способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной системе

Классы МПК:G05B23/02 электрические испытания и контроль 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-10-23
публикация патента:

Изобретение относится к области автоматического управления и может быть использовано в системах с избыточным количеством датчиков. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей автоматического управления. Он достигается тем, что способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной системе основан на периодической проверке соотношения связи измеренных параметров движения, характеризующего исправную работу датчиков, фиксации момента нарушения соотношения связи, разворота системы с этого момента на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0, интегрировании в течение разворота измеренных параметров, сравнении по окончании разворота полученных после интегрирования сигналов с заданными и определение отказавшего датчика по результатам сравнения. 1 ил. способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Формула изобретения

Способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной системе, включающий измерение каждым датчиком параметров вектора угловой скорости ai, где i=1, 2,способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 n, n - число датчиков, периодическую с периодом Т 0 проверку соотношения связи измеренных параметров а iп вектора угловой скорости а, по которому определяют отказ датчика, отличающийся тем, что с момента нарушения соотношения связи измеренных параметров производят разворот системы относительно заданной оси на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0; при этом с момента начала разворота и до его окончания производят интегрирование измеренных параметров аiп и по окончании разворота производят сравнение полученных в результате интегрирования сигналов способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп с заданными значениями способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i, где способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i=способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0cosспособ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i, t0 - время выполнения разворота, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i - угол между заданной осью вращения и измерительной осью i-го датчика угловой скорости, и если в результате сравнения сигнал способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i=способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп-способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i превышает заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , то i-й датчик является отказавшим.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматического управления и может быть использовано в системах с избыточным количеством датчиков, например, датчиков угловой скорости, отказ одного из которых не должен приводить к отказу системы управления.

Известен способ определения отказавшего датчика, реализованный в [1], включающий измерение каждым датчиком параметра движения и проверку соотношения связи измеренных датчиками параметров движения, характеризующего исправную работу датчиков.

Недостаток этого способа состоит в том, что он предполагает наличие большого количества избыточных датчиков (сверх трех, не расположенных в одной плоскости, и полностью определяющих вектор параметра движения) и не позволяет определить отказавший датчик при любом числе избыточных датчиков, например при одном.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу является способ, реализованный в [2], включающий измерение каждым датчиком параметров вектора движения ai, iспособ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 =1, 2,способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 n, где n - число датчиков, периодическую с периодом Т 0 проверку соотношения связи измеренных параметров движения, характеризующего исправную работу датчиков, проведение сравнения показаний am каждого датчика на момент времени Т m (m=1, 2, 3,способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ) нарушения соотношения связи измеренных параметров движения с показаниями a(m-1) того же датчика на момент времени T(m-1)=(m-1)·Т0.

Недостаток этого способа состоит в том, что он не позволяет определить отказавший датчик, если процесс отказа датчика развивается медленно, например, за счет постепенного изменения масштабирующего коэффициента датчика или изменения сигнала смещения и ухода их за пределы допустимых значений.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей за счет возможности определения отказавшего датчика в условиях медленного изменения масштабирующего коэффициента или сигнала смещения.

Эта задача достигается тем, что способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной системе, включающий измерение каждым датчиком параметров вектора угловой скорости аi, где i=1, 2,способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 n, n - число датчиков, периодическую с периодом Т 0 проверку соотношения связи измеренных параметров a iп вектора угловой скорости а, по которому определяют отказ датчика, предполагает, что с момента нарушения соотношения связи измеренных параметров производят разворот системы относительно заданной оси на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0, при этом с момента начала разворота и до его окончания производят интегрирование измеренных параметров аiп и по окончании разворота производят сравнение полученных в результате интегрирования сигналов способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп с заданными значениями способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i, где способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i=способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0cosспособ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i, t0 - время выполнения разворота, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i - угол между заданной осью вращения и измерительной осью i-ного датчика угловой скорости, и если в результате сравнения сигнал способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i=способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп-способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i превышает заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , то i-й датчик является отказавшим.

На чертеже приведена координатная схема, поясняющая расположение измерительных осей датчиков и направления заданной оси вращения. На этой схеме: x, у, z - направление базовых ортогональных осей, относительно которых производится управление, 1, 2, 3, 4 - направление измерительных осей датчиков угловой скорости, a0 - направление заданной оси вращения, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 1, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 2, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 3 и способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 4 - углы между направлением заданной оси вращения и направлением измерительных осей 1, 2, 3 и 4 соответственно.

