способ целенаправленного изменения психоэмоционального состояния человека путем комплексной аудиовизуальной стимуляции
Классы МПК: | A61B5/0476 электроэнцефалография A61B5/0482 с использованием биологической обратной связи |
Патентообладатель(и): | Филимонов Максим Олегович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-05-08 публикация патента:
27.12.2010 |
Изобретение относится к психологии, медицине, а именно к симптоматической психотерапии заболеваний, связанных с нарушениями психоэмоционального состояния человека. Проводят оценку психоэмоционального состояния пациента путем проведения клинико-психологического обследования с постановкой диагноза. После чего в соответствии с психотерапевтическими целями создают музыкальный фон, добавляют несущую и модулирующую частоту звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, а в цветовых образах определяют доминирующую цветовую гамму, последовательность и частоту смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов. Оформляют отобранный материал в виде видеофильма, учитывающего полученные диагностические данные пациента, затем предъявляют его пациенту. Способ повышает эффективность воздействия на психоэмоциональное состояние человека, учитывающую наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в коррегирующих воздействиях, соответствующих его природе. 12 з.п. ф-лы, 4 табл., 4 ил.
Формула изобретения
1. Способ целенаправленного изменения психоэмоционального состояния человека путем комплексной аудиовизуальной стимуляции, заключающийся в том, что проводят оценку психоэмоционального состояния пациента, подбирают музыкальный фон, выбирают цветовые образы, моделирующие определенное психоэмоциональное состояние человека, оформляют отобранный материал в виде видеофильма, учитывающего полученные диагностические данные пациента, затем предъявляют его пациенту, отличающийся тем, что оценку психоэмоционального состояния пациента проводят путем клинико-психологического обследования с постановкой диагноза, в соответствии с психотерапевтическими целями создают музыкальный фон, добавляют несущую и модулирующую частоту звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, а в цветовых образах определяют доминирующую цветовую гамму, последовательность и частоту смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отобранный материал представляют в виде видеофильма в цифровом формате.
3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что цифровой формат выбирают для воспроизведения на бытовой видеотехнике - DVD-проигрыватель.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что видеофильм записывают на носитель цифровой информации - CD, DVD-диск, флэш-карта.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что видеофильм содержит две части: описательную и содержащую программу комплексной аудиовизуальной стимуляции.
6. Способ по пп.1, 5, отличающийся тем, что в описательной части фильма демонстрируют слайды, содержащие текст и графические иллюстрации по использованию программы комплексной аудиовизуальной стимуляции, где в популярной форме рассказывают о механизмах волновой активности головного мозга, возможностях управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции, даются рекомендации.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что музыкальный фон создают, аранжируя музыкальные композиции.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что музыкальный фон создают, подбирая фонограммы звуков природы.
9. Способ по п.1, отличающийся тем, что музыкальный фон создают, аранжируя музыкальные композиции с фонограммами звуков природы.
10. Способ по п.1, отличающийся тем, что цветовые образы могут быть абстрактными либо сюжетными.
11. Способ по п.1, отличающийся тем, что видеофильм содержит словесную информацию.
12. Способ по п.1, отличающийся тем, что видеофильм содержит словесную или образную информацию, поданную на уровне подпорогового восприятия.
13. Способ по п.1, отличающийся тем, что предъявление комплексной аудиовизуальной композиции в виде видеофильма проводят группе пациентов, имеющих сходную симптоматику одновременно.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к психологии, медицине, а именно к симптоматической психотерапии заболеваний, связанных с нарушениями психоэмоционального состояния человека.
Известен способ для изменения уровня мозговой активности подачей сенсорных раздражителей (заявка на изобретение RU № 2002131036, МКИ A61N 1/18, опубл. 20.05.2004 г.).
Недостатками данного способа является то, что данный способ для своей реализации требует наличия специальных аппаратных средств. В аудиальной стимуляции не предусмотрен музыкальный фон, что не позволяет использовать слуховые ассоциативные процессы для коррекции психоэмоционального состояния. В визуальной стимуляции нет возможности использования графических образов, что не позволяет использовать имаготерапию для коррекции психоэмоционального состояния. В связи с перечисленными ограничениями эффективность способа невысока.
Известен способ коррекции функциональных состояний (патент на изобретение RU № 2127135, МКИ A61N 5/06, А61В 5/0476, опубл. 10.03.1999 г.). Стимуляцию осуществляют цветными импульсами по частоте и интенсивности в диапазоне волн электроэнцефалограммы синхронно с ритмами пульсового выброса и дыхания.
