грунтовой насос
Классы МПК: | F04D7/04 для вязких и неоднородных текучих сред F04D29/42 для радиальных или спирально-центробежных насосов и вентиляторов |
Автор(ы): | Григорьев Валерий Васильевич (RU), Миронов Андрей Константинович (RU), Спиридонов Юрий Семенович (RU), Токмаков Виталий Иванович (RU), Чижиков Виктор Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Михайловский ГОК" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-21 публикация патента:
10.12.2010 |
Изобретение относится к центробежным насосам для транспортирования по трубопроводам гидросмеси. Грунтовой насос содержит снабженный передней крышкой 2 наружный корпус 1 с размещенным в нем внутренним корпусом 3 в форме улитки и вал 4, на котором закреплено рабочее колесо 5. Внутренний корпус 3 выполнен за одно целое с задним защитным бронедиском и имеет передний защитный бронедиск 6. Передний бронедиск 6 снабжен фланцем, толщина которого в месте сопряжения с рабочим колесом 5 равна или превышает толщину колеса 5. Между бронедиском 6 и передней стенкой рабочего колеса имеется тороидальный зазор 7. Между корпусами 1, 3 и между крышкой 2 всасывающей стороны и бронедиском 6 уложен упругий наполнитель 8. Уплотнение 9 вала 4 насоса выполнено из эластичного материала в виде «ласточкина хвоста». Изобретение направлено на упрощение конструкции и повышение удобства в обслуживании. 1 ил.
Формула изобретения
Грунтовой насос, содержащий снабженный передней и задней крышками наружный корпус с размещенным в нем внутренним корпусом в форме улитки, имеющим передний и задний защитные бронедиски, причем задний выполнен за одно целое с внутренним корпусом, вал, на котором закреплено рабочее колесо, всасывающий и нагнетательный патрубки, отличающийся тем, что толщина фланца переднего бронедиска в месте сопряжения с рабочим колесом равна или превышает толщину колеса, между бронедиском и передней стенкой рабочего колеса - тороидальный зазор, между корпусами и между крышкой всасывающей стороны и бронедиском уложен упругий наполнитель, а уплотнение рабочего вала насоса выполнено из эластичного материала в виде «ласточкин хвост».
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к центробежным насосам с односторонним всасыванием для транспортирования по трубопроводам гидросмеси, содержащей воду и твердые включения, а именно такие абразивные породы, как промпродукты и концентраты, золы, шлаки, хвосты руд черных и цветных металлов. Грунтовые насосы используются при очистке водоемов, в строительстве, при производстве горных работ и на обогатительных фабриках.
Известен грунтовой насос, содержащий корпус, расположенное в нем рабочее колесо с цилиндрической входной горловиной, всасывающую крышку, передний и задний бронедиски, систему промывки зазоров чистой водой, установочное кольцо, закрепленное на корпусе, и прижимное кольцо. Бронедиски в области выхода рабочего колеса и установочное кольцо снабжены покрытием из износостойкого эластомера. Дополнительно передний бронедиск снабжен подшипником скольжения и установлен с возможностью вращения относительно горизонтальной оси рабочего колеса в подшипниках качения, расположенных между передним бронедиском и рабочим колесом. Подшипник скольжения установлен между внутренней поверхностью корпуса и передним бронедиском, опирающимся своей внешней поверхностью на подшипники качения, расположенные в пазах всасывающей крышки и прижимного кольца (RU 2171916 С1, 10.08.2001).
Недостатком данного насоса является сложность его конструкции.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является грунтовой насос, содержащий разъемный наружный корпус с размещенным в нем внутренним корпусом, выполненным в форме улитки за одно целое с защитным задним бронедиском. Внутренний корпус снабжен передним защитным бронедиском, имеющим фланец. Насос содержит вал с закрепленным на нем рабочем колесом, а также всасывающий и нагнетательный патрубки. Всасывающий патрубок выполнен с фланцем, расположенным с отступом от торцевой плоскости патрубка. Фланцы стыкуются с образованием паза, в который входит выступ рабочего колеса. Стыковка фланца и выступа осуществлена по торцевым плоскостям и цилиндрическим поверхностям, стыковка выступа рабочего колеса и фланца переднего защитного бронедиска осуществлена по цилиндрическим поверхностям, а стыковка фланца всасывающего патрубка и фланца бронедиска - по торцевым плоскостям (RU 2315204 С1, 20.01.2008).
Недостатком данного насоса является сложность его конструкции.
Задача изобретения - упрощение конструкции и удобство в обслуживании.
Технический результат достигается тем, что в грунтовом насосе, содержащем снабженный передней и задней крышками наружный корпус с размещенным в нем внутренним корпусом в форме улитки, имеющим передний и задний защитные бронедиски, причем задний выполнен за одно целое с внутренним корпусом, вал, на котором закреплено рабочее колесо, всасывающий и нагнетательный патрубки, согласно изобретению толщина фланца переднего бронедиска в месте сопряжения с рабочим колесом равна или превышает толщину колеса, между бронедиском и передней стенкой рабочего колеса - тороидальный зазор, между корпусами и между крышкой всасывающей стороны и бронедиском уложен упругий наполнитель, а уплотнение рабочего вала насоса выполнено из эластичного материала в виде «ласточкина хвоста».
На чертеже представлен грунтовой насос, общий вид.
Насос изготовлен в двухкорпусном исполнении. В наружном корпусе 1, снабженном передней крышкой 2, размещен внутренний корпус 3, который выполнен в форме улитки за одно целое с задним защитным бронедиском. Внутри корпуса 3 размещено закрепленное на рабочем валу 4 рабочее колесо 5. Корпус 3 снабжен передним защитным бронедиском 6, толщина фланца которого в месте сопряжения с рабочим колесом 5 равна или превышает толщину колеса. Между бронедиском 6 и передней стенкой рабочего колеса 5 - тороидальный зазор 7. Пространство между внутренним корпусом 3 и наружным корпусом 1, между передним защитным бронедиском 6 и передней крышкой 2 заполнено упругим наполнителем 8, а уплотнение 9 рабочего вала 4 насоса выполнено из эластичного материала в виде «ласточкина хвоста».
Грунтовой насос работает следующим образом.
При вращении рабочего колеса 5 гидросмесь, поступающая через всасывающий патрубок 10, перемещается внутрь рабочего колеса 5, причем тороидальный зазор 7 между бронедиском 6 и передней стенкой рабочего колеса 5 препятствует проникновению гидросмеси межу их поверхностями. Упругий наполнитель 8 и уплотнение 9 рабочего вала 4 насоса исключают проникновение гидросмеси между корпусами 1 и 3 и рабочим валом 4. Затем гидросмесь попадает во внутренний корпус 3 и выходит наружу из нагнетательного патрубка 11 (на чертеже не указан). В качестве наполнителя можно использовать, например, битум.
По сравнению с прототипом предлагаемое изобретение позволяет снизить износ узлов насоса, исключает попадание гидросмеси между корпусами и рабочим валом.
Проведенные промышленные испытания в условиях ОАО «Михайловский ГОК» подтвердили, что указанная конструкция не снизила производительность насоса, увеличила срок его службы, упростила обслуживание насоса. Насос может широко использоваться в отраслях промышленности, связанных со строительными работами, с добычей и переработкой полезных ископаемых, где требуется перекачка абразивных жидкостей.
Класс F04D7/04 для вязких и неоднородных текучих сред
Класс F04D29/42 для радиальных или спирально-центробежных насосов и вентиляторов