Реализацию предлагаемого способа определения отказавшего датчика рассмотрим на примере системы с одним избыточным датчиком угловой скорости при управлении движением твердого тела (космического аппарата). В общем случае система из трех датчиков угловой скорости, измерительные оси которых не лежат в одной плоскости, полностью определяет вектор угловой скорости космического аппарата а. Избыточная система содержит на один датчик больше - четыре датчика угловой скорости, при этом никакие три датчика из четырех не лежат в одной плоскости. При отказе одного из четырех датчиков в такой системе существует возможность замены этого датчика, используя показания остальных исправно работающих трех датчиков.

Пусть избыточная система содержит четыре датчика (фиг.1), измерительные оси которых направлены по координатным осям 1, 2, 3, 4, а их углы расположения относительно ортогонального базиса x, у, z равны способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ki (k=х, у, z, i=1, 2, 3, 4). Введем обозначения:

a - вектор угловой скорости, аi - измерения (выходные сигналы) датчиков угловой скорости, аk - проекции вектора угловой скорости а на оси х, у, z; bki =cos способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ki - направляющие косинусы, р, r, s (р, r, s=1, 2,способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 n, pспособ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 rспособ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 s) - измерительные оси системы, j - комбинации (сочетания) трех измерительных осей р, r, s системы из возможных n. Для n=4 число таких комбинаций четыре: j=[1, 2, 3], [1, 2, 4], [1, 3, 4], [2, 3, 4], (пусть р=1, r=2, s=3),

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 - вектор - столбец проекций ak вектора а на оси х, у, z, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 - матрица 3×3 направляющих косинусов bki выбранной комбинации j датчиков, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 - вектор - столбец измерений датчиков выбранной комбинации j.

С учетом введенных обозначений имеем

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Если aх, ay, a z - проекции вектора угловой скорости а, то имеет место соотношение

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

где al - измерение (выходной сигнал) датчика измерительной оси I, I - направление измерительной оси, не совпадающей с осями р, r, s. Равенство (2) и есть соотношение связи измеренных параметров движения. Для определенности спроектируем вектор а на ось 4. С учетом равенств (1) и (2) имеем

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

где коэффициенты C1, C 2, С3 определяются из (1) и (2). Как следует из (3), величина R равна нулю (близка к нулю), если все четыре датчика исправны. В случае отказа датчика величина R не равна нулю (больше некоторого заданного значения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ), что свидетельствует о неисправности в системе из четырех датчиков. Заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 определяется допустимыми погрешностями датчиков, возможными предельными значениями измеряемых параметров.

Осуществим периодическую с периодом Т0 проверку соотношения связи параметров движения (2) на равенство нулю (на принадлежность к заданному интервалу) величины R. Пусть в некоторый момент времени Тm=m·Т0 (m=1, 2способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ) произошло нарушение соотношения связи (3), при котором величина R вышла за пределы дозволенных значений. Предположим, что произошел медленный отказ датчика 2 (произошел уход масштабирующего коэффициента или изменился сигнал смещения), при этом нарушилось соотношение связи (3). Предположим также, что изменился масштабирующий коэффициент М и сигнал смещения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а второго датчика угловой скорости. Пусть масштабирующий коэффициент М2 датчика 2 стал равным M2п , при этом

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

где способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 К - относительное изменение масштабирующего коэффициента М2. Для простоты будем предполагать, что масштабирующие коэффициенты Mi всех датчиков угловой скорости равны единице (Mi=1), а сигналы смещения исправных датчиков равны нулю или скомпенсированы системой управления. Пусть сигнал смещения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а2 второго датчика стал равным способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а2п, причем,

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

где способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а - изменение сигнала смещения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а2. Считаем, что сигнал смещения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 а2 близок к нулю либо скомпенсирован системой и далее его учитывать не будем.