Недостатком данного способа является то, что данный способ не задействует аудиальный канал стимуляции, что лишает возможности проводить музыкотерапию и использовать слуховые ассоциативные процессы для коррекции психоэмоционального состояния. Кроме того, способ требует наличия датчиков дыхания и пульса, реализуется с помощью компьютера IBM PC, имеет высокую стоимость программно-аппаратного комплекса. В связи с перечисленными ограничениями применимость данного способа ограничена.
Известен способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека (патент на изобретение RU № 2033818, МКИ А61М 21/00, опубл. 30.04.1995 г.).
Способ заключается в предъявлении человеку аудиовизуальных и музыкальных композиций, обеспечивающих возможность перевода человека в требуемое психоэмоциональное состояние.
Недостатками данного способа является то, что он не использует частотную стимуляцию в визуальном канале и частотную стимуляцию в аудиальном канале для достижения эффекта усвоения ритма биоэлектрической активности мозга, что существенно снижает эффективность его воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Наиболее близким к заявляемому способу является способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека (заявка на изобретение RU № 97117432, МКИ А61М 21/00, опубл. 10.08.1999 г.). Для оценки психоэмоционального состояния пациента проводят сбор и анализ данных анамнеза, затем отбирают музыкальные композиции, моделирующие состояние приятной успокаивающей релаксации, а цветовые образы выбирают в виде видеоряда, включающего последовательно чередующиеся образы цветов и произведений высокого искусства, и оформляют отобранный материал в виде озвученной видеокассеты. Приемами рациональной психотерапии вводят пациента в состояние релаксации и затем предъявляют ему аудиовизуальную композицию в виде озвученной видеокассеты, выполненной индивидуально для каждого пациента с использованием невербального-мысленного - воздействия, учитывающего полученные диагностические данные пациента.
Недостатком является то, что данный способ не использует частотную стимуляцию в визуальном канале и частотную стимуляцию в аудиальном канале для достижения эффекта усвоения ритма биоэлектрической активности мозга, что существенно снижает эффективность его воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Кроме того, способ ориентирован на достижение приятной успокаивающей релаксации, что не позволяет использовать его в случаях, когда необходимо активизировать пациента, что существенно ограничивает сферу применения и дает низкую эффективность целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние в указанных случаях.
Поставленной задачей настоящего изобретения является повышение эффективности целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Поставленная задача достигается тем, что оценку психоэмоционального состояния пациента проводят путем клинико-психологического обследования с постановкой диагноза. В соответствии с психотерапевтическими целями создают музыкальный фон, добавляют несущую и модулирующую частоту звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, а в цветовых образах определяют доминирующую цветовую гамму, последовательность и частоту смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов. Затем оформляют отобранный материал в виде видеофильма, учитывающего полученные диагностические данные пациента, и предъявляют его пациенту.
Клинико-психологическое обследование с постановкой диагноза дает возможность выбрать направление психотерапевтического воздействия ритмотерапии, цветотерапии, имаготерапии, музыкотерапии в комплексной аудиовизуальной композиции, а именно успокаивающее, энергизирующее, для улучшения сна
Ритмовоздействие на зрительный и слуховой анализаторы в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов оптимизирует нервные процессы в коре головного мозга, устраняя предпосылки для функционирования генератора патологически усиленного возбуждения. Целенаправленное формирование уровня мозговой активности (активации либо торможения) за счет ритмовоздействия позволяет использовать его как в качестве средства повышения восприимчивости к предъявляемым цветовым образам.
При электроэнцефалографических исследованиях установлено, что электрическая мозговая активность способна следовать за различными ритмичными стимулами, например световыми вспышками, звуковыми щелчками, или бинауральными биениями, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0,5-42 Гц). Данный эффект получил название синхронизации мозговых волн и используется для функциональной тренировки нервной системы с целью достижения необходимых состояний.
Цветотерапевтическое воздействие цветовых образов основано на том, что доминирующая цветовая гамма красно-желтой части спектра вызывает активацию симпатической нервной системы и тормозит парасимпатическую нервную систему. Доминирующая цветовая гамма сине-зеленой части спектра оказывает депрессирующее действие на симпатическую нервную систему и активирующее на парасимпатическую нервную систему. В связи с этим состояния напряжения, тревоги могут корректироваться предъявлением образов с доминирующей сине-зеленой цветовой гаммой, а состояния со снижением настроения, энергичности, активности - предъявлением образов с доминирующей красно-желтой цветовой гаммой.
