борьба с пожаром в рельсовых транспортных средствах
Классы МПК: | A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных |
Автор(ы): | ШПРАКЕЛЬ Дирк (DE), ДИРКСМАЙЕР Роджер (DE), ЛАККОНЕН Макс (DE) |
Патентообладатель(и): | ФОГТЕК БРАНДШУТЦ ГМБХ УНД КО. КГ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-21 публикация патента:
27.01.2011 |
Изобретение относится к рельсовому транспортному средству, включающему систему пожаротушения с резервуаром для хранения средства пожаротушения, систему трубопроводов, устройство подачи средства пожаротушения, а также компрессорное устройство. Для совершенствования эксплуатационной безопасности предлагается, чтобы компрессорное устройство было соединено с устройством подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства, чтобы посредством устройства подачи сжатого воздуха в системе трубопровода создавалось статичное давление, а пожар обнаруживался при падении давления в системе трубопровода. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Система пожаротушения для рельсового транспортного средства с резервуаром для хранения средства пожаротушения, системой трубопроводов, устройством для выпуска средства пожаротушения, а также компрессорным устройством, отличающаяся тем, что компрессорное устройство соединено с устройством подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства, при этом компрессорное устройство выполнено с возможностью создавать в системе трубопроводов статичное давление, система трубопроводов заполнена находящимся под статичным давлением газом и пожар обнаруживается при падении давления в системе трубопроводов.
2. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара падение давления обеспечивают устройства подачи средства пожаротушения.
3. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара падение давления выше чем падение давления, вызванное утечками в системе трубопровода.
4. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в устройстве для выпуска средства пожаротушения предусмотрен предохранительный колпачок, выполненный с возможностью обнаруживать возникновение пожара.
5. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрен пожарный сигнализатор, выполненный с возможностью обнаруживать возникновение пожара.
6. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что при падении давления восстанавливается соединение текучей среды между резервуаром для хранения средства пожаротушения и системой трубопроводов.
7. Система пожаротушения по п.6, отличающаяся тем, что соединение текучей среды создается посредством предохранительной мембраны или клапана.
8. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара устройство подачи сжатого воздуха рельсового транспортного средства вытесняет текучую среду для пожаротушения при помощи сжатого воздуха.
9. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара текучая среда для пожаротушения выносится из устройства выпуска средства пожаротушения с высоким давлением между 80 и 200 бар.
10. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что в случае пожара устройства выпуска средства пожаротушения производят мелкораспыленное средство пожаротушения.
11. Система пожаротушения по п.1, отличающаяся тем, что устройства выпуска средства пожаротушения имеют, по меньшей мере, форсунку для мелкого распыления средства пожаротушения.
12. Рельсовое транспортное средство, включающее систему пожаротушения по любому из пп.1-11.
Описание изобретения к патенту
Рельсовые транспортные средства все больше используются в современном обществе для решения задач инфраструктуры в области пассажирского сообщения. Естественно, что к поездам, перевозящим пассажиров, следует предъявлять наиболее высокие требования, касающиеся противопожарной защиты. До настоящего времени высокие требования предъявляются прежде всего к материалам, применяемым в поездах. Соответствующие нормы и прочие требования к конструкции поездов, их строительству и выбору материала стесняют производителей поездов и эксплуатационников при реализации новых проектов. При восстановлении списанных с баланса транспортных средств выполнять официальные инструкции бывает очень сложно или вообще невозможно.
Нужно считаться также с тем, что в течение ближайших лет все больше рельсовых коммуникаций будет частично или полностью перенесено под землю. Поэтому, учитывая проблемы, возникающие при обеспечении противопожарной безопасности в туннелях, в этом отношении будут постоянно расти требования, предъявляемые к рельсовым транспортным средствам.
К этому можно добавить, что конструкция транспортных средств и выбор материала могут оказывать влияние исключительно на саму горючесть перемещаемого по рельсам материала. И напротив, никак нельзя повлиять на такие перевозимые пассажирами огнеопасные грузы, как одежда и багаж. Даже вряд ли можно воспрепятствовать доставке поджигателями веществ, активизирующих огонь.
