до момента вступления их в зацепление, что вызывает нагрев передач редуктора и старение смазочного материала. Создаются условия, снижающие работоспособность колес и подшипников быстроходных ступеней редуктора.

Известно устройство принудительного смазывания подшипников вала вертикального редуктора, включающее подпружиненный плунжер, постоянно контактирующий с неподвижной поверхностью с кулачком, цилиндр плунжера, вращающийся вокруг вала смазываемых подшипников, каналы для всасывания жидкого смазочного материала в полость плунжера и нагнетания из полости плунжера к подшипникам вала (см. Япония, патент № 54-30468, кл. F16Н 57/04 от 24.06.75). Пульсирующая подача жидкого смазочного материала в зону работы подшипников требует точного размещения канала нагнетания, а забивка каналов всасывания и нагнетания продуктами изнашивания может исключить подведение смазочного материала в требуемую зону и нарушить работоспособность подшипникового узла и редуктора в целом.

Цель изобретения - повышение ресурса и эксплуатационной надежности вертикального цилиндрического редуктора путем обеспечения постоянного подведения жидкого смазочного материала в зону зацепления зубьев колес и к подшипникам валов быстроходных ступеней редуктора.

Предлагается устройство для смазывания вертикального цилиндрического редуктора, включающее картерное смазывание путем погружения зубьев тихоходного колеса в жидкий смазочный материал и принудительное смазывание быстроходных ступеней подпружиненным плунжером, размещенным в масляной ванне и постоянно взаимодействующим с кулачком, установленным на валу тихоходной ступени, отличающееся тем, что плунжер содержит фильтр, размещенный перед всасывающими каналами, и запирающие клапаны на линиях нагнетания смазочного материала к зубчатым колесам и опорам быстроходных ступеней, при этом смазочный материал подводится в углубления с цилиндрическим дном во впадинах зубьев быстроходных колес перед входом зубьев в зацепление.

Решение технической задачи поясняется чертежами, на которых представлены: фиг.1 - трехступенчатый цилиндрический вертикальный редуктор с картерным и принудительным смазыванием передач и подшипников; фиг.2 - устройство принудительного смазывания с подпружиненным плунжером; фиг.3 - подвод жидкого смазочного материала в зону входа зубьев колеса в зацепление.

Устройство смазывания поясняется конструктивной схемой вертикального редуктора (фиг.1) с моноблочным корпусом 1, в котором размещены модуль 2 входного вала, входной вал - шестерня 3, колесо 4 первой ступени, вал-шестерня 5 второй ступени, колесо 6 второй ступени, вал-шестерня 7 третьей ступени (тихоходной), колесо 8 третьей ступени, выходной вал 9, дно 10 картера с расточкой для подпружиненного плунжера 11. На выходном валу 9 установлен кулачок 12. В расточке 13 дна 10 размещен подпружиненный плунжер 11 (фиг.2). Система принудительного смазывания включает нагнетательные клапаны 14, каналы нагнетания - трубопроводы 15 и 16, фильтр 17.

Перед работой выходы нагнетательных каналов для подачи смазочного материала размещают в зоне входа зубьев колес 4 и 6 в зацепление - около 30° до входа (фиг.3).

Устройство работает следующим образом.

При вращении входного вала 3 движение через колесо 4 первой ступени передается колесу 6 второй ступени и далее - колесу 8 третьей (тихоходной) ступени. Зубья колеса 8, погруженные в жидкий смазочный материал, зачерпывают и благодаря силам адгезии удерживают его на рабочих поверхностях зубьев, что определяет удовлетворительный срок службы зубчатого зацепления третьей ступени, работающей в режиме граничной смазки (см., например, Детали машин. Трение, износ, смазка // Машиностроение: энциклопедия. - Т. IV - I/ ред. Д.Н. Решетов и др. - М.: Машиностроение, 1995. - 864 с.). Одновременно при вращении вала тихоходной ступени кулачок 12 взаимодействует с торцовой поверхностью плунжера 11. Плунжер под действием пружины прижимается к цилиндрической части кулачка и занимает крайнее верхнее положение смазывание вертикального цилиндрического редуктора, патент № 2403472 3/4 оборота кулачка. В этом положении плунжера жидкий смазочный материал затекает через фильтр 17 и каналы а в полость б. Этому способствует связь полости б каналами в и г с газовой средой картера редуктора. При действии кулачка на плунжер он совершает рабочий ход и смазочный материал через клапаны 14 и трубопроводы 15 и 16 подается в зону входа зубьев колес второй и первой ступеней в зацепление. Для удержания смазочного материала до входа зубьев колес в зацепление во впадинах между зубьями колес выполнены углубления 18 - ванночки с дном, представляющим собой часть цилиндра. Под действием центробежных сил смазочный материал из углублений 18 подается на рабочие поверхности зубьев в зоне их зацепления.

При остановке движения входного вала клапаны 14 запирают нагнетательные трубопроводы 15 и 16, смазочный материал остается в трубопроводах. При запуске устройства первый оборот кулачка 12 обеспечивает подачу смазочного материала в смазываемые зоны.

Таким образом, размещение плунжера в масляной ванне редуктора обеспечивает затекание смазочного материала через фильтр в полость под плунжером, а при совершении рабочего хода плунжера от кулачка на тихоходном валу смазочный материал подается в зону зацепления быстроходных колес и опор валов, что способствует повышению ресурса и эксплуатационной надежности быстроходных ступеней и вертикального цилиндрического редуктора в целом.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)

Класс F16N7/36 с подачей смазки посредством нагнетающего действия элемента, подлежащего смазке, или иной части машины; центробежная смазка 

Наверх