Совместное использование ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов и цветовых образов обеспечивает взаимное усиление заданных эффектов. Красно-желтая часть спектра усиливает электрическую мозговую активность бета-диапазона от 14 Гц до 18 Гц. Сине-зеленая часть спектра усиливает электрическую мозговую активность альфа-диапазона от 9 Гц до 13 Гц и тета-диапазона от 4 Гц до 8 Гц.
Ритмовоздействие в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов и цветовоздействие не затрагивает высшие психические процессы, а лишь создает условия для облегчения произвольной регуляции психических функций и вегетативных реакций благодаря оптимизации нервных процессов в коре головного мозга.
Использование цветовых образов и музыки в рамках психотерапевтического воздействия в комплексной аудиовизуальной стимуляции позволяет включить в психотерапевтический процесс ассоциативные связи и творческое воображение. Задействование высших психических функций не только усиливает эффект текущего ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов и цветотерапевтического воздействия цветовых образов, но и позволяет отреагировать проблемные воспоминания, вскрыть механизмы психологической защиты на довербальном уровне.
Включение в видеофильм слайдов в описательной части, содержащих текст и графические иллюстрации по использованию программы комплексной аудиовизуальной стимуляции, где в популярной форме рассказывают о механизмах волновой активности головного мозга, возможностях управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции и даются рекомендации, позволяет мотивировать пациента на достижение желаемого результата, создает установку готовности к намеченным положительным изменениям психоэмоционального состояния, что в значительной мере способствует повышению эффективности целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние.
Создание музыкального фона, аранжируя музыкальные композиции, позволяет предусмотреть динамику изменения психоэмоционального состояния пациента в процессе просмотра программы комплексной аудиовизуальной стимуляции, сделать воздействие более целенаправленным, что способствует повышению эффективности целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние.
Создание музыкального фона, аранжируя музыкальные композиции с фонограммами звуков природы позволяет использовать ассоциации с эмоционально значимыми природными явлениями, что способствует повышению эффективности целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние.
Создание музыкального фона, подбирая фонограммы звуков природы, позволяет рассредоточить внимание пациента, что способствует повышению эффективности целенаправленного воздействия на психоэмоциональное состояние у излишне тревожных людей.
Использование абстрактных цветовых образов позволяет обратиться к символическим аспектам ассоциативного мышления пациента, что адресует воздействие к глубинным слоям бессознательного и делает воздействие на психоэмоциональное состояние более целенаправленным.
Использование сюжетных цветовых образов позволяет затронуть распространенные ассоциации, связанные с покоем, умиротворением или энергичностью, активностью, что делает воздействие на психоэмоциональное состояние более целенаправленным и эффективным.
Включение в видеофильм словесной или образной информации, поданной на уровне подпорогового восприятия, позволяет устранить критическую переработку сознанием пациента воспринимаемой информации, что повышает суггестивность воздействия и делает его более эффективным.
Таким образом, комплексное использование ритмовоздействия в музыкальном фоне с добавлением несущей и модулирующей частот звуковых вибраций в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, а также последовательности и частоты смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов с цветотерапевтическим воздействием цветовых образов существенно повышает эффективность воздействия на психоэмоциональное состояние человека, что отвечает требованиям современной психотерапии, учитывающей наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в коррегирующих воздействиях, соответствующих его природе.
Отобранный для комплексной аудиовизуальной стимуляции материал представляют в виде видеофильма в цифровом формате, что обеспечивает сохранность качества отобранного материала вне зависимости от времени хранения.
Цифровой формат выбирают пригодным для воспроизведения на бытовой видеотехнике (DVD-проигрыватель). Простота использования видеофильма на бытовой видеотехнике, не требующая специальной подготовки персонала, отсутствие жестких требований к месту проведения сеанса делают возможным использовать указанный способ не только в медицинском учреждении, но и в бытовых условиях.
Запись видеофильма на носитель цифровой информации (CD, DVD-диск, флэш-карта и др.) позволяет легко тиражировать и транспортировать видеофильм с программой комплексной аудиовизуальной стимуляции, что делает его более доступной пациентам.
