устройство для предотвращения смещения грузов в трюме и сохранения плавучести судна
Классы МПК: | B63B25/24 средства для предотвращения нежелательных перемещений грузов, например прокладки B63B43/12 с использованием внутренних воздушных емкостей |
Автор(ы): | Бухарицин Петр Иванович (RU), Беззубиков Лев Германович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-07-09 публикация патента:
27.01.2011 |
Изобретение относится к области судостроения. Устройство для предотвращения смещения грузов в трюме и сохранения плавучести судна характеризуется тем, что по всей длине трюма к палубе и бортам прикреплены сложенные в виде пакетов гибкие оболочки из воздухонепроницаемого материала. Оболочки через запорную арматуру подключены к судовой системе сжатого воздуха. Обеспечивается плавучесть судна при аварии и повышается надежность его в эксплуатации. 4 ил.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения смещения грузов в трюме и сохранения плавучести судна, характеризующееся тем, что по всей длине трюма судна к палубе и бортам прикреплены сложенные в виде пакетов гибкие оболочки из воздухонепроницаемого материала, которые через запорную арматуру подключены к судовой системе сжатого воздуха.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения и позволяет предотвратить смещение грузов в трюме и сохранить плавучесть судна.
Известно судно для перевозки массовых грузов по а.с. su № 1318481 (публикация 1987 г.), содержащее подпалубные и скуловые переборки в виде пневмоблоков, изготовленных из газонепроницаемого материала, подключенных к системе сжатого воздуха с регулирующими клапанами.
Недостатком данного изобретения является сложность конструкции переборок, а также необходимость использования балластно-осушительной системы судна.
Наиболее близким к заявленному является устройство для предотвращения смещения пакетированных и сыпучих грузов в трюме судна по а.с. su № 1763285 (публикация 1992 г.), содержащее размещенный в трюме судна настил из шарнирно прикрепленных к палубе и бортам секций из чередующихся по всей длине трюма судна мягких и жестких панелей, а также узлов прижима секций к свободной поверхности грузов в виде силовых гидроцилиндров.
Недостатком указанного изобретения является металлоемкость, сложность конструкции и высокая стоимость изготовления панелей, шарниров, гидроцилиндров и их установки в трюме судна.
Техническая задача - упрощение конструкции, снижение стоимости, надежность в работе, а также сохранение плавучести судна при аварии.
Технический результат заявленного устройства - повышение надежности в эксплуатации. Он достигается тем, что по всей длине трюма судна к палубе и бортам прикреплены сложенные в виде пакетов гибкие оболочки из воздухонепроницаемого материала, которые через запорную арматуру подключены к судовой системе сжатого воздуха.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображен общий вид устройства;
На фиг.2а - работа устройства при заполнении трюма небольшим количеством сыпучего груза;
На фиг.2б - работа устройства при полном заполнении трюма сыпучим грузом;
На фиг.3а - работа устройства при частичном заполнении трюма сыпучим грузом;
На фиг.3б - работа устройства с целью сохранения плавучести судна при наличии пробоины в борту судна;
На фиг.4 - вид по стрелке А на фиг.2а.
Устройство для предотвращения смещения грузов 1 в трюме 2 и сохранения плавучести судна 3 содержит палубные и бортовые пакеты 4 и 5 с гибкими оболочками 6 и подведенные к ним трубы судовой системы сжатого воздуха 7 с запорной арматурой 8.
Устройство работает следующим образом:
Сжатый воздух по трубам судовой системы сжатого воздуха 7 и запорную арматуру 8 заполняет гибкие оболочки палубных и бортовых пакетов 4 и 5, они опускаются на предварительно выровненный сыпучий груз 1 (или ровно уложенные другие виды груза) и плотно прижимают его, препятствуя его перемещению в трюме 2.
В зависимости от степени загрузки трюма судна возможны следующие варианты работы устройства:
Вариант 1 (фиг.2а). Трюм 2 заполнен небольшим количеством груза 1. При этом груз занимает нижнюю часть трюма. В этом случае груз прижимается гибкими оболочками 6 только бортовых пакетов 5.
Вариант II (фиг.2б). Трюм 2 загружен полностью. В этом случае груз 1 прижимается гибкими оболочками 6 только палубных пакетов 4, предотвращая перемещение груза в подпалубные пространства.
Вариант III (фиг.3а). Трюм 2 частично заполнен грузом 1. В этом случае груз 1 прижимается гибкими оболочками 6 как палубных, так и бортовых пакетов 4 и 5.
Вариант IV (фиг.3б). В случае образования пробоины 9 в корпусе судна 3, для предотвращения затопления забортной водой трюма 2, гибкие оболочки 6 палубных и бортовых пакетов 4 и 5 заполняют сжатым воздухом по трубам судовой системы сжатого воздуха 7 и запорную арматуру 8, что способствует уменьшению интенсивности поступления забортной воды в трюм 2 и сохраняет плавучесть судна 3 при аварии.
Возврат гибких оболочек в исходное состояние осуществляется стравливанием из них воздуха, просушкой и складыванием в виде палубных и бортовых пакетов, вновь готовых к применению.
Положительный эффект заключается в том, что для использования данного устройства не требуется специального, дорогостоящего оборудования, достаточно обычного воздушного компрессора, который имеется на любом судне, и несложной модернизации трюмов, что позволяет эффективно применять данное устройство для обеспечения живучести судна.
Класс B63B25/24 средства для предотвращения нежелательных перемещений грузов, например прокладки
Класс B63B43/12 с использованием внутренних воздушных емкостей