Введем обозначения. Пусть a1, а2, a3, a4 - достоверные сигналы измерительных датчиков, a1п , a2п, а3п, а4п - фактические показания датчиков. В этом случае сигналы а, а, а, а будут равны

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Осуществим разворот системы относительно заданной оси а0 (фиг.1) на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0. Пусть заданная ось a0 определяется углами способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i относительно измерительных осей 1, 2, 3, 4. Предположим, что разворот системы относительно заданной оси а 0 (фиг.1) на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0 происходит с некоторой угловой скоростью а. В этом случае проекции вектора угловой скорости а на измерительные оси 1, 2, 3, 4 аi будут равны

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Пусть разворот на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0 происходит в течение времени t0 . Произведем в течение этого времени интегрирование сигналов датчиков угловой скорости аiп. Полученные в результате интегрирования сигналы способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп будут равны

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Заданный угол поворота способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0 определяется в соответствии с (9)

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Заданные значения сигналов способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i могут быть получены из (8) при условии замены сигнала аiп достоверным сигналом ai. С учетом (7) и (9)

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

С учетом (6), (7) и (9) сигналы способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп будут равны

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Сравним сигналы способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i и способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп. Найдем разность способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i=способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 iп-способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 i.

способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609

Как следует из (15), лишь сигнал способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 2 отличается от нуля (или некоторого заданного значения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 ). Сигналы способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 1, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 3 и способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 4 близки к нулю или не превышают заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , величина которого для исправных датчиков определяется допустимыми изменениями масштабирующего коэффициента и сигнала смещения датчика угловой скорости. Если, например, заданный угол поворота способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0=30°, угловая скорость поворота а=0,3°/с, допустимое изменение масштабирующего коэффициента не превышает 0,1%, допустимое изменение сигнала смещения менее 0,0005 °/с, то заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 =0,08°. В рассматриваемом случае сигналы способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 1, способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 3 и способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 4 для исправно работающих датчиков не превышают заданного значения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , а сигнал способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 2 для отказавшего датчика будет превышать заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 . Если, например, изменение масштабирующего коэффициента второго отказавшего датчика составляет 0,15%, а изменение сигнала смещения составляет 0,001 °/с, то в соответствии с (15) способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 2=0,145°. Значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 2 превышает заданное значение способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 , что свидетельствует об отказе второго датчика.

При использовании известного способа определения отказавшего датчика [2] в случае "медленного" развития отказа, например, за счет изменения масштабирующего коэффициента или сигнала смещения определение отказавшего датчика в минимально избыточной системе практически не представляется возможным, так как выходные сигналы датчиков на момент времени Тm нарушения соотношения связи измеренных параметров и на момент времени Tm-1 выполнения соотношения связи измеренных параметров практически будут совпадать и разность способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 am показаний am любого датчика на момент времени Тm и показаний am-1 этого же датчика на момент времени Tm-1 будет меньше заданного значения способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 .

Таким образом, рассмотренный способ позволяет определить отказавший датчик в условиях медленного изменения масштабирующего коэффициента или сигнала смещения, что расширяет функциональные возможности системы управления.

Предлагаемая совокупность признаков в рассмотренных автором решениях не встречалась для решения поставленной задачи и не следует явным образом из уровня техники, что позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критериям «новизна» и «изобретательский уровень». Реализация способа определения отказавшего датчика предполагает проведение стандартных операций разворота на заданный угол способ определения отказавшего датчика угловой скорости в избыточной   системе, патент № 2403609 0, интегрирование сигналов в течение заданного времени, сравнение сигналов и определение отказавшего датчика по результатам сравнения.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР N 613291 от 7. 03. 78, кл. G05B 15/02, G05D 1/02.

2. Патент Российской Федерации N 2244954 от 20. 01. 2005, кл. G05B 23/02.

Класс G05B23/02 электрические испытания и контроль 

способ поиска неисправного блока в непрерывной динамической системе на основе смены позиции входного сигнала -  патент 2528135 (10.09.2014)
способ и система управления для планирования нагрузки электростанции -  патент 2523191 (20.07.2014)
нормализация данных, используемых для контроля авиационного двигателя -  патент 2522308 (10.07.2014)
идентификация отказов в авиационном двигателе -  патент 2522037 (10.07.2014)
способ определения зачетных натурных испытаний сложного технического комплекса средств вооружения корабля -  патент 2520711 (27.06.2014)
способ поиска неисправных блоков в непрерывной динамической системе -  патент 2519435 (10.06.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
способ поиска неисправного блока в дискретной динамической системе -  патент 2506623 (10.02.2014)
способ поиска неисправных блоков в дискретной динамической системе -  патент 2506622 (10.02.2014)
система автоматизированного контроля работоспособности и диагностки неисправностей радиоэлектронной аппаратуры -  патент 2504828 (20.01.2014)
Наверх