Предъявление комплексной аудиовизуальной композиции в виде видеофильма группе пациентов, имеющих сходную симптоматику одновременно, позволяет сэкономить время персонала, задействованного в проведении сеансов комплексной аудиовизуальной стимуляции, повысить пропускную способность психотерапевтического кабинета.
Способ осуществляют следующим образом.
Проводится оценка психоэмоционального состояния пациента путем клинико-психологического обследования с постановкой диагноза с использованием методик: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина, методика «самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)», Симптоматический опросник Александровича, опросник «MMPI», или аналогичных.
В соответствии с психотерапевтическими целями создают музыкальный фон, добавляют несущую и модулирующую частоту звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, а в цветовых образах определяют доминирующую цветовую гамму, последовательность и частоту смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов, оформляют отобранный материал в виде видеофильма, учитывающего полученные диагностические данные пациента.
При этом для пациентов, имеющих симптомы депрессивного эпизода легкой степени, дистимии, кратковременной депрессивной реакции, обусловленной расстройством адаптации, пролонгированной депрессивной реакции, обусловленной расстройством адаптации, создается видеофильм с энергизирующей программой комплексной аудиовизуальной стимуляции с доминирующей цветовой гаммой образов в красно-желтой части спектра и частотой смены цветовых образов, а также частотой звуковых вибраций для ритмовоздействия в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и бета-диапазоне от 14 Гц до 18 Гц.
Для пациентов, имеющих симптомы фобических тревожных расстройств, панических расстройств, генерализованных тревожных расстройств, смешанных тревожных и депрессивных расстройств создается видеофильм, содержащий успокаивающую программу комплексной аудиовизуальной стимуляции с доминирующей цветовой гаммой образов в сине-зеленой части спектра и частотой смены цветовых образов, а также частотой звуковых вибраций для ритмовоздействия в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и тета-диапазоне от 4 Гц до 8 Гц.
Для пациентов, имеющих симптомы бессонницы неорганической этиологии, расстройства режима сна и бодрствования неорганической этиологии создается видеофильм, содержащий успокаивающую программу комплексной аудиовизуальной стимуляции для сна с доминирующей цветовой гаммой образов в сине-зеленой части спектра и частотой смены цветовых образов, а также частотой звуковых вибраций для ритмовоздействия в тета-диапазоне от 4 Гц до 8 Гц и дельта-диапазоне от 2,5 Гц до 3,5 Гц.
Видеофильм может содержать описательную часть, в которой демонстрируются слайды, содержащие текст и графические иллюстрации, где в популярной форме рассказывается о механизмах волновой активности головного мозга, возможностях управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции, даются рекомендации по использованию программы комплексной аудиовизуальной стимуляции, содержащейся в видеофильме. Тем самым осуществляется предварительная подготовка пациента в рамках рациональной психотерапии с целью создания установки на избавление от симптомов и достижения желательного состояния.
Видеофильм монтируется в оцифрованном варианте на ЭВМ IBM PC. Видеофильм записывается на носитель цифровой информации (CD, DVD-диск, флэш-карта и др.) в формате, пригодном для воспроизведения на бытовой видеотехнике (DVD-проигрыватель).
Пациента в затемненной комнате усаживают в удобном кресле перед экраном телевизора (или монитором компьютера). На DVD-проигрывателе, подключенном к телевизору (или компьютере, имеющем CD/DVD-ROM), запускают воспроизведение описательной части видеофильма. После просмотра проводят обсуждение с пациентом представленной информации, отвечают на вопросы.
Затем пациенту дают инструкции надеть наушники, подключенные к аудиовыходу воспроизводящей видеофильм аппаратуры, принять удобное положение, расслабиться, смотреть сквозь экран вдаль, распределяя свое внимание между наблюдением мерцающих цветов на экране и звуками в наушниках, и запускают часть видеофильма с программой комплексной аудиовизуальной стимуляции.
После окончания сеанса проводят обсуждение с пациентом его состояния.
Последующие сеансы проводятся аналогично, исключая демонстрацию описательной части видеофильма.
Сеансы проводятся в любое удобное время за исключением того, что сеансы с энергизирующей программой не должны назначаться позже семнадцати часов, а сеансы с успокаивающей программой для сна назначаются непосредственно перед сном.
Сеансы могут проводиться в групповом варианте с использованием мультимедийного проектора и большого экрана.
Динамика состояния пациента отслеживается путем проведения повторных клинико-психологических обследований с применением указанных методик.