Устанавливаемые до настоящего времени устройства пожаротушения, да и то только в исключительных случаях, в пассажирских салонах рельсовых транспортных средств изготавливались до сих пор преимущественно типа Открытая система или Мокрая система .
В первом случае дополнительно требуется устанавливать систему пожарной сигнализации, которая обнаруживает возгорания, а затем выдает сигнал устройству пожаротушения на его активизацию в соответствующей зоне. Чтобы сделать издержки промышленного оборудования в отношении управляемых клапанов незначительными, соответствующие устройства для выпуска средств пожаротушения активируются не по отдельности, а последовательно группами. Следствием этого является то, что масса примененного средства пожаротушения больше, чем при целенаправленной отдельной активации устройств. А это опять же влечет за собой необходимость повышенного запаса средств пожаротушения и соответствующего увеличения транспортируемого груза.
При Мокрой системе устройства выпуска средства пожаротушения активируются посредством термического прерывающего элемента отдельных устройств. Таким образом осуществляется активация отдельных устройств. Правда, в этом случае средством пожаротушения должна быть заполнена вся сеть трубопровода, вплоть до устройств для выпуска средств пожаротушения. Это нежелательно, поскольку незначительные или большие утечки в трубопроводной сети, образующиеся вследствие типичной для транспортных рельсовых средств вибрации, при определенных обстоятельствах могут привести к выпуску средств пожаротушения, вследствие чего даже небольшое количество выпущенных средств может вызвать существенные повреждения.
Под вышеупомянутыми мероприятиями по усовершенствованию противопожарной защиты понимаются так называемые пассивные мероприятия. Как сообщалось, они значительно стесняют производителей и эксплуатационников. Осуществление пассивных мероприятий противопожарной защиты вообще не позволяет решать важные задачи.
Поэтому задача изобретения заключается в решении этих проблем или, по меньшей мере, в сведении их к минимуму.
Предлагаемое решение предусматривает наполнение находящимся под давлением газом, в частности воздухом, трубопроводов, соединяющих резервуар для хранения средства пожаротушения (или насос) с устройствами выпуска средства пожаротушения.
Предметом изобретения является рельсовое транспортное средство согласно пункту 1 формулы изобретения, а также устройство пожаротушения согласно пункту 12 формулы изобретения.
Если вследствие теплового воздействия открывается одно из устройств выпуска средства пожаротушения, то давление в системе трубопровода падает настолько, что посредством соответствующего устройства открывается механизм, отделяющий трубопровод от средства пожаротушения. Затем сеть трубопровода заполняется средством пожаротушения, после чего оно может выходить из ранее активированного устройства (устройств) выпуска средства пожаротушения. Если газ или воздух выходит, но не вследствие активации устройства выпуска средства пожаротушения, а из-за (небольшой) утечки, сеть трубопровода не заполняется средством пожаротушения, пока газ или воздух подводится до восстановления обычного расчетного давления.
Наиболее предпочтительно, если система трубопровода наполняется воздухом в режиме резерва , который поступает из сети сжатого воздуха транспортного средства. В таком случае можно было бы отказаться от транспортировки дополнительных баллонов высокого давления.
Другая специальная форма осуществления состоит в том, что сжатый воздух транспортного средства используется, кроме того, для вытеснения средства пожаротушения из резервуара для хранения средства пожаротушения в сеть трубопровода.
Следующая форма осуществления дополнительно предусматривает (простые) пожарные извещатели. Сеть трубопровода наполняется средством пожаротушения уже при первом сигнале о пожаре пожарных извещателей и при происходящем одновременно существенном падении давления. Поступление только лишь сигнала Падение давления является сигналом, предупреждающим о наличии утечки. Очень важно постоянно осуществлять наблюдение за сетью трубопровода на наличие утечек, чтобы в случае реальной опасности гарантировать исправное срабатывание. Таким образом, исключается вариант, при котором сеть трубопровода в режиме резерва останется просто незаполненной и без давления газа или воздуха.
