жаропрочный порошковый сплав на основе никеля
Классы МПК: | C22C19/05 с хромом |
Автор(ы): | Гарибов Генрих Саркисович (RU), Гриц Нина Михайловна (RU), Иноземцев Александр Александрович (RU), Востриков Алексей Владимирович (RU), Федоренко Елизавета Александровна (RU), Андрейченко Игорь Леонардович (RU), Зубарев Геннадий Иванович (RU), Карягин Дмитрий Андреевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский институт легких сплавов" (ОАО "ВИЛС") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2009-10-23 публикация патента:
27.01.2011 |
Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к жаропрочным сплавам на основе никеля, предназначенным для тяжелонагруженных деталей, работающих при повышенных температурах в газотурбинных двигателях. Предложен жаропрочный порошковый сплав на основе никеля, содержащий, мас.%: углерод 0,06-0,13, хром 8,0-12,0, кобальт 14,0-16,0, вольфрам 5,4-7,0, молибден 2,0-3,5, титан 3,0-4,5, алюминий 3,0-4,5, ниобий 1,5-2,5, тантал 0,5-4,0, гафний 0,05-0,5, рений 0,2-0,7, бор 0,005-0,05, цирконий 0,001-0,05, магний 0,001-0,05, железо 0,01-1,0, марганец 0,001-0,5, кремний 0,001-0,5, никель - остальное. Сплав характеризуется высокими показателями прочности, ползучести и пониженной скоростью распространения усталостных трещин при рабочих температурах. 1 табл.
Формула изобретения
Жаропрочный порошковый сплав на основе никеля, содержащий углерод, хром, кобальт, вольфрам, молибден, титан, алюминий, ниобий, гафний, бор, цирконий и магний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит тантал, рений, железо, марганец и кремний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод | 0,06-0,13 |
Хром | 8,0-12,0 |
Кобальт | 14,0-16,0 |
Вольфрам | 5,4-7,0 |
Молибден | 2,0-3,5 |
Титан | 3,0-4,5 |
Алюминий | 3,0-4,5 |
Ниобий | 1,5-2,5 |
Тантал | 0,5-4,0 |
Гафний | 0,05-0,5 |
Рений | 0,2-0,7 |
Бор | 0,005-0,05 |
Цирконий | 0,001-0,05 |
Магний | 0,001-0,05 |
Железо | 0,01-1,0 |
Марганец | 0,001-0,5 |
Кремний | 0,001-0,5 |
Никель | остальное |
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области металлургии, в частности к порошковой металлургии жаропрочных сплавов на основе никеля, предназначенных для тяжелонагруженных деталей, работающих при повышенных температурах в газотурбинных двигателях (ГТД).
Известен жаропрочный никелевый сплав, предназначенный для деталей газовых турбин, состава (в мас.%):
Углерод | - 0,02-0,10 |
Хром | - 8,0-10,0 |
Вольфрам | - 5,2-5,9 |
Молибден | - 3,6-4,3 |
Титан | - 1,5-3,4 |
Алюминий | - 4,3-5,3 |
Ниобий | - 1,0-2,0 |
Гафний | - 0,1-0,4 |
Бор | - 0,001-0,05 |
Цирконий | - 0,001-0,05 |
Магний | - 0,001-0,08 |
Церий | - 0,001-0,06 |
Никель | - остальное |
(Патент РФ 2131943, C22C 19/05, 1999 год).
Недостатками этого сплава являются низкие характеристики прочности, жаропрочности и чувствительность сплава к концентраторам напряжений при рабочих температурах, что существенно снижает ресурс работы изделия.
Известен жаропрочный сплав на основе никеля, состава (в масс.%):
Углерод | - 0,02-0,10 |
Хром | - 9,0-11, 0 |
Кобальт | - 14,0-16,0 |
Вольфрам | - более 5,5-6,5 |
Молибден | - 3,0-3,8 |
Титан | - 4,0-4,2 |
Алюминий | - 3,4-4,2 |
Ниобий | - 1,5-2,2 |
Гафний | - 0,1-0,2 |
Бор | - 0,005-0,05 |
Цирконий | - 0,001 - не более 0,005 |
Магний | - 0,001-0,05 |
Никель | - остальное |
(патент РФ 2257420, C22C 19/05, 2005 год) - прототип.