Способ успешно прошел апробацию на кафедре госпитальной терапии Волгоградского медицинского университета на базе кардиологического и физиотерапевтического отделения ГКБ № 25 г.Волгограда.
Пациент № 8 от 14.04.2008 г. Женщина 48 лет, инженер.
Клинико-психологическое обследование с постановкой диагноза позволило установить, что у пациентки: Гипертоническая болезнь II стадии, степень артериальной гипертензии 2, риск III, ХСН I ФК, синдром фобических тревожных расстройств, больна 4 года.
Жалобы на повышение артериального давления до 160/100 мм рт.ст., плохой сон, раздражительность, тревожность, головные боли. Обострение симптоматики заболевания связано с семейной психотравмирующей ситуацией, возникшей месяц назад. При объективном исследовании в легких дыхание везикулярное без хрипов. Тоны сердца чистые, ритмичные. Перкуторно левая граница сердца на один сантиметр кнаружи от срединно-ключичной линии. Артериальное давление: 155/105 мм рт.ст.
По психологическому опроснику шкала «реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина» получены данные о ситуативной тревожности - 65 баллов, личностной тревожности - 63 балла.
По психологическому опроснику методики «САН» получены данные об общей активности - 60 баллов, настроении - 68 баллов.
В профиле MMPI повышение по шкалам 1'2''3'.
Пациентке рекомендовано стационарное лечение с применением гипотензивной терапии. В качестве психотерапевтической цели было выбрано создание спокойного, взвешенного отношения к семейной психотравмирующей ситуации.
Для достижения психотерапевтической цели был создан видеофильм, содержащий успокаивающую программу комплексной аудиовизуальной стимуляции с доминирующей цветовой гаммой образов в сине-зеленой части спектра и частотой смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и тета-диапазоне от 4 Гц до 8 Гц. В качестве цветовых образов были выбраны пейзажи - реки и луга. Создан музыкальный фон путем аранжировки музыкальных композиций спокойного темпа и лирической направленности с фонограммами звуков природы и добавлены несущая и модулирующая частоты звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и тета-диапазоне от 4 Гц до 8 Гц.
Описательная часть видеофильма состояла из слайдов, содержащих текст и графические иллюстрации, где в популярной форме рассказывалось о механизмах волновой активности головного мозга, возможностях управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции.
Видеофильм был смонтирован в оцифрованном варианте на ЭВМ IBM PC и записан на DVD-диск.
Видеофильм предъявлялся пациентке с помощью DVD-проигрывателя, подключенного к телевизору, в затемненном помещении ежедневно один раз в течение десяти дней.
После окончания сеансов проводилось обсуждение с пациенткой ее состояния.
После третьего сеанса пациентка отметила улучшение в своем нервно-психическом состоянии, заявила, что процедуры ей нравятся, после них ощущается «покой и умиротворенность».
После пятого сеанса на фоне нормализации артериального давления была снижена базовая лекарственная терапия.
После десятого сеанса артериальное давление стабилизировалось на верхних границах нормы, осуществлялась поддерживающая медикаментозная терапия.
Улучшилось психоэмоциональное состояние: нормализовался сон, уменьшилась раздражительность и откликаемость на психотравмирующие факторы, повысилось настроение.
По психологическому опроснику шкала «реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина» после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции получены данные о ситуативной тревожности - 40 баллов, личностной тревожности - 34 балла.
По психологическому опроснику методики «САН» после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции получены данные об общей активности - 64 балла, настроении - 80 баллов.
В профиле MMPI - снижение по шкале 2.
Пациент № 38 от 04.09.2008 г. Мужчина 38 лет, бизнесмен.
Клинико-психологическое обследование с постановкой диагноза позволило установить, что у пациента: Гипертоническая болезнь стадия I, степень AГ1, риск1, ХСН0, кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации, болен 2 года.
Жалобы на повышение артериального давления до 150/95 мм рт.ст., плохой сон, снижение настроения, повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, головные боли. Обострение симптоматики заболевания связано с возникшими на протяжении последних двух недель неприятностями на работе, которым предшествовал длительный период интенсивного труда. Наследственность отягощена (родители страдают АГ).
При объективном исследовании в легких дыхание везикулярное без хрипов. Тоны сердца чистые, ритмичные. Перкуторно левая граница сердца по срединно-ключичной линии. Артериальное давление: 145/93 мм рт.ст.
По психологическому опроснику шкала «реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина» получены данные о ситуативной тревожности - 50 баллов, личностной тревожности - 37 баллов.
