способ обработки электроосвинцованного проката
Классы МПК: | C25D11/38 хроматирование |
Автор(ы): | Парамонов Владимир Андреевич (RU), Филатова Наталья Георгиевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина" (ФГУП "ЦНИИчермет им. И.П. Бардина") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-08-28 публикация патента:
20.12.2010 |
Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в автомобильной промышленности для изготовления бензобаков автомобилей. Способ включает обезжиривание и травление основы, электролитическое нанесение свинцово-оловянного покрытия, при этом дополнительно производят осаждение оксидов хрома при плотности тока 20-40 А/дм2 при температуре 30-35°С из экологически чистого электролита следующего состава, г/л: сульфат хрома (Cr3+) 25-100, сульфат аммония 30-110, мочевина 10-50. Техническим результатом является повышение коррозионной стойкости электроосвинцованного проката и увеличение адгезии лакокрасочных материалов к его поверхности.
Формула изобретения
Способ обработки проката, включающий обезжиривание и травление основы, электролитическое нанесение свинцово-оловянного покрытия, отличающийся тем, что дополнительно производят осаждение оксидов хрома при плотности тока 20-40 А/дм2 при температуре 30-35°С из экологически чистого электролита следующего состава, г/л:
сульфат хрома (Cr3+) | 25-100 |
сульфат аммония | 30-110 |
мочевина | 10-50 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области гальванотехники, в частности к получению проката с гальваническим покрытием, и может быть использовано в автомобильной промышленности для изготовления бензобаков автомобилей.
Известен способ получения освинцованного проката, заключающийся в обезжиривании и травление основы, электролитическом нанесении сплава Pb-Sn из фторборат-гидрохинонового электролита при температуре 55-70°С, плотности тока до 85 А/дм2. Затем полученный материал подвергается окраске лакокрасочными покрытиями [1].
Однако данный электролит является экологически опасным и не обеспечивает получаемому материалу достаточной коррозионной стойкости.
Поэтому за прототип был выбран более близкий по технической сущности способ получения освинцованного проката, заключающийся в обезжиривании и травлении основы, электролитическом нанесении сплава Pb-Sn из сульфаматного электролита при плотности тока от 10 А/дм 2 (при движущейся полосе) и температуре 24-50°С. Затем полученный материал подвергается окраске лакокрасочными покрытиями [1].
Недостатки известного способа заключаются в том, что полученное покрытие обладает недостаточной коррозионной стойкостью при эксплуатации бензобаков автомобилей и невысокой адгезионной способностью к лакокрасочным покрытиям.
Предлагаемое изобретение решает задачи повышения коррозионных свойств освинцованного проката и увеличения адгезии лакокрасочных материалов к его поверхности.
Поставленная задача решается в предлагаемом способе следующим образом: основу подвергают обезжириванию и травлению, потом электролитически наносят свинцово-оловянное покрытие и дополнительно проводят осаждение оксидов хрома при плотности тока 20-40 А/дм2 при температуре 30-45°С из экологически чистого электролита следующего состава (г/л):
сульфат хрома (Cr3+) | 25-100 |
сульфат аммония | 30-150 |
мочевина | 10-50 |
Сущность изобретения заключается в том, что при вышеуказанном ведении электролиза на свинцово-оловянном покрытии формируется слой оксидов хрома. Такое покрытие после нанесения лакокрасочных материалов, как показали испытания, по коррозионной стойкости превосходит материал, полученный способом прототипа. Кроме того, увеличивается его адгезионная способность к лакокрасочным материалам.
Оптимальность заявляемого интервала концентраций сульфата хрома, сульфата аммония и мочевины объясняется тем, что ниже этих концентраций образуется хроматная пленка с массой металлического хрома ниже 0,03 мг/дм2 , что не обеспечивает достаточной адгезии лакокрасочного покрытия к освинцованному прокату. Применение электролитов с концентрацией выше указанных экономически не целесообразно.
Оптимальность заявленного интервала плотности тока объясняется тем, что при Дк<20 А/дм2 наблюдается значительное снижение ВТ реакции электроосаждения неметаллического хрома, что приводит к снижению коррозионной стойкости получаемого материала. При Дк>40 А/дм2 ухудшается «товарный вид» покрытия - оно становится неравномерным и изменяет свой цвет от темно-серого до желтого с последующим появлением цветов побежалости.
Оптимальность температурного интервала объясняется тем, что при температурах ниже 30°С хроматные пленки получаются темными и неравномерными, а при температурах выше 50°С возникает опасность разложения мочевины, что может привести к нестабильности электролита и ухудшению коррозионных свойств получаемого материала.
Предлагаемый способ иллюстрируется следующим примером.
Полосу электролитически обезжиривали в растворе 20 г/л Na2CO3+30 г/л Na3PO4+10 г/л NaOH при температуре 90°С и плотности анодного тока 5 А/дм2 в течение 5 с и промывали в холодной воде. Затем проводили операцию нанесения гальванического покрытия свинец-олово из сульфаминового электролита. Осуществляли промывку в горячей и холодной воде. Затем осуществляли нанесение хроматного покрытия из раствора, г/л: 100 (сульфат хрома) +100 (сульфат аммония) +50 (мочевины) при температуре 40°С, плотности тока 20 А/дм2 в течение 2-5 с. Масса металлического хрома в пассивной пленке, определенная колориметрическим способом, составляла 0,03-0,2 мг/дм2. После нанесения покрытия полученную полосу промывали в холодной воде, высушивали и наносили слой лакокрасочного материала. Толщину лакокрасочного материала контролировали гравиметрически. Полученный материал подвергали испытаниям на адгезионные свойства и пластичность методом удара при нагрузке 50 кг/см2 и на приборе Эриксена (ГОСТ 10510-80). Адгезионные свойства лакокрасочного покрытия к основе определяли визуально (есть отслоения или нет). Полученные образцы обладали достаточно высокой адгезионной способностью.
Коррозионные испытания проводили в камере солевого тумана АВТОВАЗа по ГОСТ 9.308.85 в течение 48 часов.
Заявленный способ позволяет повысить коррозионную стойкость полученного проката до 9-10 балла и увеличить адгезию лакокрасочного покрытия к его поверхности.
Источники информации
1. Виткин А.И. и др. Металлические покрытия листовой и полосовой стали. М.: Металлургия, 1971. С.191, абзац 6.
2. Виткин А.И. и др. Металлические покрытия листовой и полосовой стали. М.: Металлургия, 1971. С.191, абзац 1.