Недостатками этого сплава являются низкие характеристики прочности ( в 650°C) и ползучести ( 0,2/100), и высокая скорость распространения усталостной трещины (СРТУ) при рабочих температурах.
Предлагается сплав на основе никеля, содержащий компоненты в следующем соотношении (в мас.%):
Углерод | - 0,06-0,13 |
Хром | - 8,0-12,0 |
Кобальт | - 14,0-16,0 |
Вольфрам | - 5,4-7,0 |
Молибден | - 2,0-3,5 |
Титан | - 3,0-4,5 |
Алюминий | - 3,0-4,5 |
Ниобий | - 1,5-2,5 |
Тантал | - 0,5-4,0 |
Гафний | - 0,05-0,5 |
Рений | - 0,2-0,7 |
Бор | - 0,005-0,05 |
Цирконий | - 0,001-0,05 |
Магний | - 0,001-0,05 |
Железо | - 0,01-1,0 |
Марганец | - 0,001-0,5 |
Кремний | - 0,001-0,5 |
Никель | - остальное. |
Предлагаемый сплав отличается от прототипа тем, что он дополнительно содержит тантал, рений, марганец, кремний и железо при следующем соотношении компонентов в мас.%:
Углерод | - 0,06-0,13 |
Хром | - 8,0-12,0 |
Кобальт | - 14,0-16,0 |
Вольфрам | - 5,4-7,0 |
Молибден | - 2,0-3,5 |
Титан | - 3,0-4,5 |
Алюминий | - 3,0-4,5 |
Ниобий | - 1,5-2,5 |
Тантал | - 0,5-4,0 |
Гафний | - 0,05-0,5 |
Рений | - 0,2-0,7 |
Бор | - 0,005-0,05 |
Цирконий | - 0,001-0,05 |
Магний | - 0,001-0,05 |
Железо | - 0,01-1,0 |
Марганец | - 0,001-0,5 |
Кремний | - 0,001-0,5 |
Никель | - остальное. |
Технический результат - повышение характеристик прочности, ползучести и снижение скорости распространения усталостной трещины при рабочих температурах и, как следствие, повышение ресурса работы и надежности изделия из предлагаемого сплава.
Это достигается тем, что предлагаемый состав порошкового сплава обеспечивает одновременное увеличение прочности границ и тела зерна за счет карбидного упрочнения, упрочнения -матрицы и '-фазы, а также одновременно позволяет исключить образование внутренних пор в процессе распыления порошка и, в результате, получать плотные беспористые заготовки, прессуемые из него.
Пример
Методом порошковой металлургии был изготовлен и опробован сплав предлагаемого состава
Углерод | - 0,09 |
Хром | - 10,0 |
Кобальт | - 15,0 |
Вольфрам | - 6,0 |
Молибден | - 2,5 |
Титан | - 3,8 |
Алюминий | - 3,8 |
Ниобий | - 1,8 |
Тантал | - 2,0 |
Гафний | - 0,2 |
Рений | - 0,5 |
Бор | - 0,02 |
Цирконий | - 0,02 |
Магний | - 0,03 |
Железо | - 0,5 |
Марганец | - 0,3 |
Кремний | - 0,2 |
Никель | - остальное. |
Также был получен сплав по составу - прототипу.
Механические свойства при рабочей температуре 650°С предлагаемого сплава и сплава-прототипа определены по стандартным методикам испытания и представлены в таблице.
Таблица | ||||||
650°С | ||||||
Предел прочности В | Предел текучести 0,2 | Относительное удлинение | Относительное сужение | Предел ползучести 0,2/100 | СРТУ К=44 МПа·м0,5 | |
МПа | % | МПа | мм/цикл | |||
предлагаемый | 1635 | 1189 | 12,6 | 16,3 | 998 | 1,5·10 -4 |
прототип | 1420 | 1088 | 7,5 | 7,8 | 830 | 8,2·10 -4 |
Из таблицы видно, что сплав предлагаемого состава при рабочей температуре 650°С превосходит прототип по характеристикам прочности: на 13-15% по пределу прочности; на 8-10% по пределу текучести, а также на 18-20% - по пределу ползучести. При этом предлагаемый сплав имеет скорость распространения усталостной трещины в 5-6 раза меньше, чем прототип.
Таким образом, применение предлагаемого сплава для изготовления валов, дисков и др. деталей ГТД позволит повысить ресурс работы двигателя в 1,3-1,5 раза и увеличить его эксплуатационную надежность на 20-25%.