По психологическому опроснику методики «САН» получены данные об общей активности - 36 баллов, настроении - 42 балла.
В профиле MMPI повышение по шкале 2 и снижение по шкале 9.
Пациенту рекомендовано стационарное лечение с применением гипотензивной терапии. В качестве психотерапевтической цели было выбрано создание активной, деятельной позиции по отношению к проблемным ситуациям на работе.
Для достижения психотерапевтической цели был создан видеофильм, содержащий энергизирующую программу комплексной аудиовизуальной стимуляции с доминирующей цветовой гаммой образов в красно-желтой части спектра и частотой смены цветовых образов для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и бета-диапазоне от 14 Гц до 18 Гц.
В качестве цветовых образов был выбран пейзаж восходящего солнца. Создан музыкальный фон путем аранжировки музыкальных композиций убыстряющегося темпа и мажорной направленности с фонограммами звуков пробуждающейся природы и добавлены несущая и модулирующая частоты звуковых вибраций для ритмовоздействия в спектре частот естественных электроэнцефалографических процессов в альфа-диапазоне от 9 Гц до 13 Гц и бета-диапазоне от 14 Гц до 18 Гц.
Описательная часть видеофильма состояла из слайдов, содержащих текст и графические иллюстрации, где в популярной форме рассказывалось о механизмах волновой активности головного мозга, возможностях управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью комплексной аудиовизуальной стимуляции.
Видеофильм был смонтирован в оцифрованном варианте на ЭВМ IBM PC и записан на DVD-диск.
Видеофильм предъявлялся пациенту с помощью DVD-проигрывателя, подключенному к телевизору, в затемненном помещении ежедневно один раз в течение десяти дней.
После окончания сеансов проводилось обсуждение с пациентом ее состояния.
После пятого сеанса у пациента отметилось улучшение настроения, «неприятности отдалились».
После седьмого сеанса на фоне нормализации артериального давления была отменена лекарственная терапия.
После десятого сеанса артериальное давление стабилизировалось на верхних границах нормы, осуществлялась немедикаментозная терапия.
Улучшилось психоэмоциональное состояние: повысилось настроение, появился «блеск в глазах», активность, живость реакций, желание вернуться к работе.
По психологическому опроснику шкала «реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина» после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции получены данные о ситуативной тревожности - 40 баллов, личностной тревожности - 30 баллов.
По психологическому опроснику методики «САН» после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции получены данные об общей активности - 66 баллов, настроении - 70 баллов.
В профиле MMPI - повышение по шкале 9.
Таким образом, представленные данные, полученные в динамике до и после воздействия комплексной аудиовизуальной стимуляцией, убедительно свидетельствуют о возможности эффективно направленно изменять уровень психоэмоционального напряжения.
Оценка эффективности курсового лечения при помощи предлагаемого способа проводилась у 47 больных стационара.
Ведущими заболеваниями, по поводу которых больные находились на стационарном лечении, были:
1. Ишемическая болезнь сердца (ИБС), нестабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз;
2. Артериальная гипертензия;
3. Дисциркуляторная энцефалопатия I, II, III степеней;
4. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки;
5. Хронический холецистит и хронический панкреатит;
6. Ревматоидный артрит.
Критерии включения:
- больные с 18 до 65 лет;
- верифицированный диагноз соматического заболевания;
- наличие расстройств с критериями неврастении (F48), расстройства адаптации по типу смешанной тревожно-депрессивной реакции (F43.2), генерализованного тревожного расстройства (F41.1), смешанного тревожно-депрессивного расстройства (F41.2) по МКБ-10.
Критерии исключения:
беременность и кормление грудью, эпилепсия и судорожные состояния в анамнезе, алкоголизм и злоупотребление психоактивными препаратами, шизофрения, цереброваскулярные расстройства в стадии декомпенсации.
Контрольную группу в количестве 15 человек составили пациенты стационара в возрасте от 18 до 65 лет с ведущими заболеваниями: 1. Ишемическая болезнь сердца (ИБС), нестабильная стенокардия, постинфарктный кардиосклероз; 2. Артериальная гипертензия; 3. Дисциркуляторная энцефалопатия I, II, III степеней; 4. Язвенная болезнь желудка и 12-и перстной кишки; 5. Хронический холецистит и хронический панкреатит; 6. Ревматоидный артрит. Пациенты были обследованы дважды: на момент поступления и через две недели пребывания в стационаре.