На фиг.1 показано рельсовое транспортное средство 2 с системой пожаротушения. В вагоне 4 предусмотрено устройство 6 подачи сжатого воздуха. Устройство 6 подачи сжатого воздуха может быть расположено как в вагоне 4, так и в моторном вагоне. Посредством устройства 6 подачи сжатого воздуха приводятся в действие работающие от пневматики механизмы рельсового транспортного средства 2. Это могут быть, например, тормоза. Наряду с устройством 6 подачи сжатого воздуха в вагоне 4 предусмотрены еще одно компрессорное устройство 8, а также резервуар 10 для хранения средства пожаротушения. Для тушения пожара система 12 трубопроводов соединена с резервуаром 10 для хранения средства пожаротушения. В системе 12 трубопровода расположены форсунки 14а, 14b распыления средства пожаротушения. Описанное устройство работает следующим образом:
в состоянии покоя по линии 7 сжатый воздух питает компрессорное устройство 8 от устройства 6 подачи сжатого воздуха. Посредством сжатого воздуха, получаемого от устройства 6 подачи сжатого воздуха, в системе 12 трубопроводов компрессорным устройством 8 создается статическое давление. К тому же, имеется соединение 11 между системой 12 трубопровода и компрессорным устройством 8. Статическое давление может находиться в пределах нескольких бар. Утечки в системе 12 трубопровода приводят к незначительному падению давления в пределах мбар, причем наблюдаются вялые падения давления, то есть падения давления происходят в течение длительного промежутка времени. Такие падения давления обнаруживаются через соединение 11 в компрессорном устройстве 8. Посредством сжатого воздуха, получаемого от устройства 6 подачи сжатого воздуха, регулируется статическое давление. Таким образом в системе 12 трубопровода поддерживается устойчивое статическое давление.
В случае пожара огонь может быть обнаружен посредством предохранительных колпачков форсунок 14, распыляющих средство пожаротушения. Это происходит вследствие того, что предохранительные колпачки при повышенной температуре лопаются, и сжатый воздух может выходить из системы 12 трубопровода. Также возможны и другие средства обнаружения пожара. Для обнаружения пожара может использоваться сжатый воздух таким образом, чтобы при пожаре, в частности при повышенной температуре, открывалась система 12 трубопровода, а сжатый воздух мог выходить. Наряду с этим может быть предусмотрен отдельный пожарный извещатель (не показан), с помощью которого сигнал о пожаре можно передать вручную.
В заключение предлагается, что в случае пожара, т.е., по меньшей мере, при падении давления в системе 12 трубопровода, однако предпочтительно, как при падении давления в системе 12 трубопровода, так и при срабатывании пожарной сигнализации посредством пожарного извещателя, сжатый воздух выталкивается из компрессорного устройства 8 через соединение 9 в резервуар 10 для хранения средства пожаротушения. Под воздействием сжатого воздуха текучая среда для пожаротушения устремляется из резервуара 10 для хранения средства пожаротушения в систему 12 трубопровода и через небольшой промежуток времени доходит до форсунок 14 распыления средства пожаротушения. Предпочтительно, чтобы компрессорное устройство 8 производило высокое давление, например, от 80 до 200 бар. За счет этого форсунки 14 распыления средств пожаротушения производят мелкораспыленное средство огнетушения.
Если пожар обнаружен, что может происходить при падении давления в системе 12 трубопровода через соединение 11 в компрессорном устройстве 8, то в резервуаре 10 для хранения средства пожаротушения создается высокое давление. Это может привести к тому, что первоначально закрытое соединение между резервуаром 10 для хранения средства пожаротушения и системой 12 трубопровода открывается. Запирание этого соединения может происходить, например, как посредством мембраны, лопающейся при повышенном давлении, так и через клапан. В случае пожара в компрессорном устройстве 8 соединение 11 с системой 12 трубопровода закрыто и находящийся под давлением воздух поступает через соединение 9 в резервуар 10 для хранения средства пожаротушения.
Наряду с воздухом любой другой газ также может использоваться для обеспечения высокого давления в системе 12 трубопровода.
Благодаря предложенному соединению между устройством 6 подачи сжатого воздуха и компрессорным устройством 8 можно найти другое применение для уже имеющихся в вагоне 4 насосов. Трудоемкость монтажа системы пожаротушения для рельсовых транспортных средств снижается. Капиталовложения остаются незначительными, а затраты на техническое обслуживание могут быть минимизированы.
Класс A62C3/07 на транспортных средствах, например дорожных