механизм перемещения затвора
Классы МПК: | E02B8/04 клапаны, задвижки и тп; глубинные затворы |
Патентообладатель(и): | Панфилов Александр Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-11-03 публикация патента:
10.01.2011 |
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям. Механизм перемещения затвора содержит затвор, блоки, канат и противовес. Противовес включает раму, в которой расположен статический балласт, состоящий из бетонных блоков, между которыми расположен динамический балласт. Динамический балласт состоит из сыпучего материала в металлической емкости, имеющей в донной части люк, закрывающийся шарнирно закрепленной крышкой, поджатой Г-образным рычагом, малым его плечом, в то время как его большое плечо через кольцо при помощи троса соединено со штурвалом на пульте управления гидросооружения. Достигаются повышение уровня безопасности и снижение эксплуатационных расходов гидросооружения. 2 ил.
Формула изобретения
Механизм перемещения затвора, содержащий затвор, блоки и канат, отличающийся тем, что он имеет противовес, включающий раму, в которой расположен статический балласт, состоящий из бетонных блоков, между которыми расположен динамический балласт, состоящий из сыпучего материала в металлической емкости, имеющей в донной части люк, закрывающийся шарнирно-закрепленной крышкой, поджатой Г-образным рычагом малым его плечом, в то время как его большое плечо через кольцо при помощи троса соединено со штурвалом на пульте управления гидросооружения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям.
Известны затворы, перемещение которых осуществляется при помощи механизма подъема за счет электрической энергии. Недостатком такого механизма является, как правило, то, что его работа осуществляется за счет энергии электростанции этого гидросооружения, что приводит к трагическим последствиям при аварии на станции /ЧП на Саяно-Шушенской ГЭС - наглядный пример/.
Цель изобретения - повышение безопасности и снижение эксплуатационных расходов.
Поставленная цель достигается тем, что затвор при помощи канатов, перекинутых через блоки, уравновешивается противовесом, включающим: раму, в которой расположен статический балласт /бетонные блоки/, между ними динамический балласт, состоящий из сыпучего материала /гравия/ в металлической емкости, имеющей в днище люк, закрывающийся шарнирно закрепленной крышкой, поджатой Г-образным рычагом, малым его плечом, в то время как его большое плечо через кольцо при помощи троса соединено со штурвалом на пульте управления станции.
На фиг.1 изображен общий вид; на фиг.2 - фрагмент.
Механизм состоит из: затвора - 1, блоков - 2, канатов - 3, рамы - 4, блоков статических /условно не показаны/, блок динамический, включающий: емкости - 5, наполнитель - 6, люк - 7, крышку - 8, рычаг - 9, ось - 10 на кронштейне /условно не показана/, кольцо - 11, трос - 12 и штурвал - 13.
Технология производства механизма следующая. Простота элементов механизма позволяет его изготовить и собрать в условиях производственной базы /мастерских/ гидросооружения. Готовые элементы подают на сборочную площадку. Затвор - 1 блоки - 2 при помощи канатов - 3 соединяют с рамой - 4 противовеса. В раму устанавливают блоки /статистической балласт/ и готовую металлическую емкость - 5, закрывают люк - 7 крышкой - 8 малым плечом рычага - 9, вращая его против часовой стрелки оси - 10. Емкость заполняют наполнителем - 6. Большое плечо рычага через кольцо - 11 при помощи троса - 12 соединяют со штурвалом - 13. Механизм собран.
В статике механизм находится в дежурном режиме, т.е. затвор вверху, противовес внизу.
В динамике, при аварии, оператор вращает штурвал - 13, натягивает трос - 12 и через кольцо 11 вращает рычаг - 9 по часовой стрелке вокруг оси - 10, освобождает крышку - 8, которая под весом /собственным/ и наполнителя - 6 открывается и тем самым гравий высыпается. Масса противовеса становится меньше, и происходит медленное опускание затвора для перекрытия водовода.
Для перемещения затвора в исходное положение достаточно закрыть крышку люка и заполнять емкость наполнителем, и затвор медленно начнет подниматься вверх. Как только затвор и противовес займут исходное положение, рычаг через кольцо при помощи троса соединяют со штурвалом.
Существенным отличием предложенного механизма перемещения затвора является то, что его работа не связана с дополнительным источником энергии и, тем более, энергией, вырабатываемой самим гидросооружением. Конструктивная простота повышает уровень безопасности и снижает строительные и эксплуатационные расходы гидросооружения.