Пациенты, отобранные для прохождения курса комплексной аудиовизуальной стимуляции, были разбиты на две группы: с преобладанием симптомов тревожных расстройств (тревога, паника, страх) и с преобладанием депрессивной симптоматики со снижением настроения, энергичности, активности.
Результаты работы с пациентами с преобладанием симптомов тревожных расстройств (тревога, паника, страх) с использованием успокаивающей программы аудиовизуальной стимуляции представлены в таблицах 1 и 2.
Результат: Тэмп=31.5.
Критические значения Т при n=32
№ | Ткр | |
0.01 | 0.05 | |
32 | 140 | 175 |
На фиг.1 представлена ось значимости к таблице 1.
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости
Результат: Тэмп=16.5.
Критические значения Т при n=32
№ | Ткр | |
0.01 | 0.05 | |
32 | 140 | 175 |
На фиг.2 представлена ось значимости к таблице 2.
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости.
Как видно из представленных в таблицах 1 и 2 данных, у пациентов после прохождения курса комплексной аудиовизуальной стимуляции достоверно снижался уровень ситуативной и личностной тревожности, в то время как в контрольной группе достоверной динамики зафиксировано не было. Представленные данные свидетельствуют о редукции симптоматики тревожно-фобического спектра у пациентов после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции с успокаивающей программой.
Результаты работы с пациентами с преобладанием депрессивной симптоматики со снижением настроения, энергичности, активности с использованием энергизирующей программы аудиовизуальной стимуляции представлены в таблице 3 и 4.
Результат: Тэмп=3.
Критические значения Т при n=15
№ | Ткр | |
0.01 | 0.05 | |
15 | 19 | 30 |
На фиг.3 представлена ось значимости к таблице 3.
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости.
Таблица 4 | |||||
Расчет Т-критерия Вилкоксона для показателей общей активности по методике «САН» в экспериментальной группе. | |||||
№ | Показатель настроения в баллах | Сдвиг (tпосле-tдо) | Абсолютное значение сдвига | Ранговый номер сдвига | |
до курса комплексной аудиовизуальной стимуляции (t до) | после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции (t после) | ||||
Пациент № 33 | 58 | 72 | 14 | 14 | 8 |
Пациент № 34 | 50 | 60 | 10 | 10 | 5 |
Пациент № 35 | 46 | 74 | 28 | 28 | 14 |
Пациент № 36 | 38 | 60 | 22 | 22 | 12 |
Пациент № 37 | 40 | 52 | 12 | 12 | 6.5 |
Пациент № 38 | 48 | 78 | 30 | 30 | 15 |
Пациент № 39 | 36 | 62 | 26 | 26 | 13 |
Пациент № 40 | 64 | 60 | -4 | 4 | 2.5 |
Пациент № 41 | 44 | 56 | 12 | 12 | 6.5 |
Пациент № 42 | 52 | 68 | 16 | 16 | 9.5 |
Пациент № 43 | 52 | 70 | 18 | 18 | 11 |
Пациент № 44 | 48 | 52 | 4 | 4 | 2.5 |
Пациент № 45 | 42 | 50 | 8 | 8 | 4 |
Пациент № 46 | 46 | 48 | 2 | 2 | 1 |
Пациент № 47 | 38 | 54 | 16 | 16 | 9.5 |
Сумма рангов нетипичных сдвигов: | 2.5 |
Результат: Тэмп=2.5.
Критические значения Т при n=15
№ | ТКр | |
0.01 | 0.05 | |
15 | 19 | 30 |
На фиг.4 представлена ось значимости к таблице 4.
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости.
Как видно из представленных в таблицах 4 и 5 данных, у пациентов после прохождения курса комплексной аудиовизуальной стимуляции достоверно повышался уровень настроения и общей активности, в то время как в контрольной группе достоверной динамики зафиксировано не было.
Эти данные свидетельствуют об изменении состояния пациентов с преобладанием сниженного настроения, анэнергичности в сторону активизации после курса комплексной аудиовизуальной стимуляции с энергизирующей программой.
После прохождения курса комплексной аудиовизуальной стимуляции у преобладающего большинства пациентов отмечалось значительное улучшение настроения, снижение тревоги, исчезновение чувства вялости и апатии, улучшение сна.
Класс A61B5/0476 электроэнцефалография
Класс A61B5/0482 с использованием биологической обратной связи