летательный аппарат
Классы МПК: | B64C3/40 изменение угла стреловидности |
Патентообладатель(и): | Щепочкина Юлия Алексеевна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-08-31 публикация патента:
27.12.2010 |
Изобретение относится к области авиамоделизма и касается преимущественно стендовых испытаний самолетов с подвижными крыльями. Летательный аппарат содержит фюзеляж с двигателем, кабиной экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками, хвостовым оперением, несущие крылья, выполненные с возможностью поворота и сложения вдоль фюзеляжа. Крылья со стороны широкой части имеют плоские зубчатые сектора с отверстием для насаживания на вал. Зубчатый сектор установлен с возможностью поворота между верхней и нижней общими пластинами, закрепленными неподвижно на фюзеляже. Достигается повышение компактности летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Летательный аппарат, содержащий фюзеляж с двигателем, кабиной экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками, шасси, хвостовым оперением, несущие крылья, выполненные с возможностью поворота и сложения вдоль фюзеляжа, отличающийся тем, что крылья со стороны широкой части имеют плоские зубчатые сектора с отверстием для насаживания на вал, причем каждый зубчатый сектор установлен с возможностью поворота между верхней и нижней общими пластинами, закрепленными неподвижно на фюзеляже, при этом зубья секторов контактируют.
2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что между зубчатым сектором и общими пластинами размещены шарики с образованием шарикоподшипников.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиамоделизма и касается преимущественно стендовых испытаний самолетов с подвижными крыльями.
Известен летательный аппарат (самолет), содержащий фюзеляж с установленными поперек него несущими крыльями, двигателем, кабиной экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками, хвостовым оперением, шасси [1].
Задача изобретения заключается в повышении компактности летательного аппарата в нелетных условиях.
Технический результат достигается тем, что в летательном аппарате, содержащем фюзеляж с установленными поперек него несущими крыльями, двигателем, кабиной экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками, хвостовым оперением, шасси, крылья выполнены с возможностью поворота и «сложения» вдоль фюзеляжа. Крылья со стороны широкой части имеют плоский зубчатый сектор с отверстием для насаживания на вал, причем каждый зубчатый сектор установлен с возможностью поворота между верхней и нижней общими пластинами, закрепленными неподвижно на фюзеляже, при этом зубья секторов контактируют.
На фиг.1 представлена модель летательного аппарата с подвижными относительно фюзеляжа крыльями, вид спереди (крылья «сложены» вдоль фюзеляжа); на фиг.2 изображен вид на фиг.1 сверху (пунктирными линиями показаны возможные положения крыльев); на фиг.3 изображен вид на фиг.2 по А; на фиг.4 показан фрагмент крыла с зубчатым сектором; на фиг.5 изображена возможная схема механизма поворота вращения.
Летательный аппарат, например модель самолета, содержит фюзеляж 1 с несущими крыльями 2, двигателем 3, кабиной 4 экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками 5, хвостовым оперением 6, шасси 7. Встроенный в фюзеляж двигатель может быть винтовым (фиг.1-3), турбовинтовым, реактивным. Крылья выполнены с возможностью поворота и «сложения» вдоль фюзеляжа в направлении хвостового оперения. Крылья в поперечном сечении имеют плоскую нижнюю и изогнутую верхнюю поверхности, обладающие подъемной силой при перемещении в воздушной среде. Каждое крыло со стороны широкой части имеет плоский зубчатый сектор 8 с центральным отверстием 9 для насаживания на вал 10. Каждый зубчатый сектор установлен (без люфта) между общими верхней и нижней пластинами, соответственно 11 и 12, закрепленными неподвижно на фюзеляже. Между зубчатыми секторами и плоскими неподвижными пластинами могут быть размещены шарики 13 с образованием «шарикоподшипника» (не показан). Зубья 14 секторов контактируют с образованием «зубчатой передачи». По меньшей мере, один зубчатый сектор соединен валом с расположенным в фюзеляже механизмом 15 поворота вращения, например, содержащем гидроцилиндр 16, зубчатую рейку 17, зубчатые колеса (шестерни) 18.
Изготавливают модель самолета, содержащую фюзеляж 1 с двигателем 3, кабиной 4 экипажа, пассажирским и/или грузовым отсеками 5, хвостовым оперением 6, шасси 7. На фюзеляже (сверху, выше центра тяжести) закрепляют пластины 11 и 12 с размещенными между ними и опирающимися на шарики 13 «шарикоподшипников» зубчатыми секторами 8, жестко соединенными с крыльями 2. Зубчатые сектора, имеющие зубья 14, отверстия 9 для вала 10, соединяют с расположенным в фюзеляже механизмом 15 поворота вращения. При создании в гидроцилиндре 16 необходимого давления рабочей среды (жидкости) зубчатая рейка 17 занимает положение (соответствующее давлению среды), заставляя поворачиваться зубчатые колеса (шестерни) 18, жестко соединенные валами с зубчатыми секторами крыльев. Устанавливая требуемое давление рабочей среды в гидроцилиндре, крылья можно «сложить» вдоль фюзеляжа или придать им иное угловое положение (возможные положения крыльев показаны пунктирными линиями на фиг.1-3).
Такое выполнение летательного аппарата позволяет определять наилучшее расположение крыльев относительно фюзеляжа при стендовых испытаниях; изменять положение крыльев при его старте, полете и посадке, резко сократить занимаемую им площадь в условиях стоянки в ангарах и на аэродромах.
Источники информации
1. Энциклопедический словарь юного техника. - М.: Педагогика, 1980 - с.9-20.
Класс B64C3/40 изменение